Подлинник Дело № 2-518/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2016г. с. Казачинское
Казачинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Вирт М.Ю.,
с участием представителя истца Хохряковой Р.З.
при секретаре Слабинской Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице территориального отдела в г. Лесосибирске к муниципальному бюджетному учреждению Момотовская средняя общеобразовательная школа, администрации Казачинского района Красноярского края об устранении нарушения законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
УСТАНОВИЛ
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице территориального отдела в г. Лесосибирске обратилось в суд с вышеуказанным иском, с учётом его уточнения, мотивировав тем, что Федеральным государственным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» (далее ФГУЗ «Центр» ) 14.03.2009г. выдано экспертное заключение о соответствии санитарным правилам и нормативам проекта зон санитарной 2-х (поисковых) разведочноэксплуатационных скважин для «Школы» в с. Момотово Казачинского района (далее МБОУ Момотовская СОШ), на основании заявления от 01.04.2009 №13/8917, в соответствии с договором ОАО «ТГИ ТГИ Красноярскгражданпроекта» и ФГУЗ «Центр» от 03.04.2009г. №2109.
На основании экспертного заключения Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю 05 августа 2009г. выдано санитрно-эпидемиологическое заключение № 21 49 31 000 Т000604 08 09 о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», зон санитарной охраны двух (поисковых) разведочноэксплуатационных скважин входящих в состав объекта «Школа» в с.Момотово Казачинского района, Красноярского края.
В соответствии с ч. 4 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
По информации, поступающей от Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, для утверждения проект округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения на утверждения в установленном порядке МБОУ Момотовская СОШ не обращалась.
В соответствии со ст. 11 Закона юридические лица обязаны: - выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; - обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. На основании изложенного управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице территориального отдела в г. Лесосибирске просит признать незаконными бездействия МБОУ «Момотовская СОШ», выраженное в неисполнении требований Федерального закона от 30.03.1999г. № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» нарушающим права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц, обязать ответчика устранить нарушения требований ч. 4 ст. 18 ФЗ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в части утверждения проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения для МБОУ «Момотовская СОШ» в п. Момотово Казачинского района Красноярского края, в установленном порядке Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края. Обязать администрацию Казачинского района принять меры по утверждению проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения для МБОУ «Момотовская СОШ» в п. Момотово Казачинского района Красноярского края в течении трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице территориального отдела в г. Лесосибирске Хохрякова Р.З. поддержала заявленные требования по изложенным выше обстоятельствам.
Представители МБОУ «Момотовская СОШ» и администрации Казачинского района Красноярского края в судебное заседание не явились, возражения по иску не представили.
С учётом того, что реализация права лиц, участвующих в судебном разбирательстве, на непосредственное участие в судебном процессе, осуществляется по собственному усмотрению этих лиц своей волей и в своём интересе, суд расценивает неявку сторон в судебное заседание на рассмотрение гражданского дела как их волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации указанного права, и полагает рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и соответчика.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2. ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч. 4 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среди обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов её производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 18 вышеназванного Закона использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Согласно требованиям ч. 4 ст. 18 Закона - проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 18 Закона - границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъект Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Зоны санитарной охраны (далее ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружении, а также территорий, на которых они расположены.
Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояс ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждена загрязнения воды источников водоснабжения.
Мероприятия на территории зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения проводятся с целью сохранения постоянства природного состав воды в водозаборе путем устранения и предупреждения возможности загрязнения.
В соответствии со ст. 1 Закона среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.
В силу ч. 1 ст. 4 Закона обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 2 Закона - одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционного права граждан на охрану здоровья.
В соответствии с требованиями п.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее СанПиН) - СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
В соответствии с требованиям п. 1.3 СанПиН - соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно требованиям п. 1.13 СанПиН - проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В соответствии с п. 1.6. СанПиН - организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
В соответствии со ст. 11 Закона юридические лица обязаны: - выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; - обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В судебном заседании установлено, что Федеральным государственным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» (далее ФГУЗ «Центр») 14.03.2009г. выдано экспертное заключение о соответствии санитарным правилам и нормативам проекта зон санитарной 2-х (поисковых) разведочноэксплуатационных скважин для «Школы» в с. Момотово Казачинского района (далее МБОУ Момотовская СОШ), на основании заявления от 01.04.2009 №13/8917, в соответствии с договором ОАО «ТГИ ТГИ Красноярскгражданпроекта» и ФГУЗ «Центр» от 03.04.2009г. №2109.
На основании экспертного заключения Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю 05 августа 2009г. выдано санитрно-эпидемиологическое заключение № 21 49 31 000 Т000604 08 09 о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», зон санитарной охраны двух (поисковых) разведочноэксплуатационных скважин входящих в состав объекта «Школа» в с.Момотово Казачинского района, Красноярского края. Согласно сведениям Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, для утверждения проекта округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения на утверждения в установленном порядке МБОУ Момотовская СОШ не обращалась. Таким образом МБОУ Момотовская СОШ допущено нарушение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в связи с чем, понуждение ответчика - МБОУ Момотовская СОШ к устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым, в целях обеспечения конституционного права граждан на охрану здоровья и права на биологическую безопасность.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока, в течение которого ответчик должен исполнить решение суда, суд принимает во внимание, что предложенный представителем истца срок устранения нарушений законодательства является разумным.
С учётом изложенного, а также учитывая, что все необходимые для рассмотрения дела доказательства по делу представлены, ходатайства о приобщении к делу иных доказательств либо об истребовании дополнительных доказательств не заявлены, суд приходит к выводу, что исковые требования управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице территориального отдела в г. Лесосибирске подлежат удовлетворению в полном объёме.
Таким образом, суд полагает возложить на администрацию Дудовского сельсовета Казачинского района Красноярского края обязанность в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить на находящемся в ведении ответчика кладбище площадку для мусора, убрать мусор, складированный на территории кладбища, вокруг кладбища, вывезти мусор.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице территориального отдела в г. Лесосибирске удовлетворить.
Признать незаконными бездействия МБОУ «Момотовская СОШ», выраженное в неисполнении требований Федерального закона от 30.03.1999г. № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» нарушающим права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц.
Обязать МБОУ «Момотовская СОШ» устранить нарушения требований ч. 4 ст. 18 ФЗ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в части утверждения проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения для МБОУ «Момотовская СОШ» в п. Момотово Казачинского района Красноярского края, в установленном порядке Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Обязать администрацию Казачинского района принять меры по утверждению проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения для МБОУ «Момотовская СОШ» в п. Момотово Казачинского района Красноярского края в течении трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Казачинский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - 27.12.2016г.
Судья М.Ю. Вирт