№ 2-236/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ХХ 17 июня 2015 года
Западнодвинский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Павлова Э.Ю.,
представителя истца Управления Роспотребнадзора по Тверской области в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в городе Ржеве Дунаевой Л.В., действующей на основании доверенности,
представителей ответчика ООО «Водоканал» директора Общества Щербакова А.А. и Гришачкиной Я.А., действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, администрации городского поселения город Западная Двина Тверской области Мамаевой С.А., действующей на основании доверенности,
при секретаре Кутилкиной А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Тверской области в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в городе Ржеве к Обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» о признании действий ООО «Водоканал» по поставке некачественной питьевой воды населению противоправными, понуждению обеспечить поставку питьевой воды населению надлежащего качества,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Тверской области в лиц Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в городе Ржеве, действуя в защиту интересов неопределенного круга потребителей, обратилось в суд с иском к ООО «Водоканал» и просит признать действия ответчика, выразившиеся в поставке некачественной питьевой воды, противоправными в отношении части населения ХХ, проживающих в частном секторе, с вводом систем водоснабжения в индивидуальные жилые дома и через водозаборные колонки, в период с ХХ г. по настоящее время, обязать Общество прекратить вышеуказанные действия путем поставки населению ХХ питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», и обязать ответчика в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу довести через средства массовой информации до потребителей принятое решение. Свои требования мотивирует следующими обстоятельствами. Управление, действуя в соответствии с требованиями ст.46 «О защите прав потребителей», Постановления Правительства РФ от 06.04.2004 г. № 154, Программы лабораторного обеспечения социально-гигиенического мониторинга Управления по Тверской области на 2015-2016 г., утвержденное Приказом Управления Роспотребнадзора по Тверской области № 251-р от 26.12.2014 г., провела мониторинг питьевой воды в ХХ. При проведении лабораторных исследований воды из водозаборной колонки, расположенной по адресу: Тверская область, ХХ, ул.Школьная, д.1, обнаружено несоответствие качества воды гигиеническим нормативам: сульфаты – 999м мг/дм. куб., при нормативе ХХ мг/дм. куб.; жесткость общая ХХ оЖ при нормативе ХХ ХХ; что не соответствует требованиям п.3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01. По данному факту было проведено административное расследование, в ходе которого установлено, что ответчик (ООО «Водоканал»), в соответствии с Уставом, осуществляет свою деятельность по распределению воды среди различных потребителей, сбору и очистке воды. ХХ г. между администрацией городского поселения город Западная Двина (арендодатель) и ООО «Водоканал» (арендатор) заключен договор аренды имущества, в т.ч. сооружения и инженерные коммуникации: насосные с артскважиной – ХХ; водопроводные башни – ХХ; станции очистки воды – ХХ; водопроводные сети ХХ, находящиеся в муниципальной собственности города ХХ, целевое назначение которого – водоснабжение населения, организаций и объектов социальной сферы ХХ. Общество, в соответствии с Договором, обязано эксплуатировать указанные системы и объекты водоснабжения, поставлять абонентам товары, оказывать услуги в сфере водоснабжения, обеспечивать возможность получения абонентами соответствующих товаров и услуг. Общество оказывает услуги по поставке питьевой воды из систем водоснабжения по водопроводным вводам и прием сточных вод на основании договора от ХХ г. с ООО «Управляющая компания». Также Общество осуществляет деятельность по водоснабжению населения питьевой воды по договорам с жителями ХХ. Ответчик, как организация осуществляющая деятельность по водоснабжению населения питьевой водой по возмездным договорам, в силу Закона РФ «О защите прав потребителей» (абз.5 преамбулы), п.2 гл.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», является исполнителем услуг, а жители ХХ, пользующиеся или имеющие намерение воспользоваться услугой для хозяйственно-бытовых нужд, являются потребителями. В ходе проверки были выявлены ряд нарушений требований СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»: территория первого пояса зоны санитарной охраны (зона строгого режима) источников централизованного водоснабжения не ограждена – отсутствует ограждение зоны строго режима артезианских скважин по ул.ХХ, ул.ХХ, ул.ХХ, артскважины на стадионе города, ул.ХХ, ул.ХХ (п.3.2.1.1); устья всех артезианских скважин (на ул.ХХ, ул.ХХ, ул.ХХ, ул.ХХ, артскважина на стадионе, ул.Фадеева) не загерметизированы, что не исключает реальной угрозы загрязнения водоносного горизонта всех артезианских скважин Западнодвинского района (п.3.2.1.4); не выдержана зона строго режима артезианских скважин, расположенных на ул.ХХ, ул.ХХ, ул.ХХ, ул.ХХ (пп.3.2.1.1, 3.2.1.3, 3.2.1.2, 3.2.3.2). Кроме этого, в ходе административного расследования выявлены нарушения СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», а именно: на предприятии не выполняется, согласованная с территориальным отделом, программа производственного контроля за качеством питьевой воды из источников; в программе производственного контроля отражено наличие систем водоподготовки питьевой воды на действующих скважинах ООО «Водоканал» (ул.Фадеева, ул.Первомайская), однако лабораторные исследования воды после станций водоподготовки не выполняются, не представлены лабораторные исследования производственного контроля качества питьевой воды после очистки на станциях водоподготовки воды, имеются только лабораторные исследования из действующих артезианских скважин (п.2.4); по результатам лабораторных исследований, представленных по программе производственного контроля, воды из артезианских скважин ООО «Водоканал» не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1 2.1.4.1074-01. Из представленных лабораторных исследований, выполненных аккредитованной лабораторией филиала ББУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в г.ХХ за ХХ год вода из артезианских скважин по ул.Х, ул.ХХ, ул.ХХ, ул.ХХ, не соответствует требованиям указанного СанПиН по сухому остатку, общей жесткости, содержанию сульфатов. Данные производственного лабораторного контроля за ХХ год из артезианских скважин и станций водоподготовки питьевой воды не представлены. При выборочном анализе лабораторных данных производственного контроля из разводящей сети выявлено несоответствие качества питьевой воды из водозаборных колонок ХХ по общей жесткости (в/колонки ул.ХХ, д.ХХ, ул.ХХ, д.ХХ, ул.ХХ, ул.ХХ, д.ХХ) (п.3.4, 4.2); представленные протоколы экспресс-анализа воды по РН, железу общему, общей жесткости, солесодержанию, выполненные по договору № ХХ от ХХ г. на техническое обслуживание станций водоподготовки на артскважине ул.Молодежная и по договору № ХХ от ХХ г. на техническое обслуживание станции водоподготовки воды по ул.Первомайская ХХ «ХХ» (анализ от ХХ г., от ХХ г.) выполнены лабораторией, не аккредитованное в установленном порядке (п.4.7); при лабораторном исследовании (протокол № ХХ от ХХ г.) вода из водопроводного крана станции водоподготовки после очистки на артезианской скважине ул.ХХ не соответствует требованиям гигиенических нормативов – жесткость общая фактическая ХХ при гигиеническом нормативе не более ХХ (жесткость на артезианской скважине ХХ); водопроводная колонка ул.ХХ, д.ХХ – жесткость общая фактическая ХХ при гигиеническом нормативе ХХ (протокол № ХХ от ХХ г.); водопроводная колонка ул.ХХ, д.ХХ – жесткость общая ХХ ХХ при гигиеническом нормативе не более ХХ, общая минерализация (сухой остаток) фактический ХХ мг/дм куб. при гигиеническом нормативе не более ХХ ХХ. (протокол № ХХ от ХХ г.); водопроводная колонка ул.ХХ, д.ХХ (фактически в/колонка расположена возле дома № 5, а не возле дома № ХХ по ул.ХХ) - жесткость общая ХХ ХХ при гигиеническом нормативе не более ХХ, общая минерализация (сухой остаток) фактически ХХ мг/дм куб. при гигиеническом нормативе не более 1000 мг/дм куб., суммарная альфа-активность ХХ при гигиеническом нормативе 0,2 Бк/кг (протокол № ХХ от ХХ г.); водопроводная колонка ул.ХХ угол ул.ХХ – жесткость общая ХХ при гигиеническом нормативе не более ХХ (протокол № ХХ от ХХ г.) (п.3.4); в территориальный отдел представлена информация о неудовлетворительном качестве питьевой воды, исследованной по производственному контрою, выполненной по договору с филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ХХ» в г.ХХ из артскважин и разводящей сети ХХ. При выборочном анализе лабораторных данных из разводящей сети города выявлено несоответствие качества питьевой воды из водозаборных колонок: в/колонка ул.ХХ, д.ХХ – общая жесткость фактическая ХХ при гигиеническом нормативе не более ХХ (протокол № ХХ от ХХ г.); в/колонка ул.ХХ, д.ХХ – общая жесткость ХХ при гигиеническом нормативе не более ХХ(протокол № ХХ от ХХ г.); в/колонка ул.ХХ – жесткость общая фактическая ХХ при гигиеническом нормативе не более ХХ (протокол № ХХ от ХХ г.); в/колонка ул.ХХ, д.ХХ – жесткость общая ХХ при гигиеническом нормативе не более 7ХХ(протокол № ХХ от ХХ.). (п.2.5). Также в ходе административного расследования выявлены нарушения СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», а именно: п.3.5 – из 13 артезианских скважин, находящихся в аренде у ООО «Водоканал» эксплуатируются только 3, остальные артскважины не эксплуатируются, акты на временную консервацию отсутствуют; неэксплуатируемая артезианская скважина по ул.Первомайская (расположена рядом с действующей) не законсервирована, устье скважины не загерметизировано. Указанное выше, по мнению истца, является нарушением пп.2, 11, 18, 19, 31 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1 ст.10, ст.ст.23, 25 Федерального закона РФ от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». По мнению истца, несоответствие системы водоподготовки питьевой воды не позволяет обеспечить население ХХ водой, соответствующей требованиям гигиенических нормативов. Вода населению подается с нарушениями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». По санитарно-химическим показателям. Несоблюдение ООО «Водоканал» санитарных правил по содержанию и эксплуатации водопроводных сетей создает угрозу жизни и здоровья населения, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Граждане, как потребители, лишены возможности получать услуги по водоснабжению соответствующего качества, требуемого санитарными правилами. Считает, что ООО «Водоканал» предоставляет потребителям (жителям ХХ, получающим воду по централизованной системе водоснабжения через водоразборные колонки) услугу по поставке питьевой воды, не соответствующей обязательным требованиям, что является нарушением требований ст.4 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», пп. а п.31 Правил предоставления коммунальных услуг, требованиям п.4.12.1 ГОСТа Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные ресурсы. Общие технические условия», п.3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
В судебном заседании представитель истца Дунаева Л.В., действующая на основании доверенности, полностью поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Водоканал» Щербаков А.А., являясь директором Общества в соответствии с Решением единственного учредителя Общества от 19.05.2014 г., с иском не согласился, пояснив, что Обществом принимаются все возможные меры для соблюдения действующего законодательства по качеству подаваемой населению воды: проводятся ремонтные работы, заключен договор со специализированной организацией по обслуживанию очистных сооружений и т.п. Вместе с тем, опровергнуть результаты проведенных лабораторных исследований представленных истцом, он не может. Полагает, что выявленные нарушения в качестве воды возникли в связи с тем, что водопроводные колонки, из которых производился забор, являются тупиковыми, в них вода в полном объеме жителями не разбирается, вследствие чего происходит ее застой.
Представитель ответчика ООО «Водоканал» Гришачкина Я.А., действующая на основании доверенности, также иск не признала и показала, что из представленных истцом анализов проб воды не следует, что жителям всего частного сектора предоставляется вода не соответствующая ГОСТ. Этими пробами установлено лишь несоответствие качеству воды по улицам ХХ, ХХ, ХХ, ХХ и ХХ. При таких обстоятельствах считает, что требования звучат не корректно. Кроме этого, из представленных материалов не усматривается дата проведения лабораторных исследований, что, ее мнению, исходя из представленных дат поступлений воды на исследование и самого исследования, не соответствует имеющимся ГОСТ Р 51592-2000 «Вода. Общие требования к отбору проб», и ГОСТ Р 51593-2000 «Вода питьевая. Отбор проб».
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований администрации городского поселения ХХ Тверской области Мамаева С.А., действующая на основании доверенности, просила в иске отказать по основаниям, указанным ответчиками.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований ООО «Управляющая компания», своего представителя в судебное заседание не направило, просило рассмотреть дело без участия представителя Общества, просит в иске отказать.
С учетом мнения сторон суд считает возможным рассмотреть гражданское дело без участия третьего лица ООО «Управляющая компания».
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, и не оспаривается сторонами, ООО «Водоканал», в соответствии с Уставом, утвержденным решением единого учредителя ООО «Водоканал» от ХХ г., созданное в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», осуществляет. Помимо прочего, деятельность по распределению воды среди различных потребителей, сбору и очистке воды (пп.1.1, 2.2 Устава).
Из договора аренды муниципального имущества, заключенного ХХ г. между администрацией городского поселения город Западная Двина Западнодвинского района Тверской области (арендодатель) и ООО «Водоканал» (арендатор), следует, что Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное пользование имущества, согласно Приложению № 1 к Договору (п.1.1).
В приложении 1 к Договору отражено имущество, передаваемое Арендатору – сооружения и инженерные коммуникации, в т.ч. насосные с артскважинами, водонапорные башни, станции пор очистке воды, водопроводные сети.
В силу п.1.2 указанного Выше Договора, передаваемое имущество находится в собственности муниципального образования ХХ Западнодвинского района Тверской области.
Целевое назначение передаваемого имущества – водоснабжение населения, организаций и объектов социальной сферы ХХ (п.1.6 Договора).
Настоящий Договор заключен сроком на 10 лет (п.2.1)
По условиям Договора аренды, ООО «Водоканал», помимо прочего, обязуется: эксплуатировать указанные системы и объекты водоснабжения в целях и в порядке, которые установлены договором аренды, поставлять абонентам товары, оказывать услуги в сфере водоснабжения, при осуществлении деятельности с использованием указанных систем и объектов обеспечивать возможность получения абонентами соответствующих товаров, услуг, а также подключать абонентов к указанным системам, отдельным объектам указанных систем и (или) новым централизованным системам водоснабжения, отдельным объектам указанных систем; нести расходы, необходимые для поддержания арендованного имущества в технически исправном, комплектном состоянии, подготовки к безаварийной эксплуатации, обеспечения качественной и своевременной поставки коммунальных ресурсов в соответствии с действующими нормативами; соблюдать технические, санитарные, пожарные и иные нормы и требования государственных надзорных органов при использовании арендованного имущества (п.3.4).
ООО «Водоканал», в соответствии с лицензией на право пользования недрами ХХ, зарегистрированной в Региональном агентстве по недропользованию по Центральному федеральному округа ХХг. (с внесенными изменениями от 29.04.2008 г.), имеет право по добыче подземных пресных вод для целей хозяйственного питьевого и технологического водоснабжения юридических лиц и населения города. Участок недр расположен в ХХ Западнодвинского района Тверской области, в пределах бассейна р.Западная Двина.
По условиям договора на отпуск воды и прием сточных вод в городскую канализацию от ХХ г., заключенным между ООО «Водоканал» и ООО «Управляющая компания», ответчик оказывает услуги по поставке питьевой воды из систем водоснабжения по водопроводным вводам, а также прием сточных вод (п.1.1 Договора). ООО «Водоканал» обязуется обеспечить подачу питьевой воды с качеством, соответствующим СанПиН (п.2.1.1 Договора).
Из содержания ст.1 Водного кодекса РФ следует, что под водопотреблением понимается потребление воды из систем водоснабжения (п.9).
Согласно п.4 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
В соответствии с п.2 главы 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Пунктом 4 главы II указанных Правил определено, что потребителю помимо прочего, может быть представлена следующая коммунальная услуга: холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
Давая анализ вышеизложенному, суд приходит к выводу, что услуги водоснабжения населения в границах городского поселения город Западная Двина Тверской области оказывает именно ООО «Водоканал», что сторонами не оспаривается, при этом, с учетом заключенных Договоров, подача воды абонентам осуществляется, в т.ч., и жителям города, на возмездной основе.
Указанное обстоятельство объективно подтверждается и представленной истцом копией договора № ХХ на водоснабжение от ХХ г. между ООО «Водоканал» и ХХ., проживающей по адресу: ХХ,ХХ, д.ХХ.
Представители ответчика не отрицают, что подают населению города питьевую воду через системы водоснабжения, в т.ч. через водоколонки, каковых на территории ХХ ХХ шт., а также по договорам водоснабжения абонентам, проживающим в частных домах.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что на указанные правоотношения распространяется законодательство в области защиты прав потребителей.
Согласно чч.1, 5 ст.4 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказать потребителю услугу, соответствующую этим требованиям.
В силу ст.7 вышеназванного Закона, потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
В соответствии с вышеназванными Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подп. «а» п.31 гл.IV).
Положениями ст.ст.41, 42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции РФ и состоит из названного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируется законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (п.6 ст.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
В соответствии со ст.3 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Положениями ст.39 названного Федерального закона установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п.1 ст.19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Применительно к изложенному, гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также к правилам контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (СанПиН 2.1.4.1074-01), утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 г. № 24, которые предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества (пп.1.1, 1.3, 1.4 СанПиН).
Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил (п.2.2 СанПиН).
В соответствии с п.2.4 СанПиН, на основании требований настоящих Санитарных правил индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды (далее - рабочая программа) в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе (далее - центр госсанэпиднадзора) и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.
Пунктом 3.4 СанПин определено, что безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по: обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных на территории РФ, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2), содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения (таблица 3), содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека (Приложение 2).
Радиационная безопасность питьевой воды определяется ее соответствием нормам радиационной безопасности по показателям, представленным в таблице 5 (п.3.6 СанПиН).
При этом норматив общей жесткости воды составляет не более ХХ, норматив минерализации (сухой остаток) – не более ХХ мг/дм куб., суммарная альфа-активность – ХХ Бк/кг, железо – не более ХХ, сульфаты – ХХ мг/л, мутность ХХ мг/дм. куб.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что не оспаривается представителями ответчика, что в зимне-весенний период ХХ года специалисты Управления Роспотребнадзора по Тверской области в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в г.ХХ, в рамках проведения административного расследования, возбужденного заместителем начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по тверской области в г.ХХ ХХ г. (определение № 5) по факту несоответствия воды из водозаборной колонки по адресу: ХХ, ул.ХХ, д.ХХ, санитарным правилам, из водопроводной сети в ХХ Тверской области, производили отбор вод, которые были подвергнуты лабораторному анализу в елях проверки их соответствия по санитарно-химическим и микробиологическим показателям требования СанПиН.
Об этом свидетельствуют протокол взятия проб и образцов от ХХ г.
Из протоколов лабораторных исследований следует:
- протоколы № ХХ от ХХ г., № ХХ от ХХ г.: вода из водопроводного крана станции водоподготовки после очистки на артезианской скважине ул.ХХ не соответствует требованиям гигиенических нормативов – жесткость общая фактическая ХХ (жесткость на артезианской скважине ХХ);
- протокол № ХХ от ХХ г.: водопроводная колонка ул.ХХ, д.ХХ – жесткость общая фактическая ХХ;
- протокол № ХХ от ХХ г.: водопроводная колонка ул.ХХ, д.ХХ – жесткость общая ХХ общая минерализация (сухой остаток) фактический ХХ.;
- протокол № ХХ от ХХ г.: водопроводная колонка ул.ХХ, д.ХХ (фактически в/колонка расположена возле дома № ХХ, а не возле дома № ХХ по ул.ХХ) - жесткость общая ХХ общая минерализация (сухой остаток) фактически ХХ куб., суммарная альфа-активность ХХ;
- протокол № ХХ от ХХ г.: водопроводная колонка ул.ХХ угол ул.Культурная – жесткость общая ХХ;
- протокол № ХХ от ХХ.: артезианская скважина ул.ХХ - железо ХХ, жесткость общая ХХ мутность ХХ мг/дм. куб., мутность - ХХ мг/дм куб.;
- протокол № ХХот ХХ г.: ГКМ/колонка ул.ХХ, ХХ, водопроводная колонка ХХ: сульфаты - ХХ мг/дм. куб., жесткость общая – ХХ, общая минерализация (сухой остаток) - ХХ мг/дм. куб.
Давая анализ приведенным выше доказательствам: протоколу взятия проб и образцов от ХХ г., протоколам лабораторных исследований, суд приходит к выводу, что указанные процедуры проведены в соответствии с нормами действующего законодательства, в т.ч. с «ГОСТ 31954-2012. Межгосударственный стандарт. Вода питьевая. Методы определения жесткости» (введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2012 № 1899-ст), и «ГОСТ 31865-2012. Межгосударственный стандарт. Вода. Единица жесткости» (введен в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 № 1484-ст).
В судебном заседании представители ответчиков полагали, что лабораторные исследования вызывают сомнения, поскольку из представленных истцом документов не усматривается дата проведения лабораторных исследований. При этом, несмотря на то, что представителям ответчик было разъяснено право, в соответствии со ст.56 ГПК РФ, представить суду доказательства, опровергающие выводы лабораторных исследований, а также возможность проведения судебной экспертизы, последние таких доказательств не представили, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявляли, оставили за судом право оценки указанных выше доказательств.
Давая оценку представленных истцом лабораторных исследований, суд не находит достаточных оснований ставить их под сомнение, поскольку они выполнены филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в г.Ржеве, в аккредитованном испытательным лабораторном центре, имеющей аттестат аккредитации РОСС RU.0001.510574, действующий до 13.03.2018 г.
Доводы представителей ответчиков о том, что из материалов не усматривается дата проведения лабораторных исследований несостоятельны, поскольку каждый из исследованных протоколов имеет дату вынесения.
Пунктом 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 установлено, что качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Анализ питьевой воды, пробы которых были взяты из водопроводного крана станции водоподготовки после очистки на артезианской скважине по ул.ХХ, водопроводной колонки по ул.ХХ, водопроводной колонки по ул.ХХ, водопроводной колонки по ул.ХХ, д.ХХ (фактически в/колонка расположена возле дома №ХХ а не возле дома № ХХ по ул.ХХ), водопроводной колонки по ул.ХХ угол ул.ХХ, артезианской скважине по ул.ХХ, показал, что питьевая вода, как перед поступлением в водопроводную сеть, так и точках водозабора, по своим показателям не отвечает требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
С учетом изложенного, суд соглашается с доводами представителя истца, и признает, что питьевая вода, подаваемая населению ХХ в тех точках централизованного водоснабжения города, в которых отбирались пробы на предмет проверки ее соответствия гигиеническим требованиям, не отвечает требованиям безопасности жизни и здоровья граждан в силу того, что воды, забираемые из подземных источников и поставляемые в водопроводные сети, небезопасны в эпидемиологическом отношении, небезвредны по химическому составу и не имеют благоприятных органолептических свойств, поскольку содержание в них вредных веществ и по своему химическому составу последние превышают допустимые значения, установленные СанПиН 2.1.4.1074-01.
Несоответствие вод, используемых в вышеперечисленных точках централизованного водоснабжения города в качестве питьевых, требованиям безопасности для жизни и здоровья человека, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц, находящихся на территории города, свидетельствуют о нарушении гарантированных им Конституцией РФ прав на охрану здоровья, на благоприятную среду обитания.
Более того, постановлениями по делу об административном правонарушении № 84 от 14.04.2015 г., № 85 от 14.04.2015 г. директор ООО «Водоканал» Щербаков А.А. был привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.8.42, и ст.8.5 КоАП РФ, а постановлением по делу об административном правонарушении № 83 от 14.04.2015 г. ООО «Водоканал», как юридическое лицо, было привлечено к административной ответственности 6.5 КоАП РФ, при этом предметом вышеуказанных правонарушений являлась питьевая вода и системы питьевого и хозяйственного водоснабжения.
Указанные постановления не обжалованы и вступили в законную сила, а, по утверждениям представителей ответчика, назначенные административные штрафа были оплачены в полном объеме.
Доводы представителей ответчиков в части неправомерности заявленных требований именно в интересах неопределенного круга лиц не состоятельны и противоречат нормам действующего законодательства.
Так, в силу ст.46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу норм статей 40, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.1 Постановления Правительства РФ от 06.04.2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», п.п.5.18 Положения «О федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей.
При использования источников подачи питьевой воды через водопроводные колонки, находящихся на вышеперечисленных улицах и имеющие общий неограниченный доступ к ним, затрагиваются права именно неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что истец наделен правом обращаться в суд именно в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Доводы представителей ответчиков о том, что точки забора воды являются тупиковыми, в связи с чем вода в колонках может затаиваться, а, соответственно, качество питьевой воды снижается, не может служить основанием для освобождения ответчика от обязанности обеспечивать питьевой водой население ХХ соответствующего качества, которое бы обеспечивало санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Учитывая, что установленные судом нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц могут быть восстановлены лишь в случае обеспечения потребителей водой соответствующей санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, на ответчика подлежит возложению обязанность устранить в полном объеме нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц посредством обеспечения соответствия СанПиН 2.1.4.1074-01 вод, подаваемых жителям ХХ Тверской области.
При таких обстоятельствах, учитывая, что несоответствие вод, подаваемых жителям ХХ Тверской области, требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, установлено в определенных точках разводящей сети централизованного водоснабжения ХХ, требования истца суд находит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Тверской области в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в городе Ржеве к Обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» о признании действий ООО «Водоканал» по поставке некачественной питьевой воды населению противоправными, понуждению обеспечить поставку питьевой воды населению надлежащего качества, удовлетворить.
Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал», выразившиеся в поставке питьевой воды неопределенному кругу лиц части населения города Западная Двина Тверской области, проживающих в частном секторе, с вводом систем водоснабжения в индивидуальные жилые дома и через водозаборные колонки, расположенные на улицах ХХ д.ХХ, ХХ, д.ХХ, ХХ, д.ХХ, ХХ, д.ХХ, в период с ХХ года по настоящее время, не соответствующей по качеству требованиям СанПиН 2.1.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», противоправными.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга лиц потребителей, и, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, привести качество питьевой воды, поставляемой потребителям – населению города Западная Двина, проживающих в частном секторе, с вводом систем водоснабжения в индивидуальные жилые дома и через водозаборные колонки, расположенные на улицах ХХ д.ХХ, ХХ, д.ХХ, ХХ, д.ХХ, ХХ, д.ХХ, в соответствие с нормативами, установленными СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда довести его через средства массовой информации до потребителей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Западнодвинский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Э.Ю.Павлов
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 22 июня 2015 года
Судья Э.Ю.Павлов