№ 12-57/2021
УИД 27RS0021-01-2021-000413-62
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
п. Переяславка 28 апреля 2021 года
Судья суда района имени Лазо Хабаровского края Коваленко А.О., с участием защитника юридического лица Матушкиной Е.Г., должностного лица Макарова Е.М., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждениясредняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края, по жалобе директора МБОУ СОШ № 1 п. Переяславка на постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Вяземском, Бикинском и имени Лазо районах ФИО10 № 27 от 17.03.2021 о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Вяземским, Бикинском и имени Лазо района ФИО10 № 27 от 17.03.2021 МБОУ СОШ № 1 п. Переяславка привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, директор МБОУ СОШ № 1 п. Переяславка Черепанова Е.А. обратилась в суд с жалобой, указав, что еюнеоднократно направлялись ходатайства в Управление образование с просьбой о выделении денежных средств для проведения ремонта стен, потолков, но в силу того, что учреждению и так было выделено 2,3 млн. рублей для строительства спортивной школьной площадки, в последствии было выделено дополнительно 1083,64 тыс. рублей (увеличилась сметная стоимость работ), в выделении средств на ремонт стен, потолков было отказано, ввиду отсутствия лимитов (всего по отрасли «Образование» выделены бюджетные ассигнования в сумме 8,0 млн. рублей для проведения капитальных ремонтов). Косметический ремонт проводится своими силами за счет средств сотрудников. В учреждении холодильник «<данные изъяты>» в рабочем состоянии, но, действительно, дверь слетает с петель. Письма в Управление образования о выделении средств на приобретение производственных холодильников направлялись. В ходе проведения проверки технологические карты для приготовления котлет на пароконвектомате разработаны и утверждены. Учитывая, что СП 2.4.3648-20 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ – 28.09.2020 за № 28, а план финансовой хозяйственной деятельности учреждению утверждается в январе 2020 года, то есть потребность в денежных средствах на приобретение прибора для обеззараживания воздуха не могли быть предусмотрены учреждением заранее. Согласно СанПин 2.4.5.2409-08, действующих до новых санитарных требований, введенных в действие с 01.01.2021, вышеуказанные требования отсутствовали. Нарушения СанПин 2.3/2.4.3592-20, температура горячих блюд на столе у учащихся ниже установленного норматива, п. 8.1.4, перспективное меню разработано без учета потребности детей по возрастам. В действующем законодательстве СанПин 2.3/2.4.3592-20 отсутствует. Вместе с тем, при проверке температуры горячих блюд градусником, находящимся в учреждении, температура готовых блюд на столе учащихся соответствовала требованиям СанПин 2.3/2.4.3590-20. Кроме того администрацией учреждения с 2019 года направлялись ходатайства в Управление образования с просьбой о выделении денежных средств для приобретения мармита. Но ввиду отсутствия средств в целом, новое оборудование не приобретено. В учреждении имеется мармит, но данное оборудование устарело, температурный режим держит, но не продолжительное время (около 30-40 минут). Нарушение п. 8.1.2.3 таблицы 3 приложения 10 2.4.6.2 СП 2.4.3648-20, соус красный приготовлен без учета энергетической ценности. В указанных санитарных правилах отсутствует указанный пункт. Вместе с тем, в ходе проверки Роспотребнадзором, замечаний по перспективному меню не поступало. Меню разработано в соответствии с СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Нарушение в виде ведения журнала бракеража не по установленной форме, устранены в ходе проверки. Просит обжалуемого постановление отменить, заменить штраф наказанием в форме устного замечания.
Законный представитель юридического лица Черепанова Е.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте слушания жалобы извещена надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представила, не направила в суд ходатайства об отложении судебного заседания, доказательств уважительности причин неявки не представила.
Начальник территориального отдела ФИО10 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания жалобы извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представил, не направила в суд ходатайства об отложении судебного заседания.
Неявка указанных лиц не является препятствием к рассмотрению дела.
Защитник юридического лица Матушкина Е.Г. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, дополнительно пояснив, что директором МБОУ СОШ № 1 п. Переяславка Черепановой Е.А. регулярно направлялись требования с просьбой выделения денежных средств на ремонт помещения пищеблока, варочного зала, складских помещений, цехов, приобретения холодильника, мармита теплового, оборудования для обеззараживания воздуха, однако денежные средств в бюджет не закладывались и не выделялись. Вместе с тем, в помещении пищеблока косметический ремонт проводился, холодильник и мармит в наличии имеются, оборудование устарело, но пока работает. Ранее требования об установлении бактерицидных ламп в цехах для приготовления холодных блюд носило рекомендательный характер, требование об установлении в цехах для приготовления холодных блюд бактерицидных ламп, которые используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации, введено пунктом 5.9. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 № 31 «О введении в действие санитарных правил», вступившим в законную силу с 1 января 2021 года. Денежные средства на расходы на приобретение указанной лампы в 2021 году в бюджет, который формируется в конце предыдущего года, заложены не были, в связи с чем Учреждение не имеет возможности приобрести данную лампу. Ранее, при проведении проверок Роспотребнадзором с 2001 года требований об оснащении бактерицидной лампой холодного цеха не было. Предписания Роспотребнадзора исполняются в полном объеме. Денежные средства выделяются на исполнение предписаний. На период проверки котлеты в пароконвектомате действительно изготовлялись без использования утвержденной технологической карты, однако она была разработана. Технологическая карта имелась в наличии, но не была утверждена, поскольку руководство Учреждения имело намерение предварительно выяснить спрос у детей на данное блюдо, прежде чем утверждать его. Вопреки указанию в постановлении, перспективное меню в Учреждении разработано с учетом потребности детей по возрастам. В соответствии с требованиями СанПиН 2.3/2.4.3590-20, пунктами 5.1, 5.2 установлено, что с целью минимизации риска теплового воздействия для контроля температуры блюд на линии раздачи потребителю должны использоваться термометры. Температура горячих жидких блюд и иных горячих блюд, холодных супов, напитков, реализуемых потребителю через раздачу, должна соответствовать технологическим документам. Таким образом, температура готовых блюд должна измеряться на выдаче «потребителю», а не на столах в школьной столовой. Готовое блюдо можно нести быстро, а можно идти медленно и пока дойдешь до конца обеденного зала школьной столовой, блюдо, естественно, остынет больше, чем то, которое будет стоять на столе рядом с раздачей. В пункте 2.9.5 СП 2.4.3648-20 говорится о предотвращении возникновения инфекционных заболеваний, а в СанПиН 2.3/2.4.3590-20 данный пункт отсутствует. Согласно приложению № 4 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, рекомендована форма ведения журнала бракеража готовой пищевой продукции, согласно которому графа с указанием сведений о калорийности готового блюда отсутствует. Кроме того, данная форма «Журнала» рекомендована, не обязательна для исполнения. Хотя в школе ведется журнал в соответствии с указанной рекомендованной формой. А форма журнала бракеража сырой продукции законодательством не установлена. Таким образом, не понятно, что имеется ввиду при указании о несоответствии ведения журналов бракеража установленной форме. Установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. В силу ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Руководителем МБОУ СОШ № 1 п. Переяславка принимались меры для устранения указанных нарушений, но в силу того, что по отрасли «образование» средств недостаточно, вина у школы отсутствует. Вместе с тем, просила применить пункт 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании должностное лицо Макаров Е.М., составивший протокол об административном правонарушении, с доводами жалобы не согласился, указав на их необоснованность, полагая, что отсутствие финансирования не может являться основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности. В обжалуемом постановлении, действительно неверно указан номер СанПиНа, пункты которого нарушены, однако это является технической опиской, содержание норм и название СанПиНа соответствуют СанПину № 2.3/2.4.3590-20. Распоряжение о проведении проверки было вручено руководителю МБОУ СОШ № 1 п. Переяславка 24.01.2021, о чем имеется ее подпись в акте проверке. Проверка была проведена в полном соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», каких-либо нарушений при ее осуществлении нарушено не было. Вопреки доводам защитника, пищеблок Учреждения находится в антисанитарном состоянии, имеются сколы и трещины штукатурки и темный налет, следов какого-либо ремонта не усматривается. Холодильник находится в непригодном состоянии, у него отломана дверца, соответственно он не держит необходимый температурный режим. Наличие оборудования для обеззараживания воздуха с 01.01.2021 является обязательным требованием действующего законодательства, оно связано с нынешней ситуацией в мире в период угрозы распространения новой коронавирусной инфекции, в связи с чем Учреждение обязано изыскать денежные средства на его приобретение. Доводы защитника о том, что несоответствие температуры горячих жидких блюд и иных горячих блюд, холодных супов, напитков, реализуемых потребителю через раздачу, технологическим документам, является следствием того, что оно измерялась на обеденных столах, а не при раздаче, ничем не подкреплена. Наличие утвержденной технологической карты на блюдо, в которой указываются как перечень и количество ингредиентов, входящих в его состав, так и технология его приготовления, в том числе, время готовки и температурный режим, обязано быть на момент приготовления блюда, а не после его подачи. При аналогичной ситуации в другой школе района имени Лазо в результате употребления котлет, изготовленных в отсутствие утвержденной технологической карты, возникли массовые вспышки инфекционных заболеваний, пострадало около 30 человек. Перспективное меню, хоть и имелось в школе, оно не соблюдалось, подаваемые детям блюда не соответствовали данному меню, исходя из имеющихся в учреждении продуктов питания. Меню не содержит указания на калорийность блюд, в ем не просчитана норма питания на ребенка. Соус красный приготовлен без учета энергетической и пищевой ценности, что выявлено путем проведения лабораторного исследования. Журнал бракеража сырой приравнивается к журналу бракеража скоропортящейся пищевой продукции, который должен соответствовать Приложению № 5 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, однако журнал бракеража сырой продукции в МБОУ СОШ № 1 п. Переяславка данному приложению не соответствует. Все допущенные нарушения в совокупности создают реальную угрозу для жизни и здоровья детей, могут привести к вспышке заболевания, в связи с чем он полагает невозможным применение положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Выслушав пояснения защитника Матушкиной Е.Г., должностного лица Макарова Е.М., изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
На основании части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ является здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Исходя из статьи 11 Федерального закона № 52-ФЗ, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ).
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», согласно пункту 2.5.3 которого стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств. В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими.
В соответствии с пунктом 2.4.6.2 СанПин 2.4.3648-20 помещения для приготовления и приема пищи, хранения пищевой продукции оборудуются технологическим, холодильным и моечным оборудованием, инвентарем в соответствии с гигиеническими нормативами, а также в целях соблюдения технологии приготовления блюд, режима обработки, условий хранения пищевой продукции. Оборудование, инвентарь, посуда и тара должны быть выполнены из материалов, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами, а также предусматривающих возможность их мытья и обеззараживания. Допускается использование одноразовой столовой посуды и приборов. Посуда для приготовления блюд должна быть выполнена из нержавеющей стали. Инвентарь, используемый для раздачи и порционирования блюд, должен иметь мерную метку объема в литрах и (или) миллилитрах. Не допускается использование деформированной, с дефектами и механическими повреждениями кухонной и столовой посуды, инвентаря; столовых приборов (вилки, ложки) из алюминия. Хранение стерильных бутылочек, сосок и пустышек должно быть организовано в специальной промаркированной посуде с крышкой. Складские помещения для хранения пищевых продуктов оборудуют приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха, холодильное оборудование - контрольными термометрами. Технологическое и холодильное оборудование должно быть исправным и способным поддерживать температурный режим. Производственные столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, должны быть цельнометаллическими, устойчивыми к действию моющих и дезинфекционных средств, выполнены из материалов для контакта с пищевыми продуктами. Покрытие стола для работы с тестом (столешница) должно быть выполнено из дерева твердых лиственных пород. В дошкольных группах, размещенных в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда, для работы с тестом допускается использование съемной доски, выполненной из дерева твердых лиственных пород. При замене оборудования в помещениях для приготовления холодных закусок необходимо обеспечить установку столов с охлаждаемой поверхностью. Кухонная посуда, столы, инвентарь, оборудование маркируются в зависимости от назначения и должны использоваться в соответствии с маркировкой. Для обеззараживания воздуха в холодном цехе используется бактерицидная установка для обеззараживания воздуха. При отсутствии холодного цеха приборы для обеззараживания воздуха устанавливают на участке (в зоне) приготовления холодных блюд, в мясорыбном, овощном цехах и в помещении для обработки яиц. Количество технологического, холодильного и моечного оборудования, инвентаря, кухонной и столовой посуды должно обеспечивать поточность технологического процесса, а объем единовременно приготавливаемых блюд должен соответствовать количеству непосредственно принимающих пищу лиц.
Пунктом 2.9.5 СанПин 2.4.3648-20 предусмотрено, что в целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний и пищевых отравлений в хозяйствующим субъектом проводятся (за исключением организаций дополнительного образования, развивающих центров, игровых комнат, организаций социального обслуживания в части предоставления социальных услуг в полустационарной форме (с кратковременным дневным пребыванием)), в том числе, документирование и контроль за организацией процесса физического воспитания и проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья; за состоянием и содержанием мест занятий физической культурой; за пищеблоком и питанием детей.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПин 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», которые согласно пункту 1.1 устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека биологических, химических, физических и иных факторов среды обитания и условий деятельности при оказании услуг общественного питания населению, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний.
В силу пункта 2.8 СанПин 2.3/2.4.3592-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» изготовление продукции должно производиться в соответствии с ассортиментом, утвержденным руководителем организации или уполномоченным им лицом, по технологическим документам, в том числе технологической карте, технико-технологической карте, технологической инструкции, разработанным и утвержденным руководителем организации или уполномоченным им лицом. Наименования блюд и кулинарных изделий, указываемых в меню, должны соответствовать их наименованиям, указанным в технологических документах.
Согласно пункту 5.2 СанПин 2.3/2.4.3592-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» температура горячих жидких блюд и иных горячих блюд, холодных супов, напитков, реализуемых потребителю через раздачу, должна соответствовать технологическим документам.
Из пункта 8.1.4 СанПин 2.3/2.4.3592-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» следует, что меню должно разрабатываться на период не менее двух недель (с учетом режима организации) для каждой возрастной группы детей (рекомендуемый образец приведен в Приложении № 8 к настоящим Правилам). В палаточных лагерях для детей допускается разработка меню на период до 7 дней. Питание детей должно осуществляться в соответствии с утвержденным меню. Допускается замена одного вида пищевой продукции, блюд и кулинарных изделий на иные виды пищевой продукции, блюд и кулинарных изделий в соответствии с таблицей замены пищевой продукции с учетом ее пищевой ценности (Приложение № 11 к настоящим Правилам).
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю № 96 от 23.01.2021 должностным лицом территориального отдела Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Вяземском, Бикинском и имени Лазо районах была проведена внеплановая проверка с <данные изъяты> часов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении МБОУ СОШ № 1 р.п. Переяславка, по результатам которой выявлены нарушения норм действующего законодательства, а именно:
- стены и потолки помещения пищеблока, варочного зала, складских помещений, цехов имеются сколы и трещины штукатурки и темный налет, над оконными проемами и на потолках, что является нарушением пункта 2.5.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- холодильник «<данные изъяты>» в не рабочем состоянии, дверь слетает с петель, что является нарушением пункта 2.4.6.2. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- приготовление котлет в пароконвектомате осуществляется без использования разработанных и утвержденных технологических карт, что является нарушением пункта 2.8 СанПиН 2.3/2.4.3592-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»;
- цеха не оборудованы оборудованием для обеззараживания воздуха, что является нарушением пункта 2.4.6.2. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- при проведении лабораторного контроля температуры горячих блюд на столе у учащихся, температура блюд ниже установленного норматива, что является нарушением пункта 5.2 СанПиН 2.3/2.4.3592-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»;
- соус красный приготовлен без учета энергетической и пищевой ценности, что является нарушением пункта 8.1.2.3 таблицы 3 Приложения 10 2.4.6.2. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- перспективное меню разработано без учета потребности детей по возрастам, что является нарушением пункта 8.1.4 СанПиН 2.3/2.4.3592-20 Санитарно эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»;
- журналы бракеража готовой и сырой продукции ведутся не по установленной форме, что является нарушением пункта 2.9.5. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
По данному факту должностным лицом был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ.
В связи с выявленными нарушениями, постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Вяземским, Бикинском и имени Лазо района № 27 от 17.03.2021 МБОУ СОШ № 1 п. Переяславка признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Доводы защитника Матушкиной Е.Г. о нарушении процедуры проведения проверки не нашли своего подтверждения при рассмотрении жалобы; о проведении проверки законный представитель юридического лица Черепанова Е.А. была своевременно уведомлена 24.01.2021, о чем имеется ее подпись на распоряжении, а также в соответствующем пункте акта проверки.
Доводы жалобы о том, что школа привлечена к административной ответственности за нарушение норм несуществующего СанПиН 2.3./2.4.3592-20, не являются основанием для отмены обжалуемого постановления ввиду следующего.
Как следует из распоряжения (приказа) от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении проверки в отношении МБОУ СОШ № 1 р.п. Переяславка, одним из обязательных требований и (или) требования установленного муниципальным правовым актом, подлежащему проверке - СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и постановления начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Вяземском, Бикинском и имени Лазо районах ФИО10 № 27 от 17.03.2021 о назначении административного наказания, МБОУ СОШ № 1 р.п. Переяславка вменено нарушение СанПиН 2.3./2.4.3592-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
Как усматривается из материалов дела и установлено при его рассмотрении, МБОУ СОШ № 1 р.п. Переяславка нарушены пункты 2.8, 5.2, 8.1.4 СанПиН 2.3./2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», кроме того должностное лицо указывает именно на нарушение Санитарно-эпидемиологических требований к организации общественного питания населения, неисполнение пунктов СанПиН 2.3./2.4.3590-20 и вменяется юридическому лицу.
Согласно части 1 статьи 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо, вынесшие постановление, определение по делу об административном правонарушении, вправе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания постановления, определения.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что МБОУ СОШ № 1 р.п. Переяславка не исполнены пункты СанПиН 2.3./2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», а указание в протоколе об административном правонарушении, постановлении должностного лица № 27 от 17.03.2021 о назначении административного наказания на неисполнение пунктов СанПиН 2.3./2.4.3592-20 следует признать опиской.
Доводы защитника об отсутствии нарушений пунктов 2.8, 5.2, 8.1.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», поскольку при проведении проверки технологическая карта приготовление котлет в пароконвектомате была разработана, хоть и не утверждена, ее утвердили на момент вынесения обжалуемого постановления; температура горячих блюд на момент проверки была ниже установленного норматива по причине проведения контроля температуры не на столе выдаче блюда, а на столах у учащихся, где они могли остыть; в Учреждении имеется разработанное и утвержденное перспективное меню, а также пункта 2.9.5. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», поскольку в школе имеются журналы бракеража как готовой, так и скоропортящейся пищевой продукции, которые ведутся по установленной форме, в чем именно выразилось несоответствие их формы в постановлении не указано, своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли.
Меню должно разрабатываться на период не менее двух недель (с учетом режима школы) для каждой возрастной группы детей по рекомендуемому образцу, с учетом требуемых для детей поступления калорийности, белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов, необходимых для их нормального роста и развития. Питание детей должно осуществляться в соответствии с утвержденным меню.
Рекомендуемая форма меню приготавливаемых блюд закреплена в Приложении № 8 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Журналы бракеража должны вестись согласно рекомендуемым образцам, приведеным в приложениях № 4 (журнал бракеража готовой пищевой продукции) и № 5 (журнал бракеража скоропортящейся пищевой продукции) к СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Анализ представленных защитником МБОУ СОШ № 1 р.п. Переяславка меню, журналы бракеража, технико-технологической карты на котлеты рубленые из курицы, свидетельствует о том, что перспективное меню разработано без учета потребности детей по возрастам, журнал бракеража скоропортящейся (сырой) пищевой продукции не соответствует образцу, приведенному в Приложении № 5 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, в частности не содержит указания на час поступления пищевой продукции, фасовку, дату выработки, изготовителя, поставщика, результаты органолептической оценки, поступившего продовольственного сырья и пищевых продуктов, не содержит информации об условиях хранения, конечном сроке реализации, дату и час фактической реализации, отсутствует подпись ответственного лица.
Технико-технологическая карта на котлеты рубленные из курицы утверждена 27.01.2021, то есть в период прохождения проверки (с ДД.ММ.ГГГГ). При этом из пояснений должностного лица Макарова Е.М., проводившего проверку, следует, что на момент проверки указанная технико-технологическая карта и повара отсутствовала, повар не смог пояснить ни состав котлет, ни время их приготовления, ни температуру приготовления.
Причин не доверять пояснениям должностного лица, данным в судебном заседании, где оно было предупреждено об ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ, нет.
Кроме того, данный факт не был оспорен в судебном заседании защитником юридического лица.
Доводы жалобы о том, что выявленные нарушения связаны с отсутствием финансирования со стороны собственника имущества, не свидетельствуют об отсутствии вины МБОУ СОШ № 1 р.п. Переяславка, поскольку на основании положений КоАП РФ ссылка на отсутствие денежных средств на проведение ремонтных работ и приобретение необходимого оборудования не предусматривает освобождение от административной ответственности юридических лиц, финансируемых из бюджета.
Вопреки доводам жалобы процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Разрешая вопрос о возможности освобождения МБОУ СОШ № 1 р.п. Переяславка от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья исходит из следующего.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, если с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из важности и социальной значимости охраняемых общественных правоотношений, связанных со здоровьем несовершеннолетних, поскольку соблюдение требований санитарных норм имеет приоритетный характер во избежание угрозы жизни и здоровья детей, получающих образовательные услуги в данном учреждении, а также работников данного учреждения, обстоятельств дела, свидетельствующих о множественности допущенных нарушений и их характере, судья приходит к выводу об отсутствии оснований для признания административного правонарушения малозначительным.
Постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Вяземским, Бикинском и имени Лазо района ФИО10 № 27 от 17.03.2021 суд признает допустимым доказательством, считает законным и обоснованным, вынесенным надлежащим должностным лицом. Вина юридического лица подтверждается доказательствами, собранными в соответствии с требованиями законодательства. Наказание назначено в пределах санкции ст. 6.6 КоАП РФ.
Оснований не согласиться с выводами, изложенными в постановлении должностного лица, не имеется, поскольку они основаны на полном и объективном исследовании представленных по делу доказательств.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ вопрос об отмене постановления по делу об административном правонарушении рассматривается в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таких нарушений по делу не допущено.
Нарушений порядка и сроков привлечения директора МБОУ СОШ № 1 р.п. Переяславка к административной ответственности судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Вяземским, Бикинском и имени Лазо района ФИО10 № 27 от 17.03.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации в отношениимуниципального бюджетного общеобразовательного учреждениясредняя общеобразовательная школа №1 р.п. Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края – оставить без изменения, жалобу директора МБОУ СОШ № 1 п. Переяславка Черепановой Е.А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через суд района имени Лазо Хабаровского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.О. Коваленко