РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2019 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Топчиёвой Л.С., при секретаре Блиновой Е.С.
с участием: представителя истца по доверенности Козырева А.А., представителя ответчика Шаревой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-647/2019 по исковому заявлению Территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации с.п. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области об устранении нарушений санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным исковым заявлением, с учетом уточнения которого, просит обязать администрацию сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области ликвидировать несанкционированную свалку бытового и крупногабаритного мусора на земельном участке, ориентировочной площадью <данные изъяты> с кадастровым номером№, по адресу: <адрес>» и провести рекультивацию почвы в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Заявленные требования мотивированы тем, что согласно акту обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ, составленному с участием представителя Роспотребнадзора, администрации сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области, установлено, что на территории сельского поселения Ягодное располагается несанкционированная свалка бытового и крупногабаритного мусора, не отвечающая требованиям к полигону. Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей администрацией сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области по очистке территории муниципального образования от отходов приводит к ухудшению экологической обстановки на территории муниципального образования и создает угрозу причинения вреда окружающей среде, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц – граждан РФ.
Определением Ставропольского районного суда Самарской области от 01.02.2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена администрация муниципального района Ставропольский Самарской области.
В судебном заседании представитель истца уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании уточненные исковые требования не признала, в удовлетворении заявленных требований просила отказать, пояснила суду, что земельный участок, с кадастровым номером: № входит в состав земельного участка, с кадастровым номером: № – единое землепользование. Указанный земельный участок включает в себя обособленные земельные участки, в том числе и с кадастровым номером: № и принадлежат физическим лицам, которые должны нести ответственность по содержанию участка. Также пояснила, что относительного земельного участка, с кадастровым номером: № ранее уже было вынесено решение по иску Самарского межрайонного природоохранного прокурора, которое в настоящее время находится в стадии исполнения.
Представитель третьего лица – администрации муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, просил гражданское дело рассмотреть в его отсутствие.
Суд, с учетом мнения представителя истца и представителя ответчика, считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд находит уточненные исковые требования обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на органы местного самоуправления возложена обязанность по регулярной очистке территорий муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В силу ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», на основании решения суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Из материалов дела следует, что в соответствии с актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ, составленному с участием представителя Роспортребнадзора, администрации сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области, установлено, что на территории сельского поселения Ягодное, в границах земель колхоза «Нива» располагается несанкционированная свалка бытового и крупногабаритного мусора, не отвечающая требованиям к полигону.
Статьей 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии со статьями 21 и 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании п. 1.2. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление отходов, скапливающихся на территории населенного пункта.
Согласно п. 2.1.1. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
В соответствии с Приложением №3 к СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно - эпидемиологические требования к проведению дератизации», территория, прилегающая к зданиям, незастроенные территории (парки, скверы, кладбища и т.д.) должны постоянно содержаться в порядке и освобождаться от неорганизованных свалок.
В силу п. 3.4. СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», не допускается образование свалок бытового мусора на открытых участках территории населенных пунктов.
Администрация с.п. Ягодное, являясь органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», представляет интересы населения всего муниципального образования, поскольку местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с исторических и иных местных традиций. Законодательством определено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих в на соответствующей территории. В Конституции Российской Федерации закреплено право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Эта группа полномочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектами права являются граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные лица, находящиеся на территории Российской Федерации.
Исковые требования заявлены Управлением Роспотребнадзора по Самарской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» и ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарном эпидемиологическом благополучии населения» закрепляет право гражданина на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативных действий, вызванных хозяйственной и иной деятельностью, а в силу ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 52 Федерального Закона ФЗ № 52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные ст. 50,51 ФЗ № 52 полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что означает обязанность использовать весь комплекс предоставленных полномочий.
В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 51 Федерального Закона ФЗ № 52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», главные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными ст. 50 ФЗ, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В силу требований ст. 76 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», споры в области охраны окружающей среды решаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 214 Гражданского Кодекса Российской Федерации, земля и природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц являются государственной собственностью.
Согласно ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» под объектами хранения отходов понимаются - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
В соответствии с Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для ТБО», утв. Минстроем России от ДД.ММ.ГГГГ, сооружениями по обезвреживанию удаляемых из города ТБО являются полигоны.
Полигоны - комплекс природоохранительных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания ТБО, обеспечивающий защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов.
Представленные представителем ответчика документы о согласовании участка под свалку не подтверждают, что данная свалка относится к полигону.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального - образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Не реализация органом местного самоуправления закрепленных законом прав свидетельствует о его бездействии. Отсутствие в бюджете муниципального поселения денежных средств на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизацию и переработку бытовых отходов не освобождает их от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.
Пунктом. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст) отражено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Однако, согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Несанкционированные места размещения отходов - территории, не предназначенные для размещения отходов (ст. 2 Письмо Минприроды РФ от 11.07.1995 г. № 01-11/29-200)и размещение отходов запрещается на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. Кроме того, запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей администрацией сельского поселения Ягодное по очистке территории муниципального образования от отходов приводит к ухудшению экологической обстановки на территориимуниципального образования и создает угрозу причинения вреда окружающей среде, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц - граждан РФ, в связи с чем на ответчика должна быть возложена обязанность по ликвидации свалки.
Статьей 12 ГК РФ в качестве способа зашиты прав предусмотрено восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, нарушения санитарного законодательства, выразившееся в не обеспечении прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, относятся к полномочиям администрации сельского поселения Ягодное и возможно только посредством пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, заключающееся в ликвидации несанкционированной свалки.
Доводы в обоснование возражений представителя ответчика в части того, что ранее уже состоялось судебное решение по данной свалке, суд считает несостоятельными.
Из материалов дела следует, что 16.10.2013 года Ставропольским районным судом Самарской области было рассмотрено исковое заявление Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации с.п. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области о возложении обязанностей.
Указанным решением суда постановлено: «Исковые требования - удовлетворить.
Обязать администрацию с.п. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области вывезти твердые бытовые отходы и мусор, накопленные на земельном участке с.п. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области с кадастровым номером № на специально оборудованные объекты размещения отходов».
Вопрос о ликвидации несанкционированной свалки бытового и крупногагабаритного мусора, а также возложении на ответчика обязанности провести рекультивацию почвы в соответствии с действующими санитарно–эпидемиологическими правилами, заявленные в настоящем иске, судом не рассматривался.
Кроме того, согласно выписке из ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, с кадастровым номером: № входит в состав земельного участка, с кадастровым номером: № (единое землепользование).
Сведений о правообладателе земельного участка, с кадастровым номером: № на котором расположена несанкционированная свалка, материалы дела не содержат, в связи с чем, довод представителя ответчика о том, что обязанность по содержанию земельного участка лежит на его правообладателе, суд считает не состоятельным.
Учитывая вышеизложенное и установленное в ходе судебного разбирательства нарушение органом местного самоуправления – администрацией сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области обязанностей по очистке территории муниципального образования от отходов, нарушающее права граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленные в ст. 42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения уточненных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования – удовлетворить.
Обязать Администрацию с.п. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области ликвидировать несанкционированную свалку бытового и крупногабаритного мусора на земельном участке, ориентировочной площадью <данные изъяты> с кадастровым номером: № и провести рекультивацию почвенного слоя в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда через Ставропольский районный суд Самарской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 02 апреля 2019 года.
Судья