<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 ноября 2020 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Грайворонской О.В.,
при секретаре Лаптевой С.В.,
с участием представителя административного истца ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по иску Куйбышевского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Куйбышевский транспортный прокурор обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что Куйбышевской транспортной прокуратурой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства РФ при размещении в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации, способной нанести вред здоровью и развитию несовершеннолетних, в ходе которой осуществлен беспрепятственный доступ к электронным адресам:
<данные изъяты>
<данные изъяты>, на которых размещена информация для неопределенного круга лиц, способная нанести вред здоровью и развитию несовершеннолетних. Целью их распространения является отрицание норм общественного поведения, побуждение граждан, в том числе несовершеннолетних, к движению на поездах и электропоездах путем «зацепинга», пропаганда «зацепинга», а также информация о способах незаконного передвижения на поездах. «Зацепинг» - проезд снаружи поездов, также именуемый трейнсёрфинг, тейнхоппинг, трейнхоп или зацепинг - способ передвижения, заключающийся в проезде на поездах или иных рельсовых транспортных средствах с их внешней стороны. Включает в себя проезд на крышах, открытых переходных и тормозных площадках, в открытых кузовах (у вагонов открытого типа), либо с боковых или торцевых сторон вагонов или в подвагонном пространстве на элементах наружной арматуры подвижного состава. Люди, практикующие данный способ проезда, именуются «трейнсёрферами», «трейнхопперами» или «зацеперами». В связи с чем, административный истец считает, что предоставление возможности доступа к указанной информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением информации, которая запрещена на территории Российской Федерации.
Интернет-сайты: <данные изъяты>
<данные изъяты>, зарегистрированы в США, установить владельцев указанных сайтов не представилось возможным, в связи с чем, с учетом уточнений, административный истец просил суд признать информацию, содержащуюся в видеороликах, размещенных по адресу: <данные изъяты>, информацией, способной нанести урон безопасности движения на железнодорожном транспорте и распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании представитель административного истца Куйбышевский транспортный прокурор ФИО3, заявленные требования, с учетом уточнений, поддержала в полном объеме, изложила доводы, указанные в иске.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представитель заинтересованного лица - Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, сведений о причине неявки суду не сообщил.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей заинтересованных лиц.
Выслушав пояснения представителя административного истца, суд полагает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно предоставленным административным истцом материалам проверочных мероприятий в сети Интернет на сайте: https://www.youtube.com/watch?v=IoYENID2eP4, для широкого пользования размещена информация, побуждающая граждан, в том числе несовершеннолетних к передвижению на поездах и электропоездах путем «зацепинга», пропаганда «зацепинга», а также информация о способах незаконного передвижения на поездах.
«Зацепинг» - это проезд снаружи поездов, также именуемый трейнсёрфинг, трейнхоппинг, трейнхоп – способ передвижения, заключающийся в проезде на поездах и иных рельсовых транспортных средствах с их внешней стороны. Включает в себя проезд на крышах, открытых переходных и тормозных кузовах (в вагонах открытого типа), либо боковых или торцевых сторон вагонов или в подвагонном пространстве на элементах наружной арматуры подвижного состава.
Согласно ч.1 и ч.4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется свобода мысли и слова. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Сайт в сети "Интернет" - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет".
В соответствии ч. 1 ст. 9 указанного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч.1, ч.6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая
направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Частью 5 ст. 15 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии п. 1 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 года №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий;
Таким образом, вышеприведенными правовыми нормами в их взаимосвязи установлены запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, которые могут оказать негативное влияние на нравственное, духовное, психическое и физическое развитие, здоровье граждан Российской Федерации.
За несоблюдение навил нахождения на железнодорожном транспорте ч.1 ст. 11.17 КоАП РФ предусмотрено наступление административной ответственности за посадку или высадку граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других, не приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно самовольная без надобности остановка поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде.
Кроме того, в соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики Российской Федерации в интересах детей являются содействие интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их интеллектуальное, нравственное развитие.
Пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона РФ от 29.12.2010 №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информация, оправдывающая противоправное поведение, отнесена к информации, запрещенной для распространения среди детей.
Таким образом, вышеперечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, содержащей сведения с пропагандой отрицания норм общественного поведения, побуждающая граждан, в том числе, несовершеннолетних, к передвижению на поездах и электропоездах путем «зацепинга», а также информация о способах незаконного передвижения на поездах.
Признание тех или иных информационных материалов, запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу для неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних.
По делам о признании информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на сайте в сети Интернет запрещенной информации.
Таким образом, информация с пропагандой отрицания норм общественного поведения, побуждающая граждан, в том числе, несовершеннолетних, к движению на поездах и электропоездах путем «зацепинга», а также информация о способах незаконного передвижения на поездах, размещенной на сайте: <данные изъяты>, открытой для общего доступа, способствует совершению вышеуказанного правонарушения, а также нарушает законодательство об охране здоровья граждан, а также правила нахождения граждан на железнодорожном транспорте, поскольку ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.
Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 данного Федерального закона основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться иными способами, предусмотренными законом, в том числе пресечением действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Руководствуясь ст. ст. 175-177, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать информацию, распространенную на сайте: <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию решения с отметкой о вступлении в законную силу направить в адрес Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя страниц сайтов в сети «Интернет» по электронному адресу: <данные изъяты> в Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение одного месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.В. Грайворонская