Р Е Ш Е Н И Е
г. Жигулевск 17 марта 2023 года
Судья Жигулевского городского суда Самарской области Загарина О.М.,
с участием представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности ООО «АвтоВолгастрой» Лаугина А.В., действующего по доверенности,
должностного лица - государственного инспектора в области охраны окружающей среды НП «Самарская Лука» Чернышова Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «АвтоВолгастрой» Петрова А.С. на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды НП «Самарская Лука» ФИО №1 № от 29.11.2022 о привлечении юридического лица – ООО «АвтоВолгастрой» к административной ответственности, предусмотренной ст.8.39 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» ФИО №1 о назначении административного наказания № от 29.11.2022, юридическое лицо – ООО «АвтоВолгастрой» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, выразившемся в нарушении правил установленного режима охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемой природной территории - ФГБУ Национальный парк «Самарская Лука». 11.10.2022 в 14 час.39 мин. в адрес Учреждения из Минприроды России поступило обращение гр.ФИО №2 о не санкционированной свалке на обочине <адрес>. В соответствии с п.11.4 Приказа Минприроды России от 25.02.2015 №69 «Об утверждении Положения о национальном парке «Самарская Лука» в зоне хозяйственного назначения парка допускается временное складирование бытовых отходов (на срок не более шести месяцев) в местах (на площадках) специально определенных Учреждением и обустроенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в целях дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортировки.
По состоянию на 12.10.2022 с ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» не согласовывался вопрос временного складирования бытовых отходов на вышеуказанном земельном участке.
Не согласившись с указанным постановлением, юридическое лицо – ООО «АвтоВолгастрой» лице генерального директора Петрова А.С. обратилось в суд с жалобой, согласно которой просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить в виду отсутствия доказательств вины Общества.
В судебном заседании представитель привлекаемого лица – Лаугин А.В. просил жалобу удовлетворить, постановление № от 29.11.2022 года отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что в протоколе об административном правонарушении не указаны координаты земельного участка, на котором в ходе выездного обследования 12.10.2022 было установлено нахождение твердых бытовых отходов. Поскольку Общество осуществляет работы по содержанию автомобильной дороги М-5 протяженностью 139 км. в границах, установленных Контрактом № от 02.04.2018, заключенным с ООО ФКУ «Большая Волга» и площадка для съезда транспортных средств не входит в зону их обслуживания. Также указал, что Общество не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, и в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения.
Государственный инспектор в области охраны окружающей среды Чернышов Н.В. с доводами жалобы не согласился, просил постановление от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «АвтоВолгастрой» по ст.8.39 КоАП РФ оставить без изменения, указав, что в ходе выездного обследования территории земельного участка <адрес> было установлено несанкционированное складирование бытовых отходов. Данный факт был зафиксирован актом выездного обследования № от ДД.ММ.ГГГГ и фотоматериалами к нему. На момент проведенной им проверки, ООО «АвтоВолгастрой» согласование на осуществление складирования бытовых отходов на указанном участке получено не было. Доводы жалобы представителя юридического лица не поддерживает, место складирования бытовых отходов находится на расстоянии 36 метров от центра дорожного полотна и соответственно находится на содержании ООО «АвтоВолгастрой», на момент проведения им выездного обследования было зафиксировано складирование бытовых отходов именно на заасфальтированной площадке технологического съезда, а не в лесополосе, как указывает заявитель.
Исследовав представленные материалы и материалы дела об административном правонарушении, выслушав присутствующих лиц, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ, судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 8.39. КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее Федеральный закон № 33-ФЗ) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона № 33-ФЗ национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Национальный парк «Самарская Лука» создан постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании государственного природного национального парка "Самарская Лука».
В соответствии с п.п. а, б ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 33-ФЗ на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: разведка и разработка полезных ископаемых; деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений.
В соответствии с ч.4 ст.15 Федерального закона РФ № 33-ФЗ, с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории соответствующих национальных парков и охранных зон.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в 14 час.39 мин. в адрес Учреждения из Минприроды России поступило обращение гр.ФИО №2 о не санкционированной свалке на обочине трассы <адрес> В соответствии с п.11.4 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о национальном парке «Самарская Лука» в зоне хозяйственного назначения парка допускается временное складирование бытовых отходов (на срок не более шести месяцев) в местах (на площадках) специально определенных Учреждением и обустроенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в целях дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортировки.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» отсутствует информация о наличии согласования вопроса временного складирования бытовых отходов.
Эти фактические обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования земельного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, фотоматериалами, ответом на запрос из ФКУ «Положуправдор» о юридическом лице, осуществляющем работы по содержанию автомобильной дороги, иными материалами дела.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ. В протоколе отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к убеждению, что представленные по делу доказательства являются относимыми, допустимыми, достоверными, не противоречат друг другу, соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела, составлены полномочными должностными лицами, а в целом являются достаточными для объективного вывода о виновности ООО «АвтоВолгастрой» в совершении указанного административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Действия юридического лица – ООО «АвтоВолгастрой» по ст. 8.39 КоАП РФ квалифицированы правильно, как нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.
Состав данного правонарушения является формальным, и не предусматривает наступления в результате его совершения какого-либо материального вредного последствия. Деяние считается оконченным в момент реализации объективной стороны, которая выражается в нарушении установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Вопреки доводам жалобы, каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы о виновности ООО «АвтоВолгастрой» в инкриминируемом правонарушении, в жалобе заявителя не приведено, вопреки доводам жалобы, в ходе административного расследования установлено лицо, ответственное за содержание данного участка автодороги – ООО «АвтоВолгастрой», а также факт несанкционированного складирования бытовых отходов.
Доводы заявителя об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ и не правильной квалификации их действий, основаны на неверном трактовании Закона. Вопреки доводам жалобы, именно ООО «АвтоВолгастрой» обязано принимать меры к содержанию автодороги, в том числе по уборке прилегающей территории от мусора, что прямо предусмотрено Контрактом № от 02.04.2018 года.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административных правонарушениях, установленные статьей 24.5. КоАП РФ, отсутствуют.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5. КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается. Нарушений порядка привлечения юридического лица к административной ответственности не установлено, оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Наказание юридическому лицу ООО «АвтоВолгастрой» назначено с учетом требований ст. 3.1 и ст. ст. 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ: характера совершенного административного правонарушения и его последствий, имущественного и финансового положения юридического лица, наличия смягчающих и отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 8.39 КоАП РФ, оснований для признания назначенного ООО «АвтоВолгастрой» наказания несправедливым и его изменения не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену или изменение постановления, суд не усматривает, порядок и сроки давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Оснований для признания обжалуемого постановления незаконным не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст.ст. 30.8, КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление № от 29 ноября 2022 года заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды НП «Самарская Лука» ФИО №1 о привлечении ООО «АвтоВолгастрой» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.39 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу ООО «АвтоВолгастрой» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Жигулевский городской суд <адрес> в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Жигулевского городского суда Загарина О.М.