Дело № 2- 165/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2013 года п. Игра Удмуртской Республики
Игринский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Емельяновой С.Н.,
при секретаре Ершовой М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Игринского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО « Сепское» о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений,
УСТАНОВИЛ :
Прокурор Игринского района УР в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений, указывая при этом, что на земельном участке общей площадью 21 000 кв.м., расположенного в 2100 метрах юго-западнее д. Палым расположен водоем - пруд, используемый Корепановым П.В. и гражданами для личных нужд, а также в качестве пожарного водоема. Также на земельном участке общей площадью 1633 кв.м., расположенного в 350 м. восточнее д. Лудошур расположен водоем - пруд, используемый Селиверстовым Н.А. и гражданами для личных нужд, а также в качестве пожарного водоема. Данное гидротехническое сооружение представляет собой земляную насыпь, примерными размерами 2 м - высоты, 4 м. - ширины, 40 м. - длины, диаметр железной трубы 50 см, длиной 5 м. Сведений о зарегистрированных правах на гидротехнические сооружения прудов, расположенных по адресам : УР, Игринский район, в 2100 метрах юго-западнее д. Палым и в 350 метрах восточнее д. Лудошур не имеется. В соответствии с п.п. 1,3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Однако Администрацией МО «Сепское» указанные действия не выполнены, с заявлением в Игринский отдел Управления Федеральной Регистрационной службы по УР о принятии указанных гидротехнических сооружений Администрация МО «Сепское» не обращалась, до настоящего времени собственники гидротехнических сооружений, эксплуатирующие организации не определены. В связи с отсутствием собственника указанных гидротехнических сооружений прудов, эксплуатирующих их организаций, а также непринятия Администрацией МО «Сепское» мер по их определению и постановке указанных гидротехнических сооружений на учет, постоянный контроль за состоянием гидротехнических сооружений, соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, предусмотренные ст. 9 Федерального Закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», не обеспечиваются. Кроме того, гидротехнические сооружения пруда, в нарушение ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» не обладают свойствами, позволяющими обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов, в связи с чем существует угроза причинения ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, материальных потерь и нарушения условий жизнедеятельности людей. Указанные обстоятельства согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» имеют признаки чрезвычайной ситуации. Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68 ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества, возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу. Таким образом, непринятие Администрацией МО « Сепское» мер по определению собственника гидротехнических сооружений указанных прудов, эксплуатирующих их организаций, постановке указанных гидротехнических сооружений на учет нарушает законные интересы граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в области охраны окружающей среды, что создает угрозу причинения ущерба здоровью и имуществу граждан, а так же окружающей среде. На основании изложенного, прокурор Игринского района УР просит суд обязать Администрацию МО «Сепское» в срок до 01.10.2013 г. принять меры по постановке на учёт бесхозяйных гидротехнических сооружений прудов, расположенных по адресам : УР, Игринский район, в 2100 метрах юго-западнее д. Палым., УР, Игринский район, в 350 метрах восточнее д. Лудошур.
Представитель прокуратуры Игринского района УР Воронов А.В. в судебном заседании от исковых требований в части принятия мер по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения пруда, расположенного по адресу: УР, Игринский район, в 2100 метрах юго-западнее д. Палым., отказался, отказ от части исковых требований судом принят, о чем вынесено отдельное определение. В остальной части исковые требования поддержал в полном объеме: просит обязать Администрацию МО «Сепское» в срок до 01.10.2013 года принять меры по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения пруда, расположенного по адресу : УР, Игринский район, в 350 метрах восточнее д. Лудошур.
Представитель ответчика - Тронина Н.А., действующая на основании доверенности от 16.04.2013 года, требования прокурора Игринского района УР признала полностью, пояснив суду, что Администрацией МО «Сепское» будут приняты меры по постановке на учет гидротехнического сооружения пруда, расположенного по адресу : УР, Игринский район, в 350 метрах восточнее д. Лудошур.
Третье лицо на стороне ответчика Селиверстов Н.А. не возражает, если требования прокурора судом будут удовлетворены.
Третье лицо на стороне ответчика Корепанов П.В., будучи надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания, в суд не явился.
Дело, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие третьего лица Корепанова П.В.
Суд, выслушав стороны, изучив письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Согласно уведомления, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на объект недвижимого имущества: гидротехническое сооружения пруда, адрес: Удмуртская Республика, Игринский район в 350 метрах восточнее д. Лудошур, отсутствуют.
Из справки, представленной Игринским филиалом ГУП «Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества» видно, что сведений о зарегистрированных правах на гидротехнические сооружения пруда, расположенное по адресу: УР, Игринский район, в 350 метрах восточнее д. Лудошур, не имеется.
Из ответа Администрации МО «Игринский район» следует, что в Администрации Игринского района отсутствуют сведения о регистрации прав на гидротехническое сооружение, расположенное по адресу: УР, Игринский район, в 350 метрах восточнее д. Лудошур.
Согласно справки, выданной Администрацией МО «Сепское» установлено, что на балансе Администрации МО «Сепское» гидротехническое сооружение пруда расположенного по адресу : УР, Игринский район, в350 метрах восточнее д. Лудошур не состоит, на учет в Игринском отделе Управления Росреестра по Удмуртской Республике не поставлен.
Договором аренды № 1157/3 от 04.02.2011 года установлено, что Администрация Игринского района УР предоставляет, а Селиверстов Н.А. принимает в аренду земельный участок общей площадью 1633 кв.м., расположенный в 350 метрах восточнее д. Лудошур Игринского района УР для завершения строительства пруда с целью рыбохозяйственной деятельности и в качестве пожарного водоема.
Согласно п.п. 1,3 ст. 225 Гражданского Кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник который неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Вопросы, касающиеся принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей урегулированы Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580.
В соответствии с п.п. 4,5 Положения на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых не известны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
В судебном заседании установлено, что гидротехническое сооружение пруда площадью 1633 кв.м. расположенное в 350 метрах восточнее д. Лудошур Игринского района УР находится на территории МО «Сепское », имеет признаки бесхозяйного.
В силу ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», основным назначением гидротехнического сооружения, к которым, в частности, относятся плотины, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, является использование водных ресурсов и предотвращение вредного воздействия вод и жидких отходов.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
Однако гидротехническое сооружение пруда, расположенного по адресу : УР, Игринский район, в 350 метрах северо-восточнее д. Лудошур, как следует из изложенного выше, указанными свойствами не обладает, в связи с чем существует угроза причинения ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, материальных потерь и нарушения условий жизнедеятельности людей и указанные обстоятельства согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» имеют признаки чрезвычайной ситуации.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера граждане Российской Федерации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества, возмещение ущерба, причиненного их здоровью имуществу.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отнесено к вопросам местного значения муниципального образования - поселения.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, ст. 3, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
По требованию статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.
Указанные конституционные права граждан обеспечиваются соблюдением хозяйствующими субъектами установленных экологических требований и нормативов, при несоблюдении которых гражданам не гарантируется благоприятная среда обитания, что создает угрозу причинения вреда здоровью человека.
Исходя из выше изложенного следует, что непринятие Администрацией МО « Сепское » мер по определению собственника гидротехнического сооружения пруда, расположенного по адресу : УР, Игринский район в 350 метрах восточнее д. Лудошур, эксплуатирующей его организации, постановке указанного гидротехнического сооружения на учет нарушаются гарантированные Конституцией РФ и Федеральными законами права и законные интересы граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в области охраны окружающей среды, что создает угрозу причинения ущерба здоровью и имуществу граждан, а также окружающей среде.
Таким образом, суд, исследовав доказательства по делу в их совокупности, считает, что исковые требования прокурора Игринского района УР подлежат удовлетворению. Срок, до которого прокурор просит принять меры по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения пруда, расположенного по адресу : УР, Игринский район, в 350 метрах восточнее д. Лудошур, а именно до 01.10.2013 года, по мнению суда, является разумным.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Игринского района Удмуртской Республики к Администрации МО «Сепское» о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Сепское» в срок до 01.10.2013 года принять меры по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения, расположенного по адресу : Удмуртская Республика, Игринский район, в 350 метрах восточнее д. Лудошур.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в месячный срок со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Игринский районный суд Удмуртской Республики.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>