Дело №2-1038/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 апреля 2017 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Гавуры О.В.,
секретаря - Плаксиной О.С.,
с участием:
истца - ФИО2,
представителя истца - ФИО9
третьего лица - ФИО3,
третьего лица - ФИО3,
третьего лица - ФИО5,
представителя третьего лица ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ
- ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству обороны Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, третьи лица: ФИО3, ФИО4, ФИО5, Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Отдел ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
В феврале 2017 года ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, третьи лица: ФИО3, ФИО4, ФИО5, Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Отдел ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Кроме того, просил прекратить право собственности Российской Федерации на указанную квартиру.
В обоснование своих требований ссылается на то, что ему в период прохождения военной службы в частях ЧФ РФ, дислоцированных на территории ФИО6, была предоставлена квартира, расположенная по адресу: г.Севастополь, <адрес>.
Приказом командующего ЧФ № от ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, исключено из числа служебных квартир.
Вышеуказанная квартира находится в собственности РФ в лице Правительства РФ и входит в жилой фонд уполномоченного органа жилищного обеспечения МО РФ.
Календарная выслуга ФИО2 составляет 27 лет 07 месяцев.
В связи с чем, истец обратился с заявлением о приватизации квартиры к МО РФ, ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ, 1 Отделу (г.Севастополь) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ.
На обращение истца ФГКУ «КТУИО» МО РФ сообщило, что Министерство обороны РФ не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан в порядке приватизации, данный вопрос подлежит разрешению в судебном порядке.
Истец просит признать за ним право собственности на спорную квартиру, так как занимаемое жилое помещение не относится к указанным в Законе РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года № 1541-1 жилым помещениям, не подлежащим приватизации. Квартира не передана в собственность муниципалитета, ни другому органу, имеющему право давать согласие на приватизацию, что препятствует реализовать гарантированное Законом право на приватизацию.
Истец в судебном заседании на иске настаивал, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ в судебное заседание явился, против удовлетворения иска возражал, представив письменные пояснения.
Представитель 1 Отдела (г.Севастополь) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ в судебное заседание не явился, предоставил письменные пояснения.
Третьи лица - ФИО3, ФИО3, ФИО5 в судебном заседании не возражали против удовлетворения исковых требований.
В ходе судебного разбирательства судом были исследованы сведения из Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, согласно которым истцы не имеют в собственности недвижимого имущества.
Изучив материалы дела, суд полагает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991г. №1541-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии с требованиями ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991г. №1541-1 каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии с требованиями ст. 6 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991г. №1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В силу требований ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения.
Календарная выслуга ФИО2 составляет более 20 лет, а именно 27 год 07 месяцев, в связи с чем, в силу требований ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» истец имеет право на получение в собственность бесплатно жилое помещение по избранному постоянному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения на состав семьи четыре человека.
Согласно справке ГУП Севастополя «Единый информационно-расчетный центр» от ДД.ММ.ГГГГ истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в г. Севастополе по <адрес>. Судом также установлено, что ФИО2 проходил военную службу на территории г.Севастополя.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ истцу при прохождении военной службы была выделена отдельная трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: г. Севастополь, <адрес>, на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного 1997 Отделением Морской инженерной службы Черноморского флота Российской Федерации.
Спорное жилое помещение построено за счет средств бюджета города Москвы, что не оспаривалось сторонами.
Иным жильем от Министерства Обороны ФИО2 на территории Российской Федерации и г.Севастополя не обеспечивался.
На основании талона к ордеру истец зарегистрирован по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует штамп регистрации по указанному адресу, а также справка из ГУП г. Севастополь «Единый информационно-расчетный центр» выписка из домовой книги о составе семьи и регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом командующего Черноморского флота № от ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, исключено из числа служебных квартир на основании рапорта истца и его желании быть обеспеченным постоянным жильем в г.Севастополе.
Вышеуказанная квартира находится в собственности РФ в лице Правительства РФ и входит в жилой фонд уполномоченного органа жилищного обеспечения МО РФ.
В указанном жилом помещении постоянно проживают и зарегистрированы ФИО2 и члены его семьи: ФИО3, ФИО4, ФИО5. Члены семьи истца отказалась от приватизации указанной квартиры личным заявлением от 23.01.2016г. (реестровый №) и от 07.02.2017г. (реестровый №).
В силу требований Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», истец обратился с заявлением о приватизации квартиры к руководителям ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ, 1 Отдела (г.Севастополь) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ, МО РФ.
ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России Российской Федерации) от ДД.ММ.ГГГГ за № в своем ответе сообщило, что в целях подготовки ответа на обращение истца ТУ направлен запрос в ФГКУ «Южное региональное управление».
ДД.ММ.ГГГГ за № был получен ответ с ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России Российской Федерации, что после регистрации права оперативного управления балансодержателем жилого помещения по вышеуказанному помещения по вышеуказанному адресу будет ФГКУ «Крымское ТУИО» Министерства Обороны.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в Министерство обороны РФ о передаче в собственность жилого помещения в виде квартиры, расположенной по адресу: г. Севастополь, <адрес>, ответа на данное заявление до настоящего времени не было получено.
Из представленных суду доказательств усматривается, что истец ранее право на бесплатную приватизацию, в том числе и на территории г.Севастополя, не использовал, прав собственности на жилье не имел и не имеет. Таким образом, истец имеет право на приобретение спорного жилого помещения в собственность бесплатно согласно Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
В соответствии с частью 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу частей 1, 3 статьи 125, части 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года №1082, Министерство обороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. В целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций Министерство обороны Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Во исполнение положений указанных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в Министерстве обороны Российской Федерации создан Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, которому переданы функции, указанные в постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053, в том числе приватизация. Положение об указанном Департаменте утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 апреля 2009года №335.
Согласно пунктам 2 и 3 Приказа Министерства обороны РФ от 3 ноября 2010 года №1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации», Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации является уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований постановления и инструкций. Уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, которые, в частности, принимают решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в соответствии с Порядком принятия решения о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федераций, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации 2011 года № 1850 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512» и пунктом 16 Инструкции.
В соответствии с постановлением Правительства РФ «Об уполномоченном органе Правительства Российской Федерации по управлению жилищным фондом объектами социально-бытового назначения в местах дислокации воинских формирований Черноморского флота на территории Украины» от 31 августа 2000 № 643 Правительство России, которое согласно ст. 114 Конституции РФ и ст. 14 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ осуществляет управление федеральной собственностью, уполномочило управление ЧФ РФ на приобретение и осуществление от имени Российской Федерации имущественных прав и обязательств в отношении жилищного фонда и объектов социально-бытового назначения, расположенных в местах дислокации его воинских формирований на территории Украины.
Указанное решение основано на п. 11 постановления Правительства РФ «О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности» от 10 февраля 1994 г. № 90 (с изменениями от 3 февраля, 16 марта 2000 г.), в соответствии с которым порядок управления федеральной собственностью, находящейся за рубежом, определяется специальными постановлениями Правительства РФ, и п. 12 постановления Правительства РФ «Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом» от 5 января 1995 г. № 14 (с изменениями от 18 сентября 1995 г.), согласно которому порядок управления находящимся за рубежом имуществом воинских частей и подразделений Российской Федерации определяется специальными решениями Правительства РФ.
Так, в силу п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 № 61-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 1999 г.) имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
После подписания 16 марта 2000 г. Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности Черноморского флота Российской Федерации на жилищный фонд и объекты социально-бытового назначения в местах дислокации его воинских формирований на территории Украины, в соответствии с которым объекты, построенные и приобретенные на территории Украины за счет средств РФ, закрепляются в собственность уполномоченного Россией органа с полным правом владения, пользования и распоряжения и издания постановления Правительства РФ от 31 августа 2000 г. № 643, определившего таким органом Управление ЧФ РФ, формально согласия Правительства Москвы для отчуждения жилого фонда Черноморского флота не требовалось.
Распоряжением Правительства Москвы от 23.07.2013 г. № 401- РП и приложением 1 к нему спорное жилое помещение предано в федеральную собственность Российской Федерации.
Из совокупности положений п.п. "б" п. 1 ст. 5 и ст. 17 Закона г. Москвы от 19 декабря 2007 г. N 49 "Об основах управления собственностью города Москвы" и п.2 ч. 2 ст. 7 Закона г. Москвы от 26 декабря 2007 г. N 53 "Об имущественной казне города Москвы" Правительство Москвы вправе правовым актом Правительства Москвы принимать решения о безвозмездной передаче объектов собственности города Москвы в федеральную собственность, при этом передаваемые объекты собственности выбывают из имущественной казны города Москвы.
Пунктом 1 Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (утв. Постановлением Правительства Москвы от 22 февраля 2011 г. N 44-ПП), установлено, что Департамент осуществляет функции по распоряжению и управлению государственным имуществом города Москвы исключительно в виде жилых помещений, входящих в имущественную казну города Москвы.
В связи с выбытием спорного жилого помещения из имущественной казны города Москвы в силу издания Правительством Москвы правового акта о передаче его в федеральную собственность - Распоряжения Правительства Москвы от 23.07.2013 г. № 401- РП и приложения 1 к нему, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы не имеет с момента издания названного правового акта полномочий по распоряжению спорным жилым помещением.
В соответствии с ч. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Согласно ч. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В соответствии с ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Спорное жилое помещение находится в собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации. Жилое помещение находится в оперативном управлении ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ, предоставление истцу данного жилого помещения было осуществлено 1997 отделением Морской инженерной службы КЧФ, статус служебного жилья не имеет, приказ командующего ЧФ № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении спорного жилого помещения из числа служебных квартир, является действующим, бывшим собственником - Правительством Москвы в лице Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, не оспаривался.
Согласно п.5 Постановления Пленума ВС РФ № от 24.08.1993г. (редакция от 02.07.2009г.) требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
В соответствии с п.8 указанного Постановления гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещениях на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что собственник жилого помещения и уполномоченные им органы, осуществляющие функций собственника, в том числе передачу в собственность квартиры в порядке приватизации устранились от исполнения своих обязанностей. Это нарушило конституционное право истца, на реализацию права на приватизацию жилого помещения гарантированное ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда РФ» получение квартиры в собственность в порядке приватизации в котором не может быть отказано в силу Закона.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым прекратить право собственности Российской Федерации и признать за истцом право собственности на спорную квартиру в порядке приватизации.
В соответствии с Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», решение суда будет являться основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление ФИО2 к Министерству обороны Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, третьи лица: ФИО3, ФИО4, ФИО5, Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Отдел ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации - удовлетворить.
Признать за ФИО2 право собственности в порядке приватизации на <адрес>, расположенную в <адрес> в городе Севастополе.
Право собственности Правительства Российской Федерации на <адрес>, расположенную в <адрес> в городе Севастополе - прекратить.
Данное решение является основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество - <адрес>, расположенную в <адрес> в городе Севастополе, в Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию через суд, принявший решение, в течение месяца со дня его принятия.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей 17 апреля 2017 года.
Судья Гагаринского районного
суда г.Севастополя подпись О.В. Гавура
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья Гагаринского районного
суда г.Севастополя О.В. Гавура