Мотивированное решение от 12.07.2021 по делу № 02а-0141/2021 от 15.01.2021

        Дело  2а-141/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

 

17 июня 2021 года  Чертановский  районный суд адрес  в составе председательствующего судьи Трушечкиной Е.А., при секретаре фио, рассмотрев  в открытом судебном заседании дело по административному  иску  Назаренко Вячеслава Анатольевича о признании незаконным и отмене решения адрес «Нагорный» адрес от 30.10.2020г. о  признании не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований,

 

                                     УСТАНОВИЛ:

 

  Административный истец Назаренко В.А. обратился в суд с указанным административным иском к административному ответчику. Свои требования обосновывает тем, что состоит на воинском учете в ОВК адрес. Возраста 27 лет он достиг 05.03.2020 г. 01.10.2020 он подал заявление в ОВК адрес о получении военного билет. В ответ на заявление он получил повестку на 30.10.2020 на  заседание призывной комиссии, в результате которого в выдаче военного билета ему было отказано, 30.10.2020 г. принято решение о зачислении его в запас, как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований, выдана справка взамен военного билета. С указанным решением он не согласен, поскольку он добросовестно исполнял свои обязанности по воинскому учету, являлся по всем повесткам, проходил медицинское обследование и являлся на заседание призывной комиссии. Он ни разу не был привлечен к административной или уголовной ответственности за уклонения от призыва. Просит признать незаконными и отменить решение призывной комиссии адрес от 30.10.2020 о зачислении его в запас, как не прошедшего военную службу без законных на то оснований по достижении возраста 27 лет. Обязать военный комиссариат адрес выдать Назаренко В.А. военный билет.

        Административный истец Назаренко В.А. в суд не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя фио, который просил удовлетворить заявленные требования по изложенным в административном иске основаниям, и  пояснил, что не все повестки, которые находятся в личном деле, вручались фио. К административной и уголовной ответственности он не привлекался. Он имеет законное право обжаловать решения призывной комиссии. В период обжалования, действие решений приостанавливается, поэтому расценивать данный период как уклонение от службы, нельзя.

        Представитель административных ответчиков ОВК адрес и адрес «Нагорный» адрес фио в суд явилась, заявленные требования не признала, представила возражения на административный иск, пояснила, что заключение вынесено законно и обоснованно. Начиная с 2017 г. фио был призван на военную службу. Все решения призывных комиссий он обжаловал в суде. Считает, что фио злоупотребляет своим правом. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.

         Суд, выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

          В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

        Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).

         Судом установлено, что Назаренко Вячеслав Анатольевич паспортные данные состоит на воинском учете в военном комиссариате адрес с 05.03.2010 г.

       21.11.2011 г. решением призывной комиссии Назаренко В.А. предоставлена отсрочка о призыва на военную службу по п.п. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 г. 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службы» до 2015 г. (на время обучения в Вузе).

      30.06.2015 г. фио получил диплом о высшем образовании.

      31.10.2019 г. в отношении призывника фио проведено контрольное медицинское освидетельствование, где он был освидетельствован всеми врачами-специалистами военно-врачебной комиссии военного комиссариата адрес, о чем в личном деле имеется запись.

      По результатам контрольного медицинского освидетельствования фио определена категория годности «Б-3» (годен к военной службе с незначительными ограничениями).

       Решение призывной комиссии муниципального образования «Нагорный» адрес от 11.10.2019 г. о призыве фио на военную службу, 31.10.2019 г. призывной комиссией адрес оставлено без изменений.

        Решение призывной комиссии адрес от 31.10.2019 г. фио обжаловал в Чертановский районный суд адрес.

       07.05.2020 г. Назаренко В.А. исполнилось 27 лет.

       02.10.2020 г. по месту жительства Назаренко В.А. была направлена повестка о явке         30.10.2020 г. в военный комиссариат адрес на заседание призывной комиссии для рассмотрения вопроса о зачислении в запас.

       30.10.2020 г. призывной комиссией муниципального образования «Нагорный» адрес вынесено заключение о том, что гражданин Назаренко В.А. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

        В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного Закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

           Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).

            При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 54 Федерального закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).

             Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

            Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения).

             Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

        В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.

        Вопросам организации призыва граждан на военную службу посвящена статья 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

             На основании пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

        На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 указанной статьи).

        В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).

               Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).

               В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).

                Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N 30 к данной инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.

               Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.

                Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что в целях обеспечения воинского учета граждане, в том числе обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания); явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.

                 В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных данным Законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Федерального закона N 53-ФЗ).

                 Таким образом, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.

                 Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 30 октября 2014 года N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента адрес", неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.

             Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем, поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

          В соответствии с п.1 ст.10 Федерального закона от 28.03.1998г. 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службы» и п.п.«г» п.50 раздела IX Постановления Правительства РФ 719 от 27.11.2006г. «Об утверждении положения о воинском учете» граждане, подлежащие воинскому учету обязаны: сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования.

Доказательств того, что до достижения Назаренко В.А. возраста 27 лет призывной комиссией совершались действия, направленные на проведение мероприятий по призыву Назаренко В.А. на военную службу, административным ответчиком вопреки требованиям части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено.

Материалы дела не содержат сведений о том, что  ему направлялись повестки о явке в ОВК с указанием даты и времени явки и отметками об их получении последним в спорный период, при том, что Призывная комиссия располагала информацией о  месте жительства Назаренко В.А., которое он не менял.

         Не представлено адрес «Нагорный» адрес и доказательств, свидетельствующих о том, что к Назаренко В.А. принимались соответствующие меры правового воздействия как к лицу, уклоняющемуся от военной службы по призыву.

        Как следует из учетной карточки призывника, до 2015г. Назаренко В.А. пользовался отсрочкой от прохождения военной службы  в связи с обучением.  Решением призывной комиссии от 04.12.2017г. он был призван на военную службу. Данное решение отменено 26.12.2017г. решением призывной комиссии адрес. Решение о призыве  от 11.10.2019г. было приостановлено в связи с его оспариванием в суде. Решение суда принято 25.08.2020г. (л.д.83-85), то есть после того, как Назаренко В.А. исполнилось 27 лет.

Таким образом, решение адрес «Нагорный» адрес от 30.10.2020г. о признании Назаренко В.А. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, не может являться законным и подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд 

 

РЕШИЛ:

 

Признать незаконным решение адрес «Нагорный» адрес от 30.10.2020г. о признании Назаренко Вячеслава Анатольевича не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Обязать  Призывную комиссию адрес рассмотреть вопрос о зачислении Назаренко Вячеслава Анатольевича в запас Вооруженных Сил РФ, с последующей выдачей Военным комиссариатом (объединенным) адрес военного билета Назаренко Вячеславу Анатольевичу.

   Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения  ░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

 

 

░░░░: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

02а-0141/2021

Категория:
Административные
Статус:
Удовлетворено, 17.06.2021
Истцы
Назаренко В.А.
Ответчики
Объединенный военный комиссариат Чертановского района ЮАО г.орода Москвы
Призывная комиссия района "Нагорный" ЮАО г. Москвы
Суд
Чертановский районный суд
Судья
Трушечкина Е.А.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее