Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1275/2022 ~ М-770/2022 от 22.03.2022

63RS0007-01-2022-001324-97

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«12» мая 2022 года              г. Самара

Волжский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Бредихина А.В.,

при секретаре Лебедевой О.Б.,

с участием:

Рудомакиной О.П., действующей в качестве представителя административных истцов Маркеловых А.В., А.С.,

Ефименко П.В., действующего в качестве представителя административного ответчика Администрации муниципального района Волжский Самарской области, и качестве представителя заинтересованного лица - МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области»,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело          № 2а-1275/2022 по административному иску Маркелова А. В., Маркеловой А. С. к Администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконным постановления об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов,

У С Т А Н О В И Л:

Маркелов А.В., Маркелова А.С. обратились в суд с административным иском к Администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконным постановления об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, указав, что ДД.ММ.ГГГГ они обратились с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, как молодой семье. Постановлением Администрации муниципального района Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ          им отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, на основании пп. 1, 2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ. Указанный отказ они считают незаконным. Испрашиваемый земельный участок был сформирован с учетом уже существующих границ рядом расположенных земельных участков исходя из максимально рационального использования земель. В постановлении также указано, что испрашиваемый земельный участок пересекает ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером . По данным ЕГРН данный земельный участок имеет статус «погашено».

Ссылаясь на изложенное, административные истцы просят суд признать незаконным постановление Администрации муниципального района Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов»; обязать Администрацию муниципального района Волжский Самарской области возобновить рассмотрение заявления от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов; обязать Администрацию муниципального района Волжский Самарской области сообщить об исполнении решения в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу им, и в Волжский районный суд Самарской области.

В судебном заседании Рудомакина О.П., действующая в качестве представителя административных истцов Маркеловых А.В., А.С., настаивала на удовлетворении административного иска по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, а также дополнительных письменных пояснениях.

Ефименко П.В., действующий в качестве представителя административного ответчика Администрации муниципального района Волжский Самарской области, и качестве представителя заинтересованного лица - МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области», в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска Маркелова А.В., и Маркеловой А.С., ссылаясь на наличие чересполосицы при формировании испрашиваемого земельного участка.

Привлеченные судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Администрация сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области, Гвоздев Е.Г. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. От Администрации сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Выслушав, представителей административных истцов и административного ответчика и заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд полагает административный иск Маркеловых А.В., А.С. не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд может признать оспариваемые решения, действия (бездействие) незаконными, только при наличии одновременно двух условий: решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативным правовым актам; нарушаются права, свободы и законные интересы административного истца.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Маркеловы А.В., А.С. обратились в администрацию муниципального района Волжский Самарской области через МБУ «МФЦ» муниципального района Волжский Самарской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, в соответствии с п. 7 ст. 39.5 ЗК РФ. В данном заявлении содержалась просьба о предварительном согласовании предоставления участка в собственность бесплатно (молодая семья) для ведения личного подсобного хозяйства. К заявлению были, в том числе, приложены следующие документы: копии паспортов заявителей, копии свидетельства о заключении брака, план границ испрашиваемого земельного участка с каталогом координат.

Постановлением Администрации муниципального района Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Маркеловым А.В., А.С. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена без проведения торгов. В качестве основания отказа указано, что в связи с выявленной чересполосицей при формировании земельного участка, площадью 800 кв.м, что в свою очередь приведет к нерациональному использованию земель, а также в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок пересекает ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером . Основанием для отказа указан пп. 1, 2 п. 8                ст. 39.15 ЗК РФ.

Основания для предоставления земельного участка без проведения торгов, предусмотрены пп. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, пп. "а" п. 3 ч. 3 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 года N 94-ГД "О земле".

В силу ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Статьей 39.15 Земельного кодекса РФ предусмотрен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прикладывается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в частности, в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

В соответствии со ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Из материалов дела следует, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером является Гвоздев Е.Г., однако согласно сведениям ЕГРН данный земельный участок снят с учета, и статус объекта числится погашенным.

Таким образом, оспариваемое решение администрации в части ссылки на наличие препятствия при формировании испрашиваемого земельного участка в связи с пересечением с ранее учтенным земельным участком с кадастровым номером , является не обоснованным, поскольку противоречит фактическим обстоятельствам.

Между тем, из представленной в материалы дела схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории с каталогом координат, следует, что между границами данного участка в месте расположения характерных точек обозначенных 2 и 3, и границами поставленного на государственный кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером, оканчивающимся на :1061, имеется чересполосица, в виде образования участка земли треугольной формы площадью менее             300 кв.м, находящегося в неразграниченной собственности, что, в свою очередь, приведет к нерациональному использованию земель в указанной части, поскольку не будет возможности сформировать в указанном месте иной земельный участок, и он выпадет из гражданского оборота.

Основан на неверном толковании норм материального права, в связи с чем, не может быть принят судом во внимание, довод административных истцов о том, что в соответствии с положениями п. 12 ст. 39.15 ЗК РФ, в данном случае административный ответчик должен был утвердить иной вариант схемы расположения испрашиваемого земельного участка, который соответствовал бы требованиям действующего законодательства.

В силу п. 12 ст. 39.15 ЗК РФпри наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, уполномоченный орган вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.

Поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о предоставлении административными истцами подобного согласия при обращении с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, у административного ответчика отсутствовали основания для утверждения иного варианта схемы расположения земельного участка.

Таким образом, доводы административных истцов являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем, не опровергают законность оспариваемого постановления.

Исходя из положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, в предварительном согласовании предоставления земельного участка административный ответчик отказал по основаниям, предусмотренным законом, административное исковое заявление Маркеловых А.В., А.С. не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении административного иска Маркелова А. В., Маркеловой А. С. к Администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконным постановления об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья                                                                                                  А.В. Бредихин

Решение в окончательной форме изготовлено 18.05.2022 года.

2а-1275/2022 ~ М-770/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Маркелова А.С.
Маркелов А.В.
Ответчики
Администрация муниципального района Волжский Самарской области
Другие
Администрация с.п. Черноречье муниципального района Волжский Самарской области
Гвоздев Е.Г.
МКУ "УМИЗО Администрации муниципального района Волжский Самарской области"
Суд
Волжский районный суд Самарской области
Судья
Бредихин А. В.
Дело на странице суда
volzhsky--sam.sudrf.ru
22.03.2022Регистрация административного искового заявления
22.03.2022Передача материалов судье
23.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
23.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.04.2022Предварительное судебное заседание
14.04.2022Предварительное судебное заседание
28.04.2022Предварительное судебное заседание
12.05.2022Судебное заседание
18.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее