РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2018 года г. Чехов, Московской области
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Колотовкиной Е.Н.
при секретаре Дурневой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО3 к Администрации городского округа Чехов Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с уточненным иском к ответчикам и просил:
- Признать за ФИО3 право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 0,44 га, расположенный по адресу:<адрес>, расположенный на землях населенных пунктов, предназначенный для индивидуального жилищного строительства (л.д.5-7).
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО6 (л.д.54) исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам указанным в иске (л.д.5-7). Указав, дополнительно, что истец является законным владельцем участка, документы на землю выдавались государственными органами, согласование проводилось с Администрацией и с Лесфондом, участок отнесен к границам поселения, что установлено решением суда, и не подлежит доказыванию вновь. Так же, указав, что по заключению экспертизы по приобщенному делу, участок истца находится в границах земель поселения и не входит в зону земель лесного фонда. Истец производит оплату налогов, участок поставлен на кадастровый учет, учитывая разночтения в правоустанавливающих документах истца, в государственной регистрации права собственности было отказано.
Представитель ответчика по доверенности ФИО7 (л.д.48) в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, согласно письменных возражений по иску (л.д.57-58).
Представитель ответчика ФАЛХ в судебное заседание не явился,, ранее направил письменные возражения по иску, просил рассмотреть дело в отсутствии своего представителя (л.д.32-33). При таких обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствии ответчика.
Представитель третьего лица- Управления Росреестра по Московской области в судебное заседание не явился, направив заявление о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя (л.д.29). При таких обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствии третьего лица.
Выслушав показания участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
Судом установлено, истец на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобрел в собственность земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу:<адрес>, договор зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ за №, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами (л.д.8-9). На основании Постановления Главы Баранцевской сельской администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, истцу дополнительно был предоставлен земельный участок, площадью 0,05 га (л.д.49), о чем было выдано свидетельство (л.д.35-36 материалов гражданского дела №).
В ДД.ММ.ГГГГ году истец обратился в Администрацию и Управление лесного хозяйства по вопросу приобретения земельного участка 0,29 га. ДД.ММ.ГГГГ Управлением лесного хозяйства был обследован земельный участок испрашиваемый истцом, составлен акт, согласно которого при условий компенсации потерь, участок был передан в постоянное пользование земельного участка (л.д.11 материалов гражданского дела № ). Согласно землеотводному плану, утвержденного главным архитектором г.Чехова от ДД.ММ.ГГГГ, участок площадью 0,44 га передан в собственность истца (Л.д.13). Истец произвел оплату за приобретенный земельный участок в полном объеме (л.д.18).
ДД.ММ.ГГГГ был составлен землеотводный план участка, площадью 4400 кв.м., с КН №:ФИО3 (л.д.19).
Исходя из представленных документов на землю, Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству были внесены изменения в свидетельство о праве собственности на землю, в части указания оснований возникновения прав и площади земельного участка (л.д.11). Правоустанавливающие документы истца не оспаривались со стороны ответчика, так же как судом приняты во внимание обстоятельства введения дома в эксплуатацию и начисления налога за землю за период 1998 года по настоящее время, что подтверждается материалами данного гражданского дела (л.д.8-13,18-26), а также материалами приобщенного гражданского дела № (л.д.7-11,15,37-67,117-144).
Судом установлено, что Решением Чеховского городского суда МО от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Управления лесного хозяйства по <адрес> и <адрес> к ФИО3 было отказано (л.д.14-18). При рассмотрении данного спора, принимали участие как представитель ранее действующей Администрации Чеховского муниципального района <адрес>, так и представитель ранее действовавшего Управления лесного хозяйства. Решение суда вступило в законную силу.
Согласно обстоятельств, установленных судебным решением, учитывая, в том числе и позицию ответчика - Администрации ЧМР МО подтвердившего законность использования ФИО3 спорного земельного участка, земельный участок, площадью 0,44га в д.<адрес> принадлежит ФИО3 на праве собственности, на законных основанием, с учетом оплаты за землю, отвода земельного участка, а также с учетом его расположения на землях поселений.
Судом по ходатайству ответчика, были приобщены материалы гражданского дела № по иску ФИО3, по аналогично заявленным требованиям к тем же ответчикам, которое было оставлено без рассмотрения, по основаниям абз.8 ст.222 ГПК РФ (лю.<адрес> материалов дела №). Согласно заключения эксперта №, земельный участок с КН № входит в границы населенного пункта д.Попово (л.д.144-171 материалов дела №).
Согласно, материалов кадастрового дела на земельный участок с КН № участок поставлен на кадастровый учет, сведения о границах и координатах земельного участка с 2011 года внесены в ГКН, так же как на основании Постановления АЧМР МО от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с КН № отнесен к землям населенных пунктов (л.д.116-143 материалов дела №).
Судом установлено, что истец за земельный участок площадью 0,44 га производит оплату налога с 1999 года, равно как и обстоятельства отнесения земельного участка к землям поселений не было опровергнуто сторонами.
Судом установлено, что истец в кадастровых границах земельного участка возвел жилой дом, имеются строения, земельный участок используется под ИЖС, границы участка, его отвода соответствуют границам участка от 1999 года, что подтверждается материалами дела, кадастровым делом, землеотводными документами и не оспаривалось сторонами.
Судом установлено, что в связи с разночтениями в правоустанавливающих документах, истцу было отказано в государственной регистрации права на спорный земельный участок (л.д.16-17 материалов гражданского дела №).
Кроме того, суд учитывает, что 29 июля 2017 года был принят Федеральный Закон № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7). Кроме того, в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ).
Согласно определения Конституционного суда РФ от 21.09.2017г. № 1793-О, в правоприменительной, в частности судебной, практике не исключалось такое толкование статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации, при котором суды исходили из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и допускалась возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных.
Такое толкование вело к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым - к нарушению конституционных гарантий права собственности.
Для преодоления противоречивого толкования указанного законоположения в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
Тем самым федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции Федерального закона N 280-ФЗ), границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
В силу ст.ст. 11,12 ГК РФ защите, восстановлению подлежит нарушенное право. Учитывая, что правоустанавливающий характер носят исключительно сведения ЕГРН и правоустанавливающих документов, которые имеют приоритет по отношению к данным Лесного реестра, лесотаксационным материалам, а также принимая во внимание то обстоятельство, что земельный участок был сформирован и сведение о праве собственности на спорный земельный участок было зарегистрировано в ГКН до 01.01.2016г., категория и вид разрешенного использования участка, с момента его постановки на кадастровый учет не изменялись, права истца на земельный участок подлежат восстановлению, путем признания за истцом права собственности на земельный участок.
Согласно ч. 2 ст. 28 ЗК РФ, предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 ЗК РФ граждане имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан за исключением участков, которые не могут находиться в частной собственности.
Согласно ст. 36 Конституции РФ граждане вправе иметь в частной собственности землю, а также свободно владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей им землей, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленные гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации.
Согласно ч.3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу статей 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 2 статьи 7 Закона Московской области от 07.06.1996 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
В силу ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса" от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ предусмотрено право гражданина зарегистрировать в собственность земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности у гражданина возникают из актов государственных органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 18 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991г., который действовал на момент предоставления истцу земельного участка, к ведению сельских, поселковых Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений относилось: 1) предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование и передача их в собственность и аренду; 2) регистрация права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоров на временное пользование и аренду земельных участков, организация ведения земельного кадастра.
Согласно ст. 30 Земельного кодекса РСФСР граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка в собственность или пожизненное наследуемое владение, подают заявление в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со ст. 23 Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков. В заявлении должны быть указаны цель использования участка, предполагаемые размеры и его местоположение. По поручению Совета народных депутатов местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам в двухнедельный срок готовит необходимые материалы и представляет их на утверждение Совета народных депутатов. Принятое решение (либо выписка из него) о предоставлении земельного участка выдается гражданину в семидневный срок с момента его принятия. При передаче всего земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов является основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи Документов, удостоверяющих право собственности на землю.
В силу положений ст. 31 ЗК РСФСР право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов. Форма государственного акта утверждается Советом Министров РСФСР.
Согласно Инструкции "О порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственностина землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного пользования землей» от 09.03.1992 право собственности на землю,пожизненноенаследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование земельными участками удостоверяется государственным актом (п. 1.1).
Государственные акты по утвержденным формам выдаются органами местной администрации всем гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям при Доставлении им в установленном порядке земель в собственность, владение, пользование, а также при перерегистрации прав на предоставленный ранееземельный участок (п. п.1.4)
Границы земельных участков устанавливаются в натуре (на местности) специалистами комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам или по их мучению организациями, имеющими право на проведение указанных работ, с участием или представителей собственников земли, землевладельцев или Землепользователей, за которыми закрепляются земельные участки, и смежных землепользователей. При определении границ на местности составляется акт их установления восстановления), в котором дается описание положения границ на местности и делается запись о передаче собственникам земли, землевладельцам и землепользователям межевых знаков под наблюдение за сохранностью и об их ответственности за уничтожение знаков. После установления и закрепления границ земельного участка на местности или когда границы и размеры землевладения (землепользования) установлены ранее и не являются спорными, комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам вносятся в местную администрацию предложения для принятия решения о выдаче на эти участки государственных актов соответствующей формы (п. п. 2.4,2.5). Заполнению государственного акта предшествует составление чертежа границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании. Чертеж границ составляется на основании натурных измерений, имеющихся планово-картографических материалов или при наличии планов границ землепользовании, прилагаемых к ранее выданным документам, удостоверяющим право на землю (п.п.2.7,2.8). Материалы по выдаче государственного акта формируются в землеустроительное дело. Землеустроительные дела по выдаче государственных актов хранятся в районном (городском) комитете по земельной реформе и земельным ресурсам или в сельской, поселковой, городской администрации (п. 2.16,2.17)
Согласно ч.1 ст. 261 ГК РФ – Территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.
При этом, в силу ч.2 ст. 6 ЗК РФ - Земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Согласно, статье 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со статьей 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по ходатайству оказывает содействие в собирание и истребовании доказательств.
Руководствуясь ГК РФ, ЗК РСФСР, ЗК РФ, ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” от 24.07.2007 года № 221-ФЗ, ст.ст. 167, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 к Администрации городского округа <адрес>, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании права собственности на земельный участок, удовлетворить.
Признать за ФИО3 право собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 0,44 га, расположенный по адресу:<адрес>, расположенный на землях населенных пунктов, предназначенный для индивидуального жилищного строительства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись Е.Н.Колотовкина
Решение в окончательном виде составлено 14 декабря 2018 года
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>