Дело 2-12672/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2023 года |
| адрес |
Щербинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Конаревой М.И., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-12672/2023 по исковому заявлению Прокуратуры адресМосквы к фио Еразик Кировне, фио фио о возмещение вреда, причиненного окружающей среде, в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей природной среды,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам, в котором просит взыскать с Варданян Е.К. и Арутюнян Р.А. в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей природной среде, денежные средства в размере 29.043.807 руб.
В обоснование своих требований указал, что Прокуратурой Троицкого и адрес с привлечением специалистов Департамента природопользования и охраны окружающей среды адрес, 27.10.2022 проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства, по адресу: адрес, адрес, вблизи адрес.
Установлено что в границах земельного участка с кадастровым номером: 77:22:0020330:2, осуществлено складирование строительных отходов.
Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок по адресному ориентиру. адрес, вблизи. адрес, площадью 6518 кв. кадастровым номером 77:22:0020330:2 является ранее учтенным, имеет категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства производственных и административных зданий строений и сооружений обслуживающих их объекты.
Указанный земельный участок находится в общей долевой собственности: 1/2 - Арутюнян Рудик Аршакович и ½ - фио Еразик Кироевна.
Указанный земельный участок огорожен, доступ ограничен.
В ходе выездного проверочного мероприятия 27.10.2022 выявлен факт размещения отходов на ландшафте земельного участка с кадастровым номером 77:22:0020330:2.
Специалистами Департамента природопользования и охраны окружающей среды адрес осуществлен отбор проб размещенных отходов шифр пробы АВО385440.
Указанные пробы переданы для исследования Аналитической инспекции ГПБУ «Мосэкомониторинг» (Уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц РОСС RU.0001518962).
Согласно протоколам исследований № 1961 -т, 1961-П, отходы, размещенные на земельном участке с кадастровым номером 77:22:0020330:2 относятся к 5 классу опасности.
Определение объема размещенных отходов осуществлено Управлением геологического мониторинга ГПБУ «Мосэкомониторинт», путем проведения контрольной геодезической съемки.
Площадь размещенных отходов на земельном участке с кадастровым номером 77:22:0020330:2 составляет 3335,7 кв.адрес размещенных отходов составил 152l куб. м.
Расчет стоимостной оценки размера вреда, причиненного окружающей среде в результате размещения отходов 5 класса опасности, порчи почв при перекрытии ее поверхности на земельном участке с кадастровым номером 77:22:0020330:2 осуществлен Департаментом природопользования и охраны окружающей среды адрес в соответствии с приказом Министрерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07 2010 № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» и составляет сумма.
Истец Прокурор ТиНАО адрес Н.В. в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования, просил суд иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель третьего лица Департамента природопользования и охраны окружающей среды адрес фио в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования.
Ответчики Варданян Е.К. и Арутюнян Р.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд полагал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Прокуратурой Троицкого и адрес с привлечением специалистов Департамента природопользования и охраны окружающей среды адрес, 27.10.2022 проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства, по адресу: адрес, адрес, вблизи адрес.
Установлено что в границах земельного участка с кадастровым номером: 77:22:0020330:2, осуществлено складирование строительных отходов.
Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок по адресному ориентиру. адрес, вблизи. адрес, площадью 6518 кв. кадастровым номером 77:22:0020330:2 является ранее учтенным, имеет категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства производственных и административных зданий строений и сооружений обслуживающих их объекты.
Указанный земельный участок находится в общей долевой собственности: 1/2 - Арутюнян Рудик Аршакович и ½ - фио Еразик Кироевна.
Указанный земельный участок огорожен, доступ ограничен.
В ходе выездного проверочного мероприятия 27.10.2022 выявлен факт размещения отходов на ландшафте земельного участка с кадастровым номером 77:22:0020330:2.
Специалистами Департамента природопользования и охраны окружающей среды адрес осуществлен отбор проб размещенных отходов шифр пробы АВО385440.
Указанные пробы переданы для исследования Аналитической инспекции ГПБУ «Мосэкомониторинг» (Уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц РОСС RU.0001518962).
Согласно протоколам исследований № 1961 -т, 1961-П, отходы, размещенные на земельном участке с кадастровым номером 77:22:0020330:2 относятся к 5 классу опасности.
Определение объема размещенных отходов осуществлено Управлением геологического мониторинга ГПБУ «Мосэкомониторинт», путем проведения контрольной геодезической съемки.
Площадь размещенных отходов на земельном участке с кадастровым номером 77:22:0020330:2 составляет 3335,7 кв.адрес размещенных отходов составил 152l куб. м.
Расчет стоимостной оценки размера вреда, причиненного окружающей среде в результате размещения отходов 5 класса опасности, порчи почв при перекрытии ее поверхности на земельном участке с кадастровым номером 77:22:0020330:2 осуществлен Департаментом природопользования и охраны окружающей среды адрес в соответствии с приказом Министрерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07 2010 № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» и составляет сумма.
В силу ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст. 9 и ч. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N2 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий его жизнедеятельности; платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса РФ определены следующие принципы земельного законодательства: учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на адрес, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей
среде, в том числе земле как природному объекту;
- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно ст. 5 Закона г, Москвы от 04.07.2007 № 31 «О городских почвах» мерами по обеспечению охраны городских почв являются восстановление деградированных городских почв; осуществление мониторинга городских почв; установление обязанностей собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по обеспечению охраны почв, их рациональному использованию и сохранению плодородия почв; обязательное компенсационное оздоровление городских почв в соответствии с требованиями настоящего Закона - в случае запечатывания территории.
Статьей 10 Закона адрес «О городских почвах» определено, что при использовании городских почв должны выполняться следующие требования:
- соблюдение федерального законодательства, законов адрес, а также иных нормативных правовых актов адрес в области охраны и рационального использования городских почв;
- осуществление необходимых мероприятий по охране почв, их рациональному использованию, сохранению плодородия почв, а также мероприятий по предотвращению деградации городских почв в соответствии с. нормативными правовыми актами адрес;
- принятие мер по устранению последствий негативных воздействий на городские почвы и восстановлению деградированных городских почв;
- осуществление мер по рекультивации земель и восстановлению городских почв в соответствии с установленными требованиями к их качеству и составу в зависимости от дальнейшего функционального использования данной территории в случае ликвидации, консервации, вывода или перебазирования предприятий;
- исполнение иных предусмотренных нормативными правовыми актами адрес требований по охране и рациональному использованию городских почв.
В соответствие со адрес закона от 24.06.l998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Обращение с отходами деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению
отходов.
Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Частью 3 ст. 8 Закона адрес «О городских почвах» предусмотрено обязательное получение собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователями, арендаторами земельных участков, осуществляющими строительные и иные работы, приводящие к запечатыванию территории, положительного заключения уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти адрес.
В силу п. 10,1 Правил санитарного содержания территорий, организации
уборки и обеспечения чистоты и порядка в адрес, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 № 1018, (далее Правила) юридические, должностные лица и граждане должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории города, в том числе и на территориях частных домовладений.
В соответствие с п. 10.2 Правил на территории города не допускается сброс бытового и строительного мусора, отходов производства, тары, спила деревьев, листвы, снега.
В силу ч. 1 ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Кроме того, статьей 1 Федерального закона Российской Федерации №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что вред окружающей среде это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Указанным правовым актом предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии со ст. 75 Федерального закона Российской Федерации №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно ст.3 Федерального закона Российской Федерации №7-ФЗ от 10.012002 «Об охране окружающей среды» одним из принципов охраны окружающей среды является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда (ст. 77 Федерального закона Российской Федерации № 7-ФЗ от 10.01 2002 «Об охране окружающей среды»).
Поскольку статьей 47 Конституции Российской Федерации гарантировано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, рассматриваемое негативное влияние на окружающую природную среду, ущерб (вред), причиненный окружающей природной среде нарушил экологические права неопределенного крута лиц.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий (бездействий), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Частью 6 ст.46 Бюджетного кодекса Российской Федерация, Приложением № 1 Закона адрес 42 от 23.11.2016 «О бюджете адрес на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» установлено, что суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, поступают в бюджет адрес. Главным распорядителем средств бюджета адрес, направляемых на реализацию мероприятий по охране окружающей среды, является Департамент природопользования и охраны окружающей среды адрес.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного окружающей среде, гарантировано каждому, в связи с чем, оказанным негативным воздействием на компоненты природной среды нарушены экологические права неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 56 ГК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку ответчиками причинен вред окружающей среде, в результате размещения отходов 5 класса опасности.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Возмещение вреда может осуществляться посредством и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1. 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, часть I статьи 196 ГПК РФ, часть статьи 168 АПК РФ). (п. 13 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде“).
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, правильного распределив бремя доказывания и установив фактические обстоятельства дела, суд полагает, что истцом в нарушение ст.ст. 12, 56, 57 ГПК РФ не представлено относимых, допустимых убедительных и бесспорных доказательств в обосновании заявленных исковых требований, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░ (░░░░░ 120-113-079 71, ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░ 173-058-068 62, ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░), ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 29.043.807 (░░░░░ ░░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░ ░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░/░ 04732803000): ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░//░░░ ░░ ░░░░░, ░░░ 004525988, ░░░░ № 40102810545370000003, ░░░ 7704221753, ░░░ 770401001.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ |
| ░░░ |
|
|
|