Дело № 2-8239/3-2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 октября 2014 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Маловой Н.Б.,
при секретаре Павловой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глуховой А. С. к Администрации Петрозаводского городского округа об оспаривании решения органа местного самоуправления и понуждении к предоставлению в первоочередном порядке земельного участка,
установил:
Истица обратилась в суд по тем основаниям, что 20 мая 2014 г. было подано заявления в Администрацию г. Петрозаводска, с просьбой предоставить истице земельный участок под индивидуальное жилищное строительство. Каждый раз Глухова А.С. получала ответ, исходя из которого становилось понятно, что земли ей не предоставят, так как ее нет. Согласно Постановлению Администрации Петрозаводского городского округа № 3155: «...Постановить: признать необходимость и возможность проведения капитального ремонта в дом <адрес>...» Ответ из Администрации Петрозаводского городского округа на обращение истицы: «... Учитывая, что с 22 октября 1992 г. Вы состоите в Администрации на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. С присвоением порядного номера общей очереди №4137, Вы имеете право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в целях улучшения своих жилищных условий.... В настоящее время возможность предоставления земельных участков в районах индивидуальной жилой застройки.. .. Гражданам, имеющим право на получение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство без торгов исчерпана.... В связи с чем предлагаю Вам обратиться в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство после разработки и опубликования схем размещения земельных участков на официальном сайте Администрации.... Кроме того, при следующем обращении в Администрацию необходимо приложить копии Вашего паспорта... Создание очереди действующим законодательством не предусмотрено, в связи с этим ранее поданные заявление в дальнейшей работе не учитываются». Написанные мною обращения основаны на статье 17 Федерального закона от 24.11.95 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». На основании выше изложенного, истец просила признать ответ Администрации г. Петрозаводска в предоставлении земельного участка в собственность незаконным и необоснованным и обязать Администрацию г. Петрозаводска предоставить свободный от любых видов вещного права земельный участок, а также возместить расходы, связанные с оплатой в размере: <данные изъяты> руб. за оказание юридических услуг, <данные изъяты> руб. за оформление нотариальной доверенности.
В судебное заседание истица не явилась, извещена о рассмотрении дела. Представитель истицы – Поташева П.Г., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена судом о рассмотрении дела, ранее в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, указала, что истица обращалась в Администрацию за предоставлением участка для индивидуального жилищного строительства.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в представленном отзыве просил рассмотреть настоящее дело в его отсутствие. В представленном отзыве Администрация не согласилась с заявленными требованиями.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Глухова А. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом <данные изъяты> группы, что подтверждается справкой Филиала МСЭ по Республике Карелия № от ДД.ММ.ГГГГ года, инвалидность установлена бессрочно.
Истица на основании ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обращалась в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Администрация Петрозаводского городского округа 26.06.2014 года в ответе № 111-46-2994-Г сообщила истице, что она является нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеет право на первоочередное предоставление земельного участка, однако в настоящее время возможность предоставления земельных участков в районах существующей индивидуальной жилой застройки гражданам, имеющим право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без торгов, исчерпана. Администрация планирует использовать перспективные территории жилой застройки, в том числе район Кукковка- III. Инвалиды и семьи, имеющие в своем составе ребенка-инвалида, в том числе заявитель, могут обратиться в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства после опубликования информации о предстоящем предоставлении земельных участков на главной странице официального сайта Администрации.
Истец, считая отказ незаконным, обратился в суд с требованием о понуждении Администрации Петрозаводского городского округа к предоставлению истице, в первоочередном порядке земельного участка на праве аренды в установленных для индивидуального жилищного строительства размерах, в порядке, предусмотренном статьей 30.1 Земельного кодекса РФ, за исключением положений, касающихся необходимости проведения аукциона.
В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и порядок постановки их на учет в качестве нуждающихся урегулирован ст.ст. 51-52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, Глухова А. С. зарегистрирована по адресу: <адрес>, общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м. В указанной квартире также зарегистрированы и проживают Белоусова Л.А., Белоусова В.В., Красков Э.С. Указанная квартира является муниципальной, подлежит капитальному ремонту в соответствии с постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 29.06.2012 года № 3155. Иного имущества у истицы не имеется.
Согласно ответа Управления жилищного хозяйства Администрации от 15.10.2014 года истица состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма в составе семьи дочери Белоусовой Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ года, учетный номер общей очереди №.
Каких либо жилых помещений или земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственности истец не имеет.
При таких обстоятельствах суд находит доказанным факт нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий. Указанные обстоятельства Администрацией на момент обращения истицы в Администрацию не оспаривались. При этом при рассмотрении настоящего дела доказательств невозможности предоставления истице земельного участка на территории Петрозаводского городского округа суду не представлено, в то время как согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Кроме того о возможности предоставления участков в будущем Администрация указала истице в своем отказе. В рамках заявленных требований, с которыми Администрация не согласилась, истицей испрашивается любой участок на территории Петрозаводского городского округа.
Так как решение о предоставлении земельного участка принимается в отношении конкретного земельного участка, выбранного заявителем, то вопрос о предоставлении такого участка может быть разрешен на стадии исполнения решения суда, с учетом предельных размеров предоставляемых участков.
Согласно п.3 ст.30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Однако указанная норма не содержит требования об указании конкретного земельного участка, либо приложения документов, указывающих на необходимость предоставления именно такого земельного участка (как это указано в ст. 31 ЗК РФ).
Кроме того, согласно ст. 2 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
При таких обстоятельствах органу местного самоуправления необходимо создавать гражданам, признанным инвалидами и членам их семей, условия равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Однако указание Администрацией на необходимость повторного обращения за предоставлением земельного участка существенно ограничивает возможности таких граждан, обусловленные имеющимися недостатками здоровья, что недопустимо.
На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности требований истицы и необходимости их удовлетворения в полном объеме.
Понуждая Администрацию предоставить истице земельный участок, суд исходит из того, что Администрацией должны быть соблюдены требования ст. 30.1 ЗК РФ, а также предусмотренный ею порядок и сроки предоставления земельного участка, за исключением положений о необходимости проведения аукциона.
В порядке ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию расходы на оформление доверенности в размере <данные изъяты> рублей. В порядке ст. 100 ГПК РФ подлежат взысканию расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей, указанные расходы суд находит соразмерными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить Глуховой А. С. в первоочередном порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории Петрозаводского городского округа, на праве аренды, в установленных для индивидуального жилищного строительства размерах, в порядке, предусмотренном ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением положений, касающихся необходимости проведения аукциона.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округ в пользу Глуховой А. С. расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей, расходы на удостоверение доверенности в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Б.Малова
Мотивированное решение изготовлено 21 октября 2014 года.