Решение по делу № 3а-104/2020 от 27.02.2020

10OS0000-01-2020-000042-06

№3а-104/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 марта 2020 г. г.Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П. приведении протокола судебного заседания помощником судьи Рочевой Е.А.,рассмотрев в открытом судебномзаседанииадминистративное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Мерецкова, 11» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Мерецкова, 11» (далее - ООО «Мерецкова, 11», Общество) обратилось в суд с административным иском по тем основаниям, чтооно является собственником земельного участка с кадастровым номером (...)

По состоянию на 26 декабря 2018 г. кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 15666787руб.71 коп.

По инициативе административного истца общество с ограниченной ответственностью (...) подготовило отчет №(...) от 14 февраля2020 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, согласно которому рыночная стоимость земельного участка, указанного выше, определена в размере 7194000 руб.

Административный истец полагает, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что влечет соответствующее увеличение уплачиваемого им земельного налога, в связи с чемпросит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...) в размере его рыночной стоимости.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, не возражали против изменения даты судебного заседания.

Административный ответчик Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, а также привлеченные к участию в деле заинтересованные лица в представленных отзывах замечаний к отчету не высказали.

Административный ответчик государственное бюджетное учреждение Республики Карелия «Центр государственной кадастровой оценки» обратило внимание в своем отзыве на административный иск о допущенных при составлении отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка нарушениях, которые по его мнению могли привести к недостоверному определению размера рыночной стоимости оспариваемого объекта.

Изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Установлено, чтоООО«Мерецкова, 11» на праве собственности принадлежит земельный участокс кадастровым номером (...),что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах объекта недвижимости от 04 марта2020 г.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пунктам 2, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Налогоплательщиками налога в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (статья 389 Налогового кодекса Российской Федерации).

Статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Таким образом, ООО «Мерецкова, 11», являясь в силу действующего законодательства плательщиком земельного налога, самостоятельно определяет налоговую базу земельного участка исходя из его кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в результате государственной кадастровой оценки в целях реализации Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) иФедерального закона от 03 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»(далее - Федеральный закон №237-ФЗ), согласно положениям которых актуализация результатов государственной кадастровой оценки должна проводиться не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет. Результаты кадастровой оценки утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и используются преимущественно для целей налогообложения, а также для расчета арендной платы и выкупной цены земельных участков.

Сведения о земельном участке с кадастровым номером (...) были внесены вЕдиный государственный реестр земель кадастрового района (в последующем, государственный кадастр недвижимости, Единый государственный реестр недвижимости) на основании инвентаризационной описи, переданной Управлением Роснедвижимости по Республике Карелия.

Сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером (...) были внесеныв Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на основании заявления о внесении сведений от 18 декабря 2018 г., доверенности от 28 августа 2018 г.

Государственный кадастровый учет изменений в связи с уточнением местоположения и площади земельного участка с кадастровым номером (...):8 был осуществлен 26 декабря 2018 г.на основании заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 18 декабря 2018 г., межевого плана от 11 октября 2018 г., протокола внеочередного общего собрания Обществаот 01 ноября 2018 г., Устава Общества.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (...) была определена ГБУ РК «Центр ГКО» в соответствии с пунктом 9 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ и составила15666787 руб. 71 коп.по состоянию на 26 декабря 2018 г.

Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

Таким образом, кадастровая стоимость, которую оспаривает административный истецв настоящее время, является актуальной.

Учитывая, что административный истецс административным иском об оспаривании результатов кадастровой стоимости обратился27 февраля 2020 г., следовательно, в случае удовлетворения административного иска, кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2020 г.

Согласно статье 11 Федерального закона № 237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Сведения о кадастровой оценке земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 02 апреля 2019 г., то есть административный истецобратился в суд с административный иском без пропуска установленного Федеральный законом №237-ФЗ срока.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости (пункт 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО №4)», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от22 октября 2010 г. № 508).

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 22Федерального закона №237-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в собственности, не соответствует его рыночной стоимости, административный истецобратился27февраля2020 г. с административным иском в суд.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.

Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), определена в размере 7194000 руб. по состоянию на 26 декабря 2018 г. на основании отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка №(...) от 14 февраля2020 г., выполненного обществом с ограниченной ответственностью (...)

По смыслу статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ отчет, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством, является основанием для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Проанализировав отзыв ГБУ РК «Центр государственной кадастровой оценки» о допущенных при составлении отчета специалистом нарушениях, суд находит их несостоятельными, с достоверностью не свидетельствующими о том, что рыночная стоимость земельного участка рассчитана неправомерно. При выполнении оценки рыночной стоимости объекта недвижимости оценщик самостоятелен в применении им методов оценки.

Сопоставив представленные документы о рыночной стоимости земельного участка, изучив мнения лиц, участвующих в деле, отраженные в отзывах, а также учитывая то, что фактически отчет об оценке административными ответчиками и заинтересованными лицами не оспорен, ходатайств о назначении судебной оценочной экспертизы не заявлено, суд приходит к выводу о том, что отчет в целом соответствует требованиям законодательства, в связи с чем суд признает его достоверным и отвечающим требованиям действующего законодательства, соглашаясь с рыночной стоимостью земельного участка в размере 7194000 руб.

На основании части 4 статьи 7, пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и статьи 17 Федерального закона № 237-ФЗ установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа регистрации прав внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

В случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 4 статьи 18 Федерального закона № 237-ФЗ).

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявлениеобщества с ограниченной ответственностью «Мерецкова, 11» удовлетворить.

Установить по состоянию на 26 декабря 2018 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), в размере его рыночной стоимости, равной 7194000 руб. на период с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 27 февраля 2020 г.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.

Судья Е.П. Кудряшова

3а-104/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Мерецкова, 11"
Ответчики
ГБУ РК "Центр государственной кадастровой оценки"
Управление Росреестра по РК
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Другие
Кузнецова Екатерина Эдуардовна
филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по РК"
Администрация Петрозаводского городского округа
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Кудряшова Елена Павловна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
27.02.2020Регистрация административного искового заявления
27.02.2020Передача материалов судье
27.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее