Дело № 3а-200/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2019 года город Тамбов
Тамбовский областной суд
в составе председательствующего судьи Курохтина Ю.А.,
при секретаре Абросимовой И.Н.,
с участием представителя административного истца по доверенности Комаровой А.Р., представителя административного ответчика администрации Тамбовской области, заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом Тамбовской области по доверенности Каниной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Рыслинская Нива» к Администрации Тамбовской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Рыслинская Нива» 21 марта 2019 года обратилось в Тамбовский областной суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, в отношении которого была установлена кадастровая стоимость. С размером установленной кадастровой стоимости административный истец не согласен, полагает ее размер завышенным, нарушающим его права как арендатора земельного участка.
В административном исковом заявлении ООО «Рыслинская Нива» просит установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере, определенном независимым оценщиком.
Представитель административного истца в судебном заседании административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Тамбовской области, заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом Тамбовской области возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени судебного заседания должным образом.
С учетом положений ч.4 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области в письменном отзыве на административный иск просило дело рассмотреть без участия его представителя, указав, что к данной кадастровой оценке Управление не имеет никакого отношения. Решение вопроса об удовлетворении требований по существу об установлении кадастровой стоимости оставляет на усмотрение суда, сведениями об иной рыночной стоимости участков не располагает.
В своем письменном отзыве административный ответчик - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области (далее - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области) просило дело рассмотреть в отсутствие своего представителя, не оспаривая ни размер рыночной стоимости участка, ни право административного истца на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов кадастровой стоимости участка. Считал действия филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области по определению кадастровой стоимости участка в порядке ст.24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» правомерными, поскольку при этом использовался удельный показатель, утвержденный Постановлением Администрации Тамбовской области от 14 ноября 2014 года № 1396, умноженный на площадь участка.
Административный ответчик администрация Тамбовской области в своем письменном отзыве возражает против удовлетворения административных исковых требований, ссылается на недостатки отчета, на существенное отклонение рыночной стоимости от кадастровой, что должно вызывать сомнения.
Заинтересованное лицо администрация Моршанского района Тамбовской области в письменном отзыве возражает против удовлетворения административного иска, считает заявленные требования не правомерными и не обоснованными.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» юридическое лицо вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии со ст.390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Из материалов дела следует, что ООО «Рыслинская Нива» на праве собственности с 20.06.2018 г. по 07.08.2018 г. принадлежал земельный участок с кадастровым номером ***, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: растениеводство, площадью *** кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ***
07.08.2018 г. данный земельный участок был продан по договору купли-продажи *** Не смотря на прекращение права собственности, обязанность по уплате земельного налога остается у налогоплательщика до полного погашения задолженности по этому налогу за предыдущие налоговые периоды.
Как указано в п.6 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление. Следовательно, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость земельного участка.
Таким образом, следует признать, что административный истец вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости названных земельных участков, поскольку результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права как плательщика земельного налога.
На основании части 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).
В силу положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в этом случае, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В рассматриваемом случае таковым, а соответственно и надлежащим административным ответчиком по настоящему делу является филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области, которым кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка по состоянию на 20 июня 2018 года была установлена в размере 79 562 434,25 руб.
Поскольку удельный показатель кадастровой стоимости, использованный при расчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, был утвержден постановлением администрации Тамбовской области от 14.11.2014 г. № 1396, администрация Тамбовской области также является надлежащим административным ответчиком по настоящему делу.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости, иными материалами дела, сторонами не оспариваются.
Соблюдая досудебный порядок урегулирования спора, административный истец 28 декабря 2018 года обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Тамбовской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости названного земельного участка в связи с установлением кадастровой стоимости равной рыночной. Решением Комиссии № 32 от 25 января 2019 года заявление административного истца было отклонено в связи с наличием недостатков отчета об оценке.
В обоснование своих доводов о завышении установленной кадастровой стоимости земельного участка административный истец представил отчет об оценке объекта оценки №2018-07-03-Ч(2) от 5 декабря 2018 года, составленный оценщиком ИП Чернышовой О.Н., членом НП СРО СВОД, согласно которому рыночная стоимость земельного участка административного истца по состоянию на 20 июня 2018 года составила 29 002 005 руб.
По ходатайству представителя административного истца определением суда от 15 мая 2019 года по делу была назначена судебная экспертиза в целях установления соответствия отчета об оценке требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельного участка административного истца.
Согласно заключению № 4877/6-4 от 05 августа 2019 г., выполненного судебными экспертами Герасименко В.В. и Исаевой В.В., сотрудниками ФБУ Воронежский РЦСЭ Минюста России, представленный административным истцом отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года в действующей редакции, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Рыночная стоимость земельного участка административного истца по состоянию на 20 июня 2018 года составляет 36 851 340 руб.
Исследовав заключение судебных экспертов, суд находит его соответствующим требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности. Судебный эксперт Герасименко В.В. и Исаева В.В. имеют соответствующее образование, значительный опыт работы в области оценочной деятельности, квалификационные аттестаты в области оценочной деятельности, были предупреждены судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Оснований не доверять заключению судебных экспертов у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством и соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Представитель административного истца согласился с выводами судебных экспертов, просит установить кадастровую стоимость спорного земельного участка равной рыночной в размере, определенном судебными экспертами.
Таким образом, допустимых доказательств, опровергающих выводы судебных экспертов в части размера рыночной стоимости земельного участка административного истца, суду не представлено. Правом ходатайствовать о назначении повторной судебной экспертизы участвующие в деле лица не воспользовались.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно п.19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
В данном случае доказательств иной рыночной стоимости земельного участка административного истца, недостоверности сведений о величине рыночной стоимости названного земельного участка в ходе рассмотрения дела суду не представлено.
При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.
Согласно требованиям пункта 4 части 6 статьи 180 КАС РФ резолютивная часть решения суда должна содержать указание на распределение судебных расходов.
В материалах дела имеется заявление от ФБУ Воронежский РЦСЭ Минюста России об оплате судебной экспертизы, проведенной в соответствии с определением Тамбовского областного суда от 22 мая 2019 года. Названным определением обязанность по оплате судебной экспертизы была в соответствии со ст.109 КАС РФ возложена на административного истца, однако до момента вынесения решения суда административный истец названную обязанность не выполнил. Стоимость проведения судебной экспертизы составила 43 170 руб.
Исходя из изложенного, принимая во внимание выводы судебных экспертов, признавших представленный административным истцом отчет об оценке не соответствующим требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, с учетом положений ст.109, 62, 247 КАС РФ, а также факт отклонения установленной судом рыночной стоимости от оспариваемой кадастровой стоимости менее чем в три раза, что входит в допустимый диапазон отклонений, суд приходит к выводу о возложении названных расходов на административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО «Рыслинская Нива», поданное в Тамбовский областной суд 21 марта 2019 г., после обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Тамбовской области 28 декабря 2018 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: растениеводство, площадью *** кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 20 июня 2018 года в размере 36 851 340 руб.
Взыскать с ООО «Рыслинская Нива» в пользу федерального бюджетного учреждения «Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» судебные расходы на оплату судебной экспертизы в размере 43 170 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Ю.А.Курохтин
Решение суда в окончательной форме составлено 18 сентября 2019 года.
Судья: Ю.А.Курохтин