Дело № 2-1337/2013
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
20 августа 2013 года г.Орск
Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Фирсовой Н.В.,
при секретаре Мейнцер Е.Н.,
с участием помощника прокурора Октябрьского района г. Орска Мальцевой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Орска, действующего в интересах Антонова С.А. , к администрации г. Орска, Правительству Оренбургской области об обязании предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Октябрьского района г.Орска, действуя в интересах Антонова С.А., обратился в суд с иском к администрации г.Орска об обязании предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. В обоснование иска указал, что Антонов С.А. является лицом из числа <данные изъяты>. Антонов С.А. признан нуждающимся в жилом помещении по категории <данные изъяты> 22.06.2010 года Антонов С.А. окончил <данные изъяты>. Однако до настоящего времени администрацией города жилое помещение Антонову С.А. не предоставлено.
В связи с указанными обстоятельствами прокурор просит обязать администрацию г.Орска, Правительство Оренбургской области предоставить Антонову С.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Истец Антонов С.А. в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г.Орска Мальцева Ю.Ю. заявленные требования поддержала в полном объеме, дав объяснения аналогичные доводам иска.
Представитель ответчика администрации г. Орска в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В представленном суду отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражал в удовлетворении иска. Ссылается на установленный с 01 января 2013 года порядок предоставления жилых помещений, указанной категории лиц, предусматривающий, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилые помещения относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Жилое помещение предоставляется в порядке, установленном законодательством РФ.
Представитель ответчика Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В представленном суду отзыве на исковое заявление просил провести судебное разбирательство в его отсутствие, возражал в удовлетворении иска. Ссылается на установленный с 01 января 2013 года порядок предоставления жилых помещений, указанной категории лиц, предусматривающий подачу заявления о включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое подается в орган исполнительной власти Оренбургской области в сфере образования. Включение в данный список осуществляется в порядке очередности по соответствующему муниципальному образованию в зависимости от даты принятия уполномоченным органом решения о включении в список.
Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства Управления образования администрации г.Орска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав помощника прокурора Октябрьского района г. Орска, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность по созданию условий для реализации этого права.
В соответствии со ст.44 Конституции РФ дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (введена Федеральным законом от 29.02.2012 года № 15-ФЗ).
В силу ст.8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. ФЗ от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Законом Оренбургской области от 18 марта 2013 года № 1420/408-V-ОЗ (в редакции от 27.02.2013 года) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области» государственные полномочия Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления.
Судом установлено и подтверждается свидетельством о рождении, что матерью Антонова С.А. является ФИО5, которая решением Октябрьского районного суда г. Орска от 14.12.2010 года лишена родительских в отношении в отношении сына, сведения об отце Антонова С.А. в актовой записи о рождении указаны со слов матери.
Постановлением администрации г. Орска от 17.11.2010 года № над несовершеннолетним Антоновым С.А.установлено попечительство, попечителем назначена ФИО6
22.06.2010 года Антонов С.А. окончил <данные изъяты>
29.06.2013 года Антонов С.А. окончил <данные изъяты>, что подтверждается дипломом серии №
30.01.2013 года Антонов С.А., относящийся к категории <данные изъяты>, обратился в жилищный отдел администрации г. Орска с заявлением о включении его в список <данные изъяты>
Согласно сообщению администрации г. Орска от 07.06.2013 года, Антонов С.А. включен в областной реестр <данные изъяты>, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Ранее Антонов С.А. был поставлен на учет в администрации г.Орска в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, по категории <данные изъяты>, однако постановлением администрации г.Орска от 02.08.2013 года №-п Антонов С.А. снят с учета в связи с включением в список детей<данные изъяты>, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
Из содержания справок ГУП Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости», выписок из ЕГРП следует, что недвижимого имущества по праву собственности Антонов С.А. не имеет.
Судом установлено, что в настоящее время Антонов С.А. проживает в квартире <адрес>, собственником которой является ФИО6 Согласно договору приватизации от 06.02.2006 года указанная квартира передана в собственность ФИО6 с учетом одного человека. Иные лица в приватизации данной квартиры участия не принимали.
Таким образом, Антонов С.А. относится к категории лиц из числа <данные изъяты>, окончил образовательное учреждение, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, также не имеет в собственности жилого помещения. Кроме того, до 01 января 2013 года Антонов С.А. не реализовал свое право на получение жилого помещения. Поэтому он в силу указанных положений закона имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
При этом суд учитывает, что на момент обращения Антонова С.А. с заявлением о предоставлении жилья, им соблюдён установленный порядок обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения, и он признан нуждающимся в жилом помещении. На момент рассмотрения дела жильём не обеспечен.
Основания для лишения Антонова С.А. гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, отсутствуют.
В силу статьи 5 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 октября 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен новый порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно указанным изменениям законодательства на органы государственной власти субъектов РФ возлагается основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для реализации нового порядка обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц принят нормативно-правовой акт регионального значения, способствующий реализации положений федерального законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года № 1853/389-IV-ОЗ (в редакции от 27.02.2013 года) «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год (статья 6 названного Закона).
Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости возложения на администрацию г. Орска обязанности предоставить Антонову С.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, а в иске к Правительству Оренбургской области полагает необходимым отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Орска, действующего в интересах Антонова С.А. , удовлетворить частично.
Обязать администрацию г. Орска однократно предоставить Антонову С.А. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
В удовлетворении исковых требований к Правительству Оренбургской области отказать.
Решение может быть обжаловано и на него принесено апелляционное представление в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 26 августа 2013 года