Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2022/2013 ~ М-1802/2013 от 18.07.2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 августа 2013 года город Орел

Советский районный суд города Орла в составе:

председательствующего судьи Лигус О.В.,

при секретаре Исайкиной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Чурюлиной Ольги Анатольевны к КУ Орловской области «Управление социальной защиты населения г. Орла» о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Чурюлина Ольга Анатольевна обратилась в суд с иском к КУ Орловской области «Управление социальной защиты населения г. Орла» о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ. отделом социальной защиты населения по Советскому району г. Орла у нее принято заявление на выплату единовременной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг. До настоящего времени ей данная компенсация не выплачена по причине отсутствия постоянной прописки в паспорте, однако, копия паспорта вместе с пакетом документов были предоставлены в отдел социальной защиты. Кроме того, была предоставлена копия свидетельства о регистрации по месту пребывания по адресу <...> где она снимает жилье. Просит суд, признать незаконным отказ в выплате единовременной денежной компенсации, обязать отдел социальной защиты населения Советского района г. Орла КУ «Управления социальной защиты населения г. Орла», назначить и выплатить единовременную денежную компенсацию по оплате жилья и коммунальных услуг как ветерану труда с ДД.ММ.ГГГГ. и взыскать компенсацию морального вреда.

В судебном заседании истица Чурюлина О.А. исковые требования поддержала по доводам искового заявления, просила их удовлетворить в полном объеме, указав, что всегда проживала и работала в г.Орле, имела постоянную прописку. Желая улучшить жилищные условия, продала квартиру а денежные средства временно внесла на счет <организация 1>, которых лишилась в результате его ликвидации. В связи с этим в настоящее время снимает жилье у своей знакомой.

В судебном заседании представитель ОГУ «Управление социальной защиты населения г.Орла» по доверенности Гриминова И.Ю. исковые требования не признала пояснив, что истица, не имеет постоянной регистрации на территории г.Орла, в связи с чем они не имеют правовых оснований для выплаты истицы этой компенсации.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда был принят Закон Орловской области от 19.11.2004 года № 440-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов Орловской области».

Согласно статьи 1. 1. данного закона, лицам, имеющим звание "Ветеран труда", после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении" независимо от прекращения ими трудовой деятельности, гражданам, приравненным к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Орловской области. Право на льготную оплату жилья предоставляется ветеранам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности, со дня предоставления ими в органы социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) документов, подтверждающих право на получение льготы;

(в ред. Закона Орловской области от 12.11.2008 N 824-ОЗ)

2) оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг: водоснабжения, водоотведения, вывоза бытовых отходов, газа (природного и сжиженного), электрической и тепловой энергии - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления; ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Льготы по оплате указанных услуг предоставляются ветеранам независимо от вида жилищного фонда со дня предоставления ими в органы социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) документов, подтверждающих право на получение льготы.

При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. истица обратилась в КУ Орловской области «Управление социальной защиты населения г. Орла» с заявление и со всеми документами о предоставлении ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг (л.д.5).

Согласно материалам гражданского дела, Чурюлина О.А. получила удостоверение «Ветеран Труда» ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.8).

Постановлением Правительства Орловской области от 29 мая 2009 года № 43 утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в Орловской области (далее - Порядок) утвержденный Постановлением Правительства Орловской области от 29 мая 2009 года № 43.

В силу п.1.1. Порядка 1.1. настоящий Порядок распространяется на лиц, проживающих на территории Орловской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и (или) жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области.

Согласно п.2.8 Порядка, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением ежемесячной денежной компенсации в соответствии с Законом Орловской области от 19 ноября 2004 года N 440-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Орловской области", должны быть приложены документы в том числе о регистрации по месту жительства на территории Орловской области.

Как следует из свидетельства о регистрации истицы по месту пребывания, она зарегистрирована по адресу <...> с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ..

В соответствии с п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Закон N 5242-1 вводит также понятие места пребывания - это гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно.

Таким образом, под проживанием на территории РФ понимается наличие постоянного (преимущественного) места жительства на территории РФ.

То обстоятельство, что истица постоянно проживает в г.Орле ответчиком не оспаривалось и подтверждено отметками в паспорте, имеет право быть зарегистрированной по вышеуказанному адресу до ДД.ММ.ГГГГ..

В связи с чем, из системного анализа действующего законодательства Российской Федерации, следует, что истица подпадает под категорию лиц проживающих на территории Орловской области в связи с чем как ветеран труда имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Требования о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат, поскольку неимущественные права истицы нарушены не были.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Чурюлиной Ольги Анатольевны к КУ Орловской области «Управление социальной защиты населения г. Орла» о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки удовлетворить частично.

    Обязать Государственное учреждение Орловской области «Управление социальной защиты населения г. Орла» назначить Чурюлиной Ольге Анатольевне ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилья и коммунальных услуг по адресу временной регистрации: <...> с момента обращения ДД.ММ.ГГГГ..

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения суда.

Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ..

СУДЬЯ О.В. Лигус

2-2022/2013 ~ М-1802/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чурюлина Ольга Анатольевна
Ответчики
Казенное учреждение Орловской области "Управление социальной защиты населения г.Орла по Советскому району"
Суд
Советский районный суд г. Орла
Судья
Лигус Ольга Валерьевна
Дело на странице суда
sovetsky--orl.sudrf.ru
18.07.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.07.2013Передача материалов судье
22.07.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.07.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2013Подготовка дела (собеседование)
25.07.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.08.2013Судебное заседание
12.08.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2013Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее