Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-946/2023 от 20.01.2023

Дело (УИД) № ***RS0№ ***-05

Производство № ***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 мая 2023 года Сызранский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Сергеевой О.И., при помощнике судьи ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело с участием представителя истца ФИО4, ФИО3, третьего лица ФИО6 по иску Администрации городского округа Сызрань Самарской области к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного почвам,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация г.о. Сызрань Самарской области обратилась в суд с иском к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды сбросом отходов на почву, в размере 62 721,70 руб. В обосновании требований указала, что <дата> ведущими специалистами отдела экологии и природопользования Администрации г.о. Сызрань выявлено нарушение требований ч. 2 ст. 51 Федерального закона от <дата> № ***- ФЗ «Об охране окружающей среды», выразившееся в том, что допущен сброс отходов производства и потребления (отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов), мусор от сноса и разборки зданий несортированный, отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные, срыв бумаги на почву земельного участка по адресу: г. Сызрань, <адрес>, кадастровый № ***, за пределами территории специально отведенных и оборудованных для этих целей, что приводит к негативным изменениям качества окружающей среды. Специалистами отдела экологии и природопользования Администрации г.о. Сызрань установлено, что сброс вышеуказанных отходов на почву совершил ФИО1, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. Постановлением Сызранского городского суда Самарской области от <дата> гражданин ФИО1 признан виновным в административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. Администрация г.о. Сызрань направила ФИО1 претензию от <дата> № *** о возмещении в срок до <дата> вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды посредством сброса отходов производства и потребления с расчетом размера вреда, однако до настоящего времени ответчик не компенсировал в добровольном порядке вред, причиненный окружающей среде, что послужило основанием для обращения в суд.

В судебном заседании представители истца Администрации г.о. Сызрань ФИО3, ФИО4 на исковых требованиях настаивали по изложенным выше основаниям.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, возражений не представил.

Третье лицо ФИО6 в судебном заседании пояснила, что ответчик является гражданским мужем. Жилое помещение расположенное по адресу: г.Сызрань, <адрес> на праве собственности принадлежит ей. Действительно указанные отходы они складировали в указанном месте, однако считает что не только они выбрасывали туда мусор, а также в настоящее время они все убрали. Доски которые они выбросили использовали для строительства пристроя.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Суд, проверив письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Законодательно установлена презумпция причинения вреда почвам самим фактом захламления почв отходами производства и потребления вне зависимости от концентраций загрязняющих веществ в самой почве и отбор проб не требуется, о чем свидетельствует правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от <дата> № ***.

Данный вывод подтверждается позицией Верховного суда Российское Федерации в определении от <дата> № ***-КГ 19-1. в котором указано, что сам фаю нахождения на почвах отходов производства предполагает причинение вреда почве кат сложному объекту окружающей среды, включающему множество взаимодействующих между собой компонентов, в том числе воздуха, воды и живых организмов, а значит, i любом случае нарушает естественные плодородные и иные свойства почвы.

Ст. 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешённым использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц должна осуществляться на основе следующих принципов:

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды, экологической безопасности;

- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

В силу положений статей 1, 4 Закона почвы как компонент природной среды являются объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.

Ст. 77 Закона предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч. 3 ст. 78 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или физическим лицом, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утверждена приказом Минприроды России от <дата> № ***.

В соответствии с пунктом 1 Методики, она предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> № *** «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» сам факт нахождения на почвах отходов производства предполагает причинение вреда почве как сложному объекту окружающей среды, включающему множество взаимодействующих между собой компонентов, в том числе воздуха, воды и живых организмов, а значит, в любом случае нарушает естественные плодородные и иные свойства почвы. Освобождение почвы от отходов производства в силу природных особенностей само по себе не означает восстановление нарушенного состояния окружающей среды. На лице, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, лежит обязанность как привести земельный участок в первоначальное состояние, так и возместить вред, причиненный окружающей среде.

Именно невозможностью точного установления характера, степени и размера вреда, причиненного объекту окружающей среды, в том числе вреда, причиняемого почве отходами производства, обусловлено возложение законодателем на правонарушителя обязанности возместить вред на основании утвержденных в установленном порядке такс и методик определения размера вреда окружающей среде.

Согласно абз. 3 ч. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> № *** «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» Методика № *** применима также и к гражданам.

П. 9 Методики № *** установлена формула исчисления в стоимостной форме размера вреда в результате порчи почв при их захламлении, возникшего при складировании на поверхности почвы или почвенной толще отходов производства и потребления.

При этом захламление и загрязнение почв законодательством выделены в качестве отдельных видов вредного воздействия на земли - Методикой № *** установлены различные порядки оценки указанных видов вредного воздействия. Порядок расчета ущерба, причиненного почвам в результате захламления отходами производства и потребления (п. 9 Методики № ***), не предусматривает отбора проб самой почвы и отходов для осуществления количественного химического анализа отходов.

Согласно приказу № *** от <дата> Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии РФ «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» отходы, подобные отходам грунта, образовавшегося в результате землеройных работ, смеси строительных отходов, обрезки деревьев, также являются отходами производства и потребления.

Согласно приказу № *** от <дата> Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов экологии РФ «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» строительные отходы являются отходами производства и потребления.

Судом установлено, что <дата> ведущими специалистами отдела экологии и природопользования Администрации г.о. Сызрань выявлено нарушение требований ч. 2 ст. 51 Федерального закона от <дата> № ***- ФЗ «Об охране окружающей среды», выразившееся в том, что допущен сброс отходов производства и потребления (отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) (код ФККО: 1 15 110 01 21 5), мусор от сноса и разборки зданий несортированный (код ФККО: 8 12 901 01 72 4), отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные (код ФККО: 4 34 110 02 29 5), срыв бумаги (код ФККО: 3 06 121 12 29 5) на почву земельного участка по адресу: г. Сызрань, <адрес>, кадастровый № ***, за пределами территории специально отведенных и оборудованных для этих целей, что приводит к негативным изменениям качества окружающей среды.

Специалистами отдела экологии и природопользования Администрации г.о. Сызрань установлено, что сброс вышеуказанных отходов на почву совершил ФИО1, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении № *** от <дата> по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

В своих объяснениях данные <дата> ответчик не отрицал, что указанные отходы образовались в результате разбора сарая, отходы складировал временно, с целью перемещения их в свой двор для дальнейшего использования, как дрова. Собственник жилого дома ФИО6, также подтвердила объяснения ФИО1, и не оспаривала данный фат в суде.

Постановлением Сызранского городского суда Самарской области от <дата> гражданин ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 руб., который ответчик оплатил.

Поскольку свалка устранена в срок до <дата> не была Администрация г.о. Сызрань направила ФИО1 претензию от <дата> № *** о возмещении в срок до <дата> вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды посредством сброса отходов производства и потребления с расчётом размера вреда, однако до настоящего времени ответчик не компенсировал в добровольном порядке вред, причинённый окружающей среде.

Согласно расчету, представленного истцом, размер вреда, причиненного почве как компоненту природной среды составляет 62 721,70 руб.

Однако ответчик до настоящего времени не устранил выявленные нарушения природоохранного законодательства. Доказательств обратного суду не представлено.

Сумма ущерба, рассчитана в соответствии с Приказом Минприроды России от <дата> № *** «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды».

Оснований не доверять указанному расчету у суда не имеется, иного расчета стороной ответчика не представлено.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Суд исходит из того, что факт правонарушения и причинения вреда почве путем размещения на ней отходов производства и потребления, установлен, равно как и все необходимые параметры для расчета размера возмещения.

Учитывая допущенный ответчиком несанкционированный сброс отходов производства и потребления, на почву, суд приходит к выводу о том, что ответчик обязан возместить причинённый вред, определённый в соответствии с Методикой исчисления вреда причинённого почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от <дата> № ***, поскольку ответчиком не представлено убедительных доказательств, того, что его незаконные действия не причинили вред окружающей среде.

Согласно ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, подлежит взысканию с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов, в местный бюджет в размере 2 081,70 руб., пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Администрации городского округа Сызрань удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, * * *

Взыскать с ФИО1, * * *

Решение может быть обжаловано в Самарский облсуд через Сызранский городской суд Самарской области в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                 Сергеева О.И.

Решение в окончательной форме принято 12.05.2023

2-946/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация г.о. Сызрань
Ответчики
Айрапетян А.В.
Другие
Министерство лесного хозяйства
Мелконян А.В.
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Сергеева О.И.
Дело на странице суда
syzransky--sam.sudrf.ru
30.03.2023Судебное заседание
20.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
20.01.2023Передача материалов судье
06.03.2023Судебное заседание
27.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.01.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.02.2023Предварительное судебное заседание
17.03.2023Судебное заседание
03.05.2023Судебное заседание
12.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее