РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 сентября 2015г. Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Бобылевой Е.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании права собственности в порядке приватизации,
Установил:
Истец ФИО1 обратился с вышеуказанным иском, в обоснование своих требований указал, что распоряжением Правительства Самарской области от 09 января 1999 г. № 34-р принято предложение Мингосимущества России и администрации Самарской области о передаче в государственную собственность Самарской области объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящихся в федеральной собственности филиала федерального государственного унитарного предприятия «Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс», согласно Приложению.
В Приложении к данному распоряжению содержится перечень передаваемых в государственную собственность Самарской области объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Одним из объектов, передаваемых в собственность Самарской области, является учреждение здравоохранения- профилакторий по переулку Старый, дом №
18.08.2000 г. указанный объект включен в реестр муниципального имущества за номером 013121 на основании Постановления Губернатора Самарской области № 265 от 18.08.2000 г.
Здание, расположенное по Старому переулку, 5 после принятия решения о передаче в муниципальную собственность оставалось в хозяйственном ведении ГНП РКЦ «ЦСКБ Прогресс».
17.02.2004г. Генеральным директором «ЦСКБ Прогресс» издан приказ № о подготовке перепрофилирования профилактория и грязелечебницы по адресу <адрес>, <адрес> под семейное общежитие. Работы по переоборудованию и перепрофилированию выполнялись с декабря 2003 г. по август 2005 г., и 28.08.2005 г. реконструированный под семейное общежитие профилакторий был принят в эксплуатацию, что подтверждается актом приемки законченного строительства объекта приемочной комиссией.
Из договора на эксплуатацию и техническое содержание объектов муниципальной казны от 04.10.2006 г. следует, что администрация г.о. Самара и ГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ - Прогресс» заключили договор об осуществлении «ЦСКБ Прогресс» работ по эксплуатации и техническому содержанию объектов, указанных в приложении, в частности «общежитие, двухэтажное 1944 года постройки, площадью 1129,2 кв.м., по адресу <адрес> лит. №».
Действуя, как собственник здания, а затем в соответствии с договором от 04.10. 2006г, на эксплуатацию и техническое содержание объектов муниципальной казны, ЦСКБ Прогресс в 2005г. заключил с истцом договор найма жилого помещения в общежитии ФГУП «ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс» (наймодатель) в связи с трудовыми отношениями и передал истцу (нанимателю) за плату во владение и пользование жилое помещение площадью 15,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, ул.<адрес>, ком. <адрес>
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что предприятие «ЦСКБ-Прогресс» на законных основаниях, договору хозяйственного ведения осуществляло эксплуатацию здания по адресу <адрес> использовало это здание в качестве общежития для проживания работников своего предприятия.
Согласно акту о приеме-передаче здание от 07.08.2013 г. ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс» передано Департаменту управления имуществом городского округа Самара двухэтажное нежилое здание площадью 1129,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, на основании постановления губернатора Самарской области №265 от 18.08.2000г.
Приказом Департамента управления имуществом городского округа Самара № от 04.06.2014г. в состав муниципального специализированного жилищного фонда включены жилые помещения в соответствии с Приложениями № 1,2, расположенные по адресу: <адрес>, литеры внутренние №, в том числе спорная комната №<адрес>
Согласно выписке из реестра № 15-07-06/4171 от 04.07.2012 года, предоставленной Департаментом управления имуществом городского округа Самара, комната №12, расположенная по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью и распоряжением №РД-512 от 30.04.2015г. переведена из нежилого помещения в жилое помещение.
Истец с семьей вселился в спорное помещение в связи с трудовыми отношениями с ФГУП «ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс», ответчик - Департамент управления имуществом г.о. Самара не возражал против вселения истца в спорное помещение, а статус специализированного жилого помещения присвоен спорному жилому помещению в 2015г. распоряжением Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самары.
Истец полагает, что поскольку <адрес> по Старому переулку в <адрес> был принят в муниципальную собственность, то после вступления в силу ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» статус данного дома как общежития был утрачен в силу закона. Истец полагает, что договор социального найма, фактически заключен. Право истца на спорное жилое помещение, правомерность его проживания в нем никем не оспаривается, он вселен в него в установленном законом порядке.
В связи с чем, истец просит признать за ним право собственности в порядке приватизации, на жилое помещение, комнату 12, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес> 5, общей площадью 15,90 кв.м.
В судебном заседании представитель истца ФИО3, действующий по доверенности, исковые требования поддержал, просил удовлетворить, дал пояснения аналогично изложенным в исковом заявлении и описательной части решения.
В судебное заседание представитель ответчика Департамента управления имуществом г.о.Самары не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, в судебном заседании от 18.08.2015г. представитель Департамента действующая по доверенности ФИО4 в удовлетворении исковых требований просила отказать, указав, что общежития приватизации не подлежат, предназначены для временного проживания.
Представитель АО «РКЦ «Прогресс», в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, в судебном заседании от 18.08.2015г. представитель ФИО5, действующий по доверенности не возражал против заявленных требований.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что истец ФИО1 является нанимателем жилого помещения, комнаты № 12, расположенной по адресу: <адрес>, имел временную регистрацию по данному адресу в период с 13.05.2005г. 05.05.2006г., с 05.04.2007г. по 05.04.2008г., с 14.04.2008г. по 14.04.2009г., с 14.04.2009г. по 02.04.2010г., имеет постоянную регистрацию в спорном жилом помещении с 04.06.2010 г. Вместе с истцом в указанном жилом помещении зарегистрирована и проживает жена - ФИО6, что подтверждается справкой МП ЭСО г.Самара от 21.01.2015 г. В период с 20.12.2005г. по 01.06.2010г. истец был зарегистрирован по адресу: <адрес>9 согласно справке паспортной службы от 29.06.2015г.
В материалах дела имеется нотариально удостоверенное согласие ФИО6 на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> без включения ее в число собственников.
Данное жилое помещение было предоставлено истцу в связи с трудовыми отношениями с АО «РКЦ «Прогресс» (ОАО «РКЦ «Прогресс»), что подтверждается договором найма помещения, трудовой книжкой.
На имя истца открыт лицевой счет № на оплату коммунальных платежей.
Из материалов дела следует, что истец добросовестно выполняет обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения, вносит квартплату, оплачивает коммунальные услуги.
Между ФИО1 и ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» 08.05.2010г. был заключен типовой договор № найма помещения в общежитии, в соответствии с которым ФИО1 как сотруднику предприятия предоставлено за плату во владение и пользование жилое помещение-комната, площадью 15,90 кв.м. в общежитии по адресу: <адрес>, комн. <адрес>
В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 03.11.1998 г. № 25П и определением Конституционного Суда РФ от 02.11.2000 № 220-О государство, закрепляя в Законе «О приватизации жилищного фонда в РФ» право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией РФ. При этом ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность.
Законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом, что не нарушает конституционных прав граждан, закрепленных в статьях 40 и 35 Конституции РФ, положения которых не препятствуют отнесению жилых помещений, расположенных в общежитиях, к неподлежащим приватизации.
Вместе с тем, суды, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае такое распространение.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №8 от 24.08.1993г. «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указано, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в собственность проживающих в нем лиц подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как этим правом граждан наделила статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Согласно п. 2 Положения о государственном учёте жилищного фонда в Российской Федерации (утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 г. № 1301), государственному учёту подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные жилые дома (общежития, гостиницы-приюты, дома и маневренного фонда, специализированные дома для одиноких, престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Заключение договоров социального найма жилых помещений в муниципальных общежитиях осуществляется по основаниям, установленным ст.7 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», которая к отношениям по пользованию жилыми помещениями в жилых домах, используемых в качестве общежитий, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и переданных в ведение органов местного самоуправления, распространяет действие норм Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма. Введение в законодательство нормы статьи 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 3 июля 2007 года N 425-О-О, было обусловлено задачей защиты прав именно тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих другому наймодателю, не являющемуся их работодателем. Соответственно, распространяя на жилые помещения в общежитиях правовой режим социального найма и тем самым фактически предрешая вопрос о правовом режиме самих зданий, в которых они находятся, федеральный законодатель преследовал цель устранить неопределенность правовых последствий передачи этих зданий в ведение органов местного самоуправления. Между тем изменение правового режима таких жилых помещений обусловлено передачей зданий, в которых они расположены, в ведение органов местного самоуправления, когда проживающие в них граждане оказываются пользователями жилых помещений, принадлежащих наймодателю, который не является их работодателем. Сообразно с этим определяется и дальнейшая юридическая судьба правоотношений, возникших ранее в связи с наймом жилых помещений в общежитии. Проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), - независимо от того, до или после введения в действие ЖК РФ эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, - с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище. (Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2011 N 4-П "По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой граждан А.С. Епанечникова и Е.Ю. Епанечниковой"
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений, на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
В силу ст. 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" гражданам предоставляется возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз.
Согласно ст. 8 Федерального Закона РФ N 1541-1 от 04.07.1991 года "О приватизации жилищного фонда в РФ", в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд.
Постановлением Губернатора Самарской области N 265 от 18.08.2000 г. "Об объектах социально-культурного и коммунально-бытового назначения филиала федерального государственного унитарного предприятия "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр (ГНП РКЦ) "ЦСКБ-Прогресс - Самарский завод "Прогресс", Государственного научно - производственного ракетно-космического центра "ЦСКБ-Прогресс", Государственного производственного предприятия "Завод имени Масленникова" в муниципальную собственность г. Самара были переданы объекты социально-культурного и культурно-бытового назначения филиала федерального государственного унитарного предприятия "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр (ГНП РКЦ) "ЦСКБ-Прогресс - Самарский завод "Прогресс", Государственного научно-производственного ракетно-космического центра "ЦСКБ-Прогресс", Государственного производственного предприятия "Завод имени Масленникова" согласно приложениям N 1-3, в том числе и объект учреждений физической культуры и спорта: профилакторий, расположенный по адресу: <адрес>
В соответствии с выпиской из реестра Департамента управления имуществом г.о.Самара № от 04.02.2015г. объект недвижимости, расположенный по адресу: г.Самара, Промышленный район, Старый переулок, дом 5, литера №, включен в реестр муниципального имущества городского округа Самара на основании постановления Губернатора Самарской области № 265 от 18.08.2000г. за номером № статусе нежилого здания (профилактория).
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 30.04.2015г. года № РД-512 нежилое помещение первого этажа - комната №12, площадью 15,9 кв. м в <адрес> по Старому переулку в <адрес> переведено в жилое помещение.
С учетом изложенного, разрешая спор, суд приходит к выводу, что ФИО1 на законных основаниях вселился в спорное жилое помещение, которое являлось ведомственным и использовалось в качестве общежития для семейных работников предприятия ФГУП ГНП РКЦ "ЦСКБ-Прогресс", и было передано в муниципальную собственность, в связи с чем, истец приобрел право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма и в соответствии с положениями статьи 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" имеет право приобрести его в собственность.
В соответствии с выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним № от 18.06.2015г. Управления Росреестра по Самарской ФИО1 на праве собственности принадлежат: жилое помещение- квартира, расположенная по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 13.05.2013г.
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 13.10.1981 года Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация»-Федеральное БТИ», общая площадь спорного жилого помещения составляет 15,9 кв.м.
По вышеизложенным обстоятельствам суд приходит к выводу, что исковые требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать за ФИО1 право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – комнату № 12, общей площадью 15,9 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 21.09.2015г.
Председательствующий: Бобылева Е.В.