Дело № 2-106/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2019 г. р.п. Знаменка, Тамбовская область
Знаменский районный суд Тамбовской области в составе: председательствующего судьи Нишуковой Е.Ю.,
с участием заместителя прокурора Знаменского района Тамбовской области
Бударина А.С.,
при секретаре Евсикове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Кузнецову В.А. и Кузнецовой Г.В. об устранении нарушения прав собственника, прекращении права пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета,
установил:
Минобороны РФ обратилось в суд с вышеназванным иском к Кузнецовым В.А. и Г.В., указав, что согласно документам, поступившим из ФГКУ "Западное РУЖО" МО РФ, ответчики незаконно удерживают служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, которое является собственностью Российской Федерации и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.
Квартира была предоставлена Кузнецову В.А. и членам его семьи на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с трудовыми отношениями с войсковой частью. Постановлением Администрации Знаменского района Тамбовской области от 27.05.1994 г. № 126 она отнесена к числу служебных жилых помещений. Согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ № и выписке из лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ № в квартире в настоящее время зарегистрированы ответчики Кузнецов В.А. и Кузнецова Г.В. Актом от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что они фактически проживают в ней; Кузнецов В.А. работает в <данные изъяты> то есть в организации, не относящейся к Министерству обороны РФ. В связи с этим ФГКУ "Западное РУЖО" МО РФ направило Кузнецову В.А. требование от ДД.ММ.ГГГГ № об освобождении незаконно занимаемого служебного жилого помещения. Требование получено ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующим уведомлением. Однако до настоящего времени служебное жилое помещение, которое в силу закона предоставляется в связи с характером трудовых отношений либо прохождением военной службы, ответчиками не освобождено.
Ссылаясь на ч. 1 ст. 209, ст. 304 ГК РФ, п. 12 ст. 1, абз. 13 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», статьи 30, 93 ЖК РФ, Минобороны РФ просит суд устранить нарушение прав собственника в отношении служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; прекратить право пользования Кузнецовым В.А. и Кузнецовой Г.В. служебным жилым помещением по вышеназванному адресу, выселить их из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и снять с регистрационного учета.
В судебном заседании ответчик Кузнецов В.А. исковые требования не признал, пояснив, что в настоящее время он находится в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ. В июле 2019 года ему должна быть назначена пенсия. Вместе с супругой он был поставлен в администрации Воронцовского сельсовета на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
На уточняющие вопросы ответил, что изначально ему был выдан ордер, на основании которого он вселился в квартиру. При получении квартиры ему не было сказано, что она предоставляется на период работы в войсковой части. Поэтому он не думал, что возникнет вопрос о выселении. Договор найма служебного жилого помещения с ним никогда не заключался. До <данные изъяты> года он работал в части 14272 <данные изъяты>, как гражданский персонал. Жилых помещений в собственности у них не было, и нет. Их дети - уже взрослые, живут своими семьями.
В судебном заседании ответчик Кузнецова Г.В. исковые требования не признала, дополнительно пояснив, что является пенсионером, и на этом основании её не вправе выселить даже из служебного жилого помещения. Просила применить к исковым требованиям Минобороны РФ срок исковой давности.
В судебное заседание представитель истца Министерства обороны Российской Федерации не явился; о времени и месте рассмотрения дела (по адресу, указанному в исковом заявлении: <адрес>) Минобороны РФ извещено надлежащим образом. Ранее представитель истца по доверенности Минин Л. направлял ходатайства с просьбой провести судебное заседание в отсутствие представителя Минобороны РФ (л.д. 32,57).
ДД.ММ.ГГГГ от представителя истца поступило дополнительное ходатайство, в котором он указывает, что порядок предоставления жилых помещений лицам гражданского персонала строго регламентирован Приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 г. № 485. Этот порядок носит исключительно заявительный характер; предполагает наличие у работника основания для предоставления служебного жилого помещения (признание нуждающимся); принятие решения уполномоченного органа и заключение договора найма служебного жилого помещения. Учитывая, что решение о предоставлении Кузнецову В.А. служебного жилого помещения уполномоченным органом не принималось, и договор найма служебного жилого помещения с ним не заключался, то оснований для проживания в нём у ответчиков не имеется. Представленные ответчиком трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ и справку от ДД.ММ.ГГГГ № считает недопустимыми доказательствами, поскольку заключение Кузнецовым В.А. трудового договора в период рассмотрения гражданского дела направлено на избежание ответственности от незаконного удержания служебного жилого помещения. Что свидетельствует о злоупотреблении правом. На основании ст. 10 ГК РФ просит отказать Кузнецову В.А. в защите его прав (л.д. 96-97).
Представители третьих лиц - ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ и ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ в судебное заседание также не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России по доверенности Нарышкина О.А. ранее направила отзыв на иск, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя; исковые требования Минобороны РФ - удовлетворить, поскольку в настоящее время ответчики не находятся в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ, а, следовательно, законных оснований для занятия служебного жилого помещения у них не имеется. Нахождение ответчиков в служебном жилом помещении препятствует своевременному предоставлению данного помещения военнослужащим и членам их семей. Данное обстоятельство непосредственно затрагивает интересы государства (л.д. 30-31).
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав ответчиков Кузнецовых В.А и Г.В., исследовав письменные материалы дела в качестве доказательств; заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно пункту 3 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктами 1, 2 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие; в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Поскольку спорные жилищные правоотношения возникли до введения в действие Жилищного кодекса РФ (до 1 марта 2005 г.), то к ним применимы, в том числе положения Жилищного кодекса РСФСР.
Статьей 47 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Пунктом 26 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, введённого в действие Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. № 285 «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте» (утратил силу в Вооруженных Силах РФ после издания приказа Минобороны РФ от 26 июня 2000 г. № 334), также предусматривалось, что заселение жилой площади производилось по ордерам.
Из вышеизложенного следует, что ранее действовавшим жилищным законодательством заключение договора найма жилого помещения, в том числе служебного, не предусматривалось. Основанием для вселения в жилое помещение, и, соответственно, приобретения права пользования им являлся ордер, выдававшийся по решению уполномоченного органа.
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов В.А., а с ДД.ММ.ГГГГ - Кузнецова Г.В. зарегистрированы в квартире, расположенной по адресу: <адрес> (лицевой счет от ДД.ММ.ГГГГ №; выписка из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ №, копии паспортов - л.д. 13, 14, 34, 35).
Данное жилое помещение ранее имело адрес: <адрес>; располагалось на территории военного городка, который до издания распоряжения Правительства РФ от 17 апреля 2012 г. № 487-р имел статус закрытого. Рядом с отдельно стоящей группой жилых домов дислоцируется войсковая часть 14272.
На основании постановлений и решений администрации Воронцовского сельсовета Знаменского района Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ указанной квартире был присвоен адрес: <адрес> (л.д. 100,101,102,103-105).
Из материалов дела также следует, что жилое помещение предоставлялось Кузнецову В.А. на основании решения жилищной комиссии войсковой части 14272 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 94). После чего ему был выдан талон к ордеру КЭЧ Тамбовского района Московского гарнизона № от ДД.ММ.ГГГГ на семью в составе трех человек: жену Кузнецову Г.В., <данные изъяты>., и двух дочерей (л.д.10). Дети ответчиков в настоящий момент в квартире не зарегистрированы и не проживают.
На тот момент Кузнецов В.А. находился в трудовых отношениях с войсковой частью 14272 - с ДД.ММ.ГГГГ работал в должности <данные изъяты>. Что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. 132-135).
Таким образом, Кузнецов В.А. (наниматель) и его жена Кузнецова Г.В. (член семьи нанимателя) на законном основании приобрели право пользования спорным жилым помещением, независимо от отсутствия договора найма.
На основании постановления Администрации Знаменского района Тамбовской области № 126 от 27.05.1994 г., вынесенного по результатам рассмотрения ходатайства командира войсковой части 14272, квартиры с <адрес> закрытом городке <адрес> были включены в число служебных (л.д. 15).
В настоящее время Министерство обороны Российской Федерации, будучи органом, осуществляющим защиту интересов Российской Федерации в отношении данного имущества (в силу п. 1, подп. «а, ж» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008г. N1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом"), ссылается на незаконность удержания служебного жилого помещения, поскольку трудовые отношения с Кузнецовым В.А. прекращены.
Согласно статье 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы и др.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы и т.д. Прекращение трудовых отношений, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 данного кодекса.
По смыслу вышеприведенных норм, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения правоотношений по найму служебного жилого помещения, но не влечет за собой их автоматическое прекращение в момент увольнения. Данные правоотношения сохраняют свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем либо освобождения по решению суда.
В связи с этим суд полагает, что прекращение Кузнецовым В.А. в декабре <данные изъяты> года трудовых отношений с войсковой частью 14272 (о чём имеется запись в его трудовой книжке), не повлекло автоматического прекращения его права пользования спорным жилым помещением.
Учитывая, что спорное жилое помещение было признано служебным по прошествии шести лет после его предоставления, о чём ответчики не знали; договор найма служебного жилого помещения впоследствии с ними не заключался, и до декабря 2018 года со стороны законного владельца требований о нарушении прав собственника и выселении из занимаемого жилого помещения не поступало, то какой-либо недобросовестности в действиях ответчиков суд не усматривает.
При этом суд учитывает, что на настоящий момент Кузнецов В.А. находится в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ, о чем свидетельствует трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны РФ» (л.д. 119-126).
Отношение данной организации к Министерству обороны РФ истцом в последнем отзыве не оспаривалось.
Согласно сообщению начальника ЖЭ (К) № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 118) рабочее место Кузнецова В.А. находится в <адрес> (на территории которого расположено спорное жилое помещение); объекты, находящиеся на территории войсковой части 14272, переданы в эксплуатацию ЖЭ (К) № филиала, и Кузнецов В.А. обслуживает их, занимая должность электромонтера по обслуживанию электрооборудования (копия должностной инструкции – л.д. 127-131).
Таким образом, в настоящее время Кузнецов В.А. занимает служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в соответствии с его назначением, как того требует статья 93 Жилищного кодекса РФ. Следовательно, оснований для прекращения его права пользования данным жилым помещением, и, как следствие, для его выселения и снятия с регистрационного учета суд не усматривает.
К такому же выводу суд приходит и в отношении ответчика Кузнецовой Г.В., поскольку её право как члена семьи нанимателя служебного жилого помещения производно от прав нанимателя.
Кроме того, в настоящее время она является пенсионером по старости (копия справки ГУ УПФ от ДД.ММ.ГГГГ № – л.д. 76). Данное обстоятельство в совокупности с тем, что постановлением Администрации Воронцовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № семья Кузнецова В.А. в составе двух человек признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена в очередь по улучшению жилищных условий (л.д. 78), является препятствием для её выселения без предоставления другого жилого помещения в силу подпункта 2 пункта 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
О нуждаемости ответчиков в жилом помещении свидетельствуют также уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в ЕГРН сведений о правах Кузнецовых В.А. и Г.В. на объекты недвижимости в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время – как на территории Тамбовской области, так и на территории субъектов Российской Федерации (л.д. 36-37, 38-39, 106,107); сообщение начальника филиала «Знаменский нехозрасчетный участок» ГУПТИ Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии таких сведений в период до 01.04.1998 г. (л.д. 56).
На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе Минобороны РФ в удовлетворении исковых требований к Кузнецовым В.А. и Г.В. в полном объеме.
Обстоятельств, которые в силу пункта 3 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации являлись бы основанием для ограничения ответчиков в их жилищных правах, судом не установлено. Доказательств наличия данных обстоятельств истцом не представлено.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Министерству обороны Российской Федерации в удовлетворении исковых требований к Кузнецову В.А. и Кузнецовой Г.В. об устранении нарушения прав собственника, прекращении права пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>; выселении из служебного жилого помещения по указанному адресу без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета отказать.
Председательствующий Е.Ю. Нишукова
Мотивированное решение составлено 23 апреля 2019 г.