Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-177/2011 (2-2231/2010;) ~ М-2100/2010 от 21.12.2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Самара ДД.ММ.ГГГГ

Красноглинский районный суд г. Самары в составе:

Председательствующего судьи Ермаковой О.А.,

при секретаре Рыженковой О.В.,

с участием представителя истца и третьего лица Мурзахановой Х.У.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Муртазиной З.А. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права собственности на жилое помещение – квартиру в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Муртазина З.А. обратилась в суд к Департаменту управления имуществом городского округа Самара с требованиями о признании за нею права собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес>. в обоснование иска указала, что спорное жилое помещение было предоставлено Мурзахановой Х.У. на основании договора социального найма за от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ФГУ «Самарская КЭЧ района», в указанный договор в качестве члена семьи нанимателя была включена Муртазина З.А. По указанному адресу истица зарегистрирована и проживает по настоящее время. С момента заключения договора социального найма на имя Мурзахановой Х.У. был открыт лицевой счет, и она регулярно оплачивает квартплату и коммунальные услуги. В настоящее время истица с целью приватизации занимаемого жилого помещения обратилась к ФГУ «Самарская КЭЧ района» и в Департамент управления имуществом городского округа Самара, однако получила отказ, поскольку в «Едином государственном реестре прав» записи о регистрации прав на этот объект отсутствуют, указанный дом в муниципальную собственность г. Самара не передавался, следовательно не включен в реестр муниципального имущества г.о. Самара, информацией о собственнике указанного объекта Департамент управления имуществом г.о. Самара не располагает и подготовить пакет документов на проведение регистрации права муниципальной собственности не представляется возможным, в связи с чем Муртазина З.А. была вынуждена обратиться в суд с данным исковым заявлением.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика была привлечена ФГУ Самарская КЭЧ района.

В судебном заседании представитель истца Муртазиной З.А. на основании доверенности Мурзаханова Х.У. обстоятельства, изложенные в исковом заявлении подтвердила полностью, просила суд удовлетворить заявленные требования своего доверителя в полном объеме, признать за Муртазиной З.А. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес> общей площадью 57,8 кв.м., жилой площадью 31,0 кв.м., подсобной площадью 26,8 кв.м.

Представитель ответчика – Департамента управления имуществом городского округа Самара в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания данного дела был извещен своевременно и надлежащим образом, причину не явки не сообщил, ходатайств об отложении дела не заявлял, в материалах дела имеется отзыв на исковое заявление Муртазиной З.А. с просьбой рассмотреть дело в отсутствии представителя указанной организации.

Представитель ответчика – ФГУ «Самарская КЭЧ района» в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания по данному делу был извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлял. В материалах дела имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя указанной организации.

Выступающая в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Мурзаханова Х.У. дала пояснения, аналогичные изложенным в иске, дополнила их тем, что она свое право на приватизацию ранее использовала, в связи с чем не может участвовать в приватизации спорного жилого помещения, просила заявленные требования удовлетворить.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания по данному делу был извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлял, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав пояснения представителя истицы и третьего лица, изучив и проверив материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования Муртазиной З.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется защита его прав и свобод.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Из материалов дела следует, что согласно Договору социального найма жилого помещения за от ДД.ММ.ГГГГ нанимателю Мурзахановой Х.У. и членам ее семьи передается в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности по адресу: <адрес>. В указанном жилом помещении зарегистрированы с момента вселения и постоянно проживают по настоящее время истица Муртазина З.А. и ее дочь – Мурзаханова Х.У., что подтверждается справкой , выданной ДД.ММ.ГГГГ начальником Домоуправления ФГУ «Самарская КЭЧ района» (л.д. 15). Лицевой счет на указанное выше жилое помещение открыт на имя дочери заявителя – Мурзахановой Х.У. (л.д. 16), которая ДД.ММ.ГГГГ дала свое согласие на приватизацию спорного жилого помещения без включения ее в число собственников (л.д. 21).

На основании ответов Самарского городского отделения Самарского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», Кузнецкого отделения Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», Управлений Росреестра по Самарской и Пензенской областям истицей ранее не использовано право на приватизацию жилой площади (л.д. 11-13, 18).

Из представленных данных ФФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» следует, что площади указанной квартиры составляют: жилая площадь 31,0 кв.м., общая площадь 57,80 кв.м., площадь с учетом прочей (с коэффициентом) 57,89 кв.м. (л.д. 6-10).

В материалах дела также имеется ответ из Департамента управления имуществом городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ за исх. , согласно которому жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> в муниципальную собственность городского округа Самара не передавался, следовательно не включен в реестр муниципального имущества городского округа Самара, что также подтверждается ответом начальника ФГУ «Самарская КЭЧ района» за от ДД.ММ.ГГГГ, указавшим, что истцу было рекомендовано обратиться в суд, поскольку право оперативного управления на спорное жилое помещение за ФГУ «Самарская КЭЧ района» не зарегистрировано (л.д. 5, 38).

В соответствии со ст. 6 Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, для передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Согласно ч. 2 п. 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.1992 года № 721 акционерному обществу передаются объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством РФ предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. Стоимость указанных объектов не включается в уставной капитал акционерного общества.

Федеральным законом от 23 декабря 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР « О приватизации жилищного фонда в РСФСР» вступившего в силу 10 января 1993 года, в статью 18 названного закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилых помещений.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 года «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты являются федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Указанными выше нормами закона, не допускалось включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения суда закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 года, переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности, либо ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах предприятий и в том случае, если изменение формы собственности имели место до вступления в силу ст. 18 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда РСФСР», поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулирующее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, законодательством, регулирующим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишали бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения.

Таким образом, при снятии с баланса ФГУ «Самарская КЭЧ района», жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> следовало включить в перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность. Не включение спорного жилого дома в перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживающих в данном доме, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании ст. 2 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ».

В силу ст. 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.

Приложение № 3 к данному Постановлению предусматривает, что к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения) районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации) в том числе здания и строения, ранее переданные в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5 и 7 - процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

При этом объекты, указанные в приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Спорное жилое помещение не находится на балансе ФГУ «Самарская КЭЧ района», что ответчиками не оспаривается. В нарушение закона оно не было передано в муниципальную собственность.

Таким образом, суд считает, что истица как наниматель жилого помещения в доме, который в силу закона должен быть передан в муниципальный жилищный фонд, имеет право на приватизацию занимаемого ей жилого помещения.

В соответствии со ст. 218 ч. 2 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно ст. 131 и ст. 223 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права собственности.

Право собственности на объект недвижимости – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> в установленном законом порядке не зарегистрировано.

Отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о государственной регистрации права собственности муниципального образования г. Самара на спорное жилое помещение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований истицы, поскольку возникновением права собственности не может быть поставлено в зависимость от исполнения или неисполнения бывшим собственником обязательств по регистрации своих прав.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования, оснований к отказу в иске не усматривает.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Регистратор права на недвижимое имущество и сделок с ним не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ 57,8 ░░.░., ░░░░░ ░░░░░░░░ 31,0 ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 26,8 ░░.░., ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░

░░.░░.░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2-177/2011 (2-2231/2010;) ~ М-2100/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Муртазина З.А.
Ответчики
Департмент управления имуществом городского округа Самара
Другие
Мурзаханова Х.У.
ФГУ "Самарская КЭЧ района"
Суд
Красноглинский районный суд г. Самары
Судья
Ермакова О.А.
Дело на сайте суда
krasnoglinsky--sam.sudrf.ru
31.01.2011Судебное заседание
21.12.2010Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.12.2010Передача материалов судье
24.12.2010Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.12.2010Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2010Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.01.2011Предварительное судебное заседание
08.02.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее