ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 6 апреля 2022 г. №3а-28/2022
Верховный Суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Республики Мордовия Михеева Олега Сергеевича,
при секретаре Ермаковой Светлане Владимировне,
с участием в деле:
административного истца – Цыпцына Михаила Васильевича, его представителя Николаева Николая Николаевича,
административного ответчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»),
административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее – Управление Росреестра по Республике Мордовия),
административного ответчика – Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия (далее – Госкомимущество Республики Мордовия),
заинтересованного лица – Администрации городского округа Саранск,
заинтересованного лица – Администрации Новофедоровского сельского поселения Старошайговского муниципального района Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании 6 апреля 2022 г. в г.Саранске Республики Мордовия административное дело по административному исковому заявлению Цыпцына М.В. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости,
установил:
Цыпцын М.В. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков:
- с кадастровым номером <№>, общей площадью 2158 000 кв.м., с местоположением установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка имеющего почтовый адрес: <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, установленной по состоянию на 11 июля 2012 г. в размере 4557 696 рублей;
- с кадастровым номером <№>, общей площадью 1180 000 кв.м., с местоположением установленным относительно ориентира, расположенного за пределами участка, <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, установленной по состоянию на 1 января 2012 г. в размере 3740 600 рублей.
Административный истец просит установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№> равной их рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетами об оценке рыночной стоимости земельных участков от 30 ноября 2021 г. <№> и <№>, подготовленными оценщиком Общества с ограниченной ответственностью «Каплан» – членом СРО Региональная ассоциация оценщиков Л.В.В., соответственно, по состоянию на 11 июля 2012 г. в размере 2630 000 рублей, по состоянию на 1 января 2012 г. в размере 1438 000 рублей.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что поскольку он является собственником указанных земельных участков, несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
Административный ответчик ФГБУ «ФКП Росреестра» письменно уведомило суд, что не возражает относительно удовлетворения административного иска, не имеет возражения относительно представленного отчета оценщика.
Административный ответчик Управление Росреестра по Республике Мордовия в отзыве на административное исковое заявление указало, что является ненадлежащим ответчиком, так как Управлением оценка спорных объектов недвижимости не осуществлялась. Результаты определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости Управление не утверждало.
Заинтересованное лицо Администрация Новофедоровского сельского поселения Старошайговского муниципального района Республики Мордовия не возражало относительно удовлетворения административного иска.
В судебное заседание административный истец Цыпцын М.В. и его представитель Николаев Н.Н., представители административных ответчиков Госкомимущества Республики Мордовия, ФГБУ «ФКП Росреестра», Управления Росреестра по Республике Мордовия, заинтересованного лица Администрации Новофедоровского сельского поселения Старошайговского муниципального района Республики Мордовия, Администрации городского округа Саранск, не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили. При этом, от административного истца Цыпцына М.В., представителя административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра», представителя заинтересованного лица Администрации Новофедоровского сельского поселения Старошайговского муниципального района Республики Мордовия поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации), не усматривается, и суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Исследовав письменные материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 4 КАС Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 245 КАС Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Из материалов дела усматривается, что сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков внесены в реестр объектов недвижимости 11 июля 2012 г. и 10 января 2014 г., то есть срок, предусмотренный частью 3 статьи 245 КАС Российской Федерации, истек 11 июля 2017 г. и 10 января 2019 г. Вместе с тем, о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости административный истец обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением – 27 декабря 2021 г.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» пропуск срока, предусмотренного частью 3 статьи 245 КАС Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что с 11 июля 2012 г. и 10 января 2014 г. в государственный кадастр недвижимости не вносились очередные результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, в связи с чем, суд полагает возможным удовлетворить ходатайство административного истца о восстановлении срока для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, принимая также во внимание, что собственником спорных объектов недвижимости административный истец стал с 19 марта 2015 г.
В соответствии с требованиями статьи 62 КАС Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 КАС Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон №218-ФЗ) в реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), являющегося составной частью Единого государственного реестра недвижимости, вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Пунктами 1, 2, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК Российской Федерации) предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с положениями статьи 66 ЗК Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 г. №1555-О, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки земельного участка, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости и является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее -Закон №135-ФЗ) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно абзаца второго статьи 24.18 Закона №135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснил, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК Российской Федерации).
Порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Судом установлено, что Приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 28 ноября 2013 г. №342-З «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Мордовия» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, перечень которых сформирован по состоянию на 1 января 2012 г.
В утвержденный перечень объектов недвижимости вошел и спорный объект недвижимости с кадастровым номером <№> и согласно представленной информации филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республики Мордовия значения кадастровой оценки не изменялись и являются актуальными в настоящее время.
Согласно представленной информации кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <№> была определена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республики Мордовия.
Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость. При этом достоверность установленной кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости и законность ее утверждения, порядок внесения сведений о нем в ЕГРН, предметом оспаривания в этом случае не являются.
Как следует из материалов дела и установлено судом, правообладателем спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами <№>, <№> с 19 марта 2015 г. является Цыпцын М.В.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН, содержащей сведения о характеристиках объекта недвижимости, и не оспариваются лицами, участвующими в деле.
Из указанного следует, что юридически значимой датой, на которую в рамках настоящего дела подлежит установлению рыночная стоимость, является 11 июля 2012 г. и 1 января 2012 г., что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, административный истец представил в суд отчеты оценщика об оценке рыночной стоимости земельных участков от 30 ноября 2021 г. <№> и <№>, в соответствии с которыми рыночная стоимость спорных земельных участков с кадастровыми номерами <№> и <№> по состоянию, соответственно, на 11 июля 2012 г. составляет 2 630 000 рублей и на 1 января 2012 г. – 1438000 рублей.
Судом установлено, что представленные административным истцом отчеты об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков соответствует требованиям Закона №135-ФЗ, в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. № 297, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. № 298, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. № 299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. №611, содержит подробное описание объекта оценки, анализ рынка объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость, описание процесса оценки объектов оценки в части применения подхода (подходов) к оценке. Выводы оценщика отвечают требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам. Оценщик является членом СРО Региональная ассоциация оценщиков, имеет соответствующие дипломы и свидетельства, необходимый стаж работы в оценочной деятельности, его гражданская ответственность застрахована. Выводы сделаны на основе метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке, применение которого суд находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка и сопоставимы с ними по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов. По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
При таких обстоятельствах оснований не доверять отчетам об оценке рыночной стоимости земельных участков от 30 ноября 2021 г. <№> и <№>, соответствующих требованиям статей 11, 17.1 Закона №135-ФЗ, у суда не имеется.
Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком итоговых величин рыночной стоимости спорных земельных участков, лицами, участвующими в деле, не заявлявшими ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы, в порядке статей 62, 63, 247 КАС Российской Федерации не представлено и в материалах дела не имеется.
Суд, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС Российской Федерации и установив по результатам такой оценки, что отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков отвечают принципам относимости, допустимости и достоверности и подтверждают рыночную стоимость спорных земельных участков в вышеназванном размере по состоянию на юридически значимые даты, приходит к выводу о том, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков, равной их рыночной стоимости по состоянию на 11 июля 2012 г. и 1 января 2012 г. подлежат удовлетворению в заявленном размере.
Исходя из предмета заявленного спора и положений действующего законодательства об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в результате, как массовой так и индивидуальной оценки, Управление Росреестра по Республике Мордовия является ненадлежащим ответчиком по делу, вследствие чего в удовлетворении заявленных требований к нему суд отказывает.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения административного истца с требованием об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, необходимо считать дату его обращения в суд – 27 декабря 2021 г.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Руководствуясь статьями 174, 180, 249, 297, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
административное исковое заявление Цыпцына Михаила Васильевича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить по состоянию на 11 июля 2012 г. кадастровую стоимость объекта недвижимости:
земельного участка с кадастровым номером <№>, общей площадью 2158000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> в сумме 2630000 (два миллиона шестьсот тридцать тысяч) рублей.
Административное исковое заявление Цыпцына Михаила Васильевича к Государственному комитету имущественных и земельных отношений Республики Мордовия об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить по состоянию на 1 января 2012 г. кадастровую стоимость объекта недвижимости:
земельного участка с кадастровым номером <№>, общей площадью 1180000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного <адрес>, в сумме 1438000 (один миллион четыреста тридцать восемь тысяч) рублей.
Датой подачи заявления Цыпцына Михаила Васильевича о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, сведения о которых подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости, считать 27 декабря 2021 г.
В удовлетворении административного иска Цыпцына Михаила Васильевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия О.С. Михеев
Мотивированное решение изготовлено 18 апреля 2022 г.