РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 марта 2013 г. Советский районный суд г.Самара в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
при секретаре Кузнецовой Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №
по исковому заявлению Галимова Р.Р. к Федеральному казенному учреждению Лечебное исправительное учреждение № 4 ГУФСИН России по Самарской области (далее по тексту ФКУ ЛИУ-4 ГУФСИН России по Самарской области) о признании незаконным решения жилищной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Галимов Р.Р. обратился в суд с иском к ФКУ ЛИУ-4 ГУФСИН России по Самарской области) о признании незаконным решения жилищной комиссии, в котором просил признать недействительным решение жилищной комиссии ФКУ ЛИУ-4 ГУФСИН России по Самарской области в части исключения Галимова Р.Р. из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий; обязать восстановить Галимова Р.Р. (состав семьи 3 человека) в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в письменном отзыве на иск.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Галимовсостоит на службе в системе Федеральной службы исполнения наказаний. Выслуга лет Галимова Р.Р. на ДД.ММ.ГГГГ составляет в календарном исчислении <данные изъяты>., в льготном исчислении <данные изъяты> мес., что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ЛИУ-4 ГУФСИН России по Самарской области.
Из материалов дела усматривается, что по заявлению Галимова Р.Р. на основании решения жилищной комиссии ИК-4 от ДД.ММ.ГГГГ Галимов Р.Р. и члены его семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и включены в списки очередности на получение жилой площади.
Установлено и представителем ответчика не оспаривалось, то на протяжении 9 лет Галимов Р.Р. ежегодно подтверждал статус нуждающегося в улучшении жилищных условий путем представления необходимых документов, подтверждающих отсутствие в его собственности и собственности членов его семьи недвижимого имущества.
ДД.ММ.ГГГГ Галимовым Р.Р. получено уведомление ответчика о том, что для формирования, обновления и уточнения дел, находящихся в жилищной комиссии ФКУ ЛИУ-4 ГУФСИН России по Самарской области, необходимо представить сведения о месте проживания в 2001 году с указанием собственника жилья, занимаемой общей и жилой площади.
Во исполнение данного уведомления Галимовым Р.Р. представлены справки № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации сельского поселения <данные изъяты> о том, что Галимов Р.Р. и ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы по адресу: <адрес>, но фактически по данному адресу не проживали, а также справка № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации сельского поселения <данные изъяты> о том, что Галимов Р.Р. был зарегистрирован по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и вместе с ним были зарегистрированы жена ФИО3, мать ФИО4 и сын ФИО5, отчим ФИО7, общая площадь дома <данные изъяты> кв.м, жилая площадь <данные изъяты> кв.м, собственником помещения является ФИО4
Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что по мнению ГУФСИН России по Самарской области Галимов Р.Р., снявшись с регистрационного учета по адресу: <адрес>, искусственно ухудшил свои жилищные условия и не подлежал в течение 5 лет принятию на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Так, общая площадь дома составляла <данные изъяты> кв.м, жилая – <данные изъяты> кв.м, на указанной площади было зарегистрировано пять человек, на каждого проживающего в указанном помещении приходилось по <данные изъяты> кв.м. жилой площади.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании жилищной комиссии (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) Галимов Р.Р. исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий без указания основания исключения.
ДД.ММ.ГГГГ (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) Галимов Р.Р. исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищный условий на основании требований п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ.
Суд считает данный отказ необоснованным по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Согласно п. 5 "а" Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях и изъявившие такое желание сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Приведенная норма представляет собой дополнительную гарантию улучшения жилищных условий сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы в форме предоставления при наличии определенных условий государственных жилищных сертификатов, из нее следует, что признание гражданина в установленном законом порядке нуждающимся в жилье является обязательным условием для возникновения у него права претендовать на получение сертификата при увольнении из органов уголовно-исполнительной системы.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с жилищного учета в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Несостоятельным является довод ответчика о том, что выписавшись из жилого помещения по адресу: <адрес>, Галимов Р.Р. намеренно ухудшил жилищные условия, при этом скрыл от жилищной комиссии указанные обстоятельства.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5254-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.
Галимову Р.Р. было предоставлено служебное жилье от МО РФ по адресу: <адрес>.
Поскольку Галимов Р.Р. сменил место жительства, его действия по снятию с регистрационного учета по прежнему месту жительства <адрес>, являются законными и не могут быть расценены как неправомерные действия.
Более того, жилое помещение, в котором Галимов Р.Р. проживал до того момента, как переехал в <адрес>, принадлежит на праве собственности его матери ФИО4
Факт того, что Галимов Р.Р. не скрывал данные о предыдущем месте проживания, подтверждается ксерокопиями паспортов Галимова Р.Р. и ФИО3, содержащимися в жилищном деле Галимова Р.Р., которые жилищной комиссии при постановке на учет проверялись.
Решение жилищной комиссии ФКУ ЛИУ-4 ГУФСИН России по Самарской области о снятии с учета Галимова Р.Р. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий могло быть обусловлено лишь положениями статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Между тем, действия Галимова Р.Р. по снятию с регистрационного учета в связи со сменой места жительства и постановке на учет по новому месту жительства, нельзя признать умышленными и недобросовестными и являющимися препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, поскольку доказательств того, что факт регистрации по месту жительства, который сам по себе не противоречит закону, был осуществлен с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, в материалах дела не имеется.
К тому же, к моменту вынесения решения о снятии истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на заседании жилищной комиссии ФКУ ЛИУ-4 ГУФСИН России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ прошло более 5 лет с момента как Галимов Р.Р. был снят с регистрационного учета по адресу: <адрес>, в связи с чем правовые основания для признания представленных Галимовым Р.Р. сведений, послуживших основанием для принятия на жилищный учет, не соответствующими действительности, не имелось.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение жилищной комиссии Федерального казенного учреждения Лечебное исправительное учреждение № 4 ГУФСИН России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) в части исключения Галимова Р.Р. из списка нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Возложить на Федеральное казенное учреждение Лечебное исправительное учреждение № 4 ГУФСИН России по Самарской области обязанность по восстановлению Галимова Р.Р. (состав семьи 3 человека) в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самара в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.В.Сергеева