66RS0004-01-2021-006623-79
Дело №2-5122/2021
Мотивированное решение изготовлено 10.09.2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 сентября 2021 года Ленинский районный суд г. Екатеринбурга <адрес> в составе председательствующего судьи Лазаревой В.И., при секретаре Зименковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> г. Екатеринбурга к Администрации г. Екатеринбурга, ЕМУП «СУЭРЖ» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с указанным иском. С учетом уточнений просил возложить обязанность на Администрацию города Екатеринбурга и Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие «Специализированное управление эксплуатации и реабилитации жилья» солидарно принять следующие меры по сохранению объекта культурного наследия областного значения «Комплекс брусковых коттеджей, 1945 год, архитектор М.В. Рейшер: дом жилой», расположенного по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, в срок до <//>: получить в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; разработать научно-проектную документацию в соответствии с указанным заданием; обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации и представить на согласование в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия <адрес>; получить разрешение и провести работы по сохранению объекта культурного наследия; по завершении работ по сохранению объекта культурного наследия сдать в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> отчетную документацию; обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны объекта культурного наследия и представить его на утверждение в Управление государственной охраны объектов культурного наследия <адрес>.
В судебном заседании представитель истца требования с учетом уточнений поддержал по предмету и основаниям.
Представитель администрации г. Екатеринбурга в судебном заседании в удовлетворении требований к администрации просил отказать. Пояснил, что объект передан на праве хозяйственного ведения ЕМУП «СУЭРЖ», считает администрацию ненадлежащим ответчиком.
Ответчик ЕМУП «СУЭРЖ» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно надлежащим образом, письменных возражений не представил.
Представитель третьего лица Управления государственной охраны объектов культурного наследия СО требования поддержал, представил письменный отзыв.
Третье лицо МКУ "Екатеринбургский Центр по охране и использованию исторического и культурного наследия" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно надлежащим образом, представил письменный отзыв. С учетом установленного законом порядка выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия просили установить срок для выполнения работ 5 лет.
Суд, с учетом мнения сторон, определил рассмотреть дело при установленной явке и имеющихся доказательствах.
Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования к ЕМУП «СУЭРЖ» обоснованным и подлежащими удовлетворению, в удовлетворении требований к Администрации г. Екатеринбурга надлежит отказать, по следующим основаниям.
<адрес> г. Екатеринбурга проведена проверка соблюдения действующего законодательства об объектах культурного наследия.
Положениями ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В ходе прокурорской проверки установлено, что объект культурного наследия по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, содержится в ненадлежащем состоянии, требует принятия мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия. На фасадах объекта культурного наследия наблюдаются следы намокания стен; ветхость деревянных оконных заполнение, в оконных заполнениях первого этажа объекта культурного наследия установлены металлопластиковые стеклопакеты с нарушением исторической расстекловки; ветхость крыши.
Согласно информации, предоставленной Управлением государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> <//>, до настоящего времени заявления о выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от собственников объекта в Управление не поступали. Проектная документация, обосновывающая проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, на согласование в Управление не направлялась.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела документами и не оспорены ответчиками.
<адрес> Совета народных депутата от <//> № «О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры <адрес>» объекты недвижимого имущества, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> лит. Б и Большакова, <адрес>, лит. А, признаны объектом культурного наследия областного значения «Комплекс брусковых коттеджей, 1945 год, архитектор М.В. Рейшер: дом жилой, жилой дом».
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от <//> № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Ст. 3 Федерального закона № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (ч.1 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ).
Согласно ст. 48 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Согласно ст. 40 Федерального закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Федеральным законом № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Согласно пп. 1-3 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия законные владельцы объекта культурного наследия обязаны:
1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;
В силу п. 9 ст. 48 Федерального закона № 73-ФЗ в случае если в отношении объекта культурного наследия не оформлены охранные документы, предусмотренные Федеральным законом № 73-ФЗ, лицо, у которого возникает право собственности на объект культурного наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, предусмотренные п. 1-3 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ.
Объект культурного наследия зарегистрирован в ЕГРН, как объект «нежилое здание» площадью 158 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0601054:57, находится в собственности муниципального образования «город Екатеринбург» (запись в ЕГРН от <//>), и на основании Постановления Администрации г. Екатеринбурга от <//> № передан в хозяйственное ведение ЕМУП «СУЭРЖ» (запись в ЕГРН от <//>).
В соответствии с п. 1 ст. 47.6 Федерального закона от <//> N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) охрана объектов культурного наследия обеспечивается в том числе заключением охранного обязательства объекта культурного наследия, предусматривающего определенные требования, направленные на сохранение, содержание и использование объекта в случае угрозы ухудшения его состояния. Приведенная статья устанавливает также не только требования к форме охранного обязательства, порядок его утверждения, мероприятия, подлежащие включению в охранное обязательство, а также предусматривает круг лиц, на который оформлением охранного обязательства должны быть возложены соответствующие обязанности. При этом обязанным лицом по исполнению предусмотренных в охранном обязательстве мероприятий является лицо, обладающее определенными полномочиями в отношении такого объекта.
Так, в соответствии с п. 11 ст. 47.6 Закона N 73-ФЗ, если иное не установлено данным пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
Данная позиция изложена в пункте 23 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <//>.
Таким образом, надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является ЕМУП «СУЭРЖ».
С учетом установленных обстоятельств, суд считает требования к ЕМУП «СУЭРЖ» подлежащими удовлетворению, срок исполнения считает возможным установить 36 месяцев со дня вступления решения в законную силу, исходя из необходимости соблюдения порядка выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, предусмотренного положениями ст. 45 ФЗ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» и сроков их выполнения и утверждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требования <адрес> г. Екатеринбурга к ЕМУП «СУЭРЖ» удовлетворить.
Возложить обязанность на ЕМУП «СУЭРЖ» обязанность принять меры по сохранению объекта культурного наследия областного значения «Комплекс брусковых коттеджей, 1945 год, архитектор М.В. Рейшер: дом жилой», расположенного по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, в срок 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- получить в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
- разработать научно-проектную документацию в соответствии с указанным заданием;
- обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации и представить на согласование в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия <адрес>;
- получить разрешение и провести работы по сохранению объекта культурного наследия;
- по завершении работ по сохранению объекта культурного наследия сдать в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> отчетную документацию;
- обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны объекта культурного наследия и представить его на утверждение в Управление государственной охраны объектов культурного наследия <адрес>.
В удовлетворении требований к Администрации г. Екатеринбурга – отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья:
По состоянию на <//> решение в законную силу не вступило.
Судья: