№ 2-7893/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 октября 2015 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе: председательствующей судьи Гадючко И.Ю.
при секретаре Шириновой С.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мелеева А. Е. к обществу с ограниченной ответственностью ФК «Ольмакс» об установлении факта трудовых отношений, взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда, понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что с 23 марта 2015 года по 20 июня 2015 года работал в ООО ФК «Ольмакс» вахтовым методом в должности водителя. В марте 2015 года истец получил в качестве оплаты труда <данные изъяты> рублей. При увольнении ответчик не произвёл с истцом полный расчёт. Ссылаясь на положения ст.ст. 236, 237, 391 ТК РФ, истец просит взыскать с ответчика задолженность по заработной плате <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда <данные изъяты> рублей.
В дальнейшем истец исковые требования дополнил, просит установить факт трудовых отношений с ответчиком в период с 23 марта 2015 года по 20 июня 2015 года в должности водителя. Обязать ответчика внести в трудовую книжку запись о приёме на работу с 23 марта 2015 года на должность водителя грузового автомобиля и увольнении с 20 июня 2015 года по собственному желанию.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, просил восстановить срок обращения с иском в суд за разрешением трудового спора, ссылаясь на то, что срок пропустил по уважительной причине, полагал, что ответчик выплатит заработную плату, поскольку директор предприятии неоднократно гарантировал её выплату.
Представитель ответчика, действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, заявил о пропуске истцом срока исковой давности, не оспаривал факт наличия задолженности по заработной плате в сумме <данные изъяты> рублей.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, считает необходимым исковые требования удовлетворить частично.
В судебном заседании установлено, что между Мелеевым А.Е. и ООО ФК «Ольмакс» 23 марта 2015 года был заключен трудовой договор, согласно условиям которого истец принят на работу в должности водителя на срок выполнения работ, связанных с увеличением объёмов перевозок. В договоре стороны согласовали размер заработной платы в сумме <данные изъяты> рублей, плюс 15% районный коэффициент и северная надбавка.
Уведомлением от 12 мая 2015 года ответчик предупредил истца об истечении срока трудового договора 15 мая 2015 года и увольнении в соответствии с п. 2 ст. 77 ТК РФ.
Приказом ООО ФК «Ольмакс» от 15 мая 2015 года истец был уволен по истечению срока трудового договора, с приказом об увольнении ознакомлен 15 мая 2015 года.
Согласно расчёту работодателя задолженность ответчика по выплате истцу заработной платы за период с 23 марта 2015 года по 15 мая 2015 года и компенсации за неиспользованный отпуск составляет в общей сумме <данные изъяты> рублей.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не оспариваются.
Представитель ответчика заявил о пропуске истцом срока обращения в суд за разрешением трудового спора.
В силу положений ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трёх месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске срока по уважительным причинам он может быть восстановлены судом.
Судом установлено, что Мелеев А.Е. был уволен 15 мая 2015 года, с данным иском обратился в суд 19 августа 2015 года, с учётом того, что 15 и 16 августа 2015 года являлись выходными днями, истец пропустил срок обращения в суд на 2 дня, просит восстановить его, ссылается на то, что руководитель ответчика неоднократно обещал истцу выплатить задолженность по заработной плате, однако до настоящего времени заработную плату так и не выплатил.
Учитывая незначительность пропуска срока обращения в суд с иском, суд полагает возможным восстановить истцу срок обращения в суд за разрешением трудового спора.
В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В ст.16 ТК РФ установлено, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
В соответствии со ст. 67 ТК РФ трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трёх рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
В соответствии со ст. 56 ТК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчик представил суду надлежащие доказательства наличия между сторонами трудовых отношений в период с 23 марта 2015 года по 15 мая 2015 года.
Истец не представил суду достаточных и бесспорных доказательств наличия трудовых отношений между сторонами после 15 мая 2015 года. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Абрамов И.Н. не смог подтвердить дату окончания работы истца. По окончании трудового договора ответчик направлял по месту проживания истца трудовую книжку, согласно почтовому штемпелю дата направления трудовой книжки 19 мая 2015 года, однако почтовая корреспонденция была возвращена по истечении срока хранения.
При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования в части установления факта трудовых отношений сторон за период с 16 мая 2015 года по 20 июня 2015 года не подлежат удовлетворению. С учётом того, что трудовые отношения сторон за период работы истца с 23 марта 2015 года по 15 мая 2015 оформлены надлежащим образом, сторонами подписан трудовой договор, сделана соответствующая запись в трудовой книжке, нет необходимости в установлении факта трудовых отношений в указанный период в судебном порядке, поэтому в удовлетворении иска в части установления факта трудовых отношений за период с 23 марта 2015 года по 15 мая 2015 года и понуждении ответчика к внесению соответствующих записей в трудовую книжку суд считает необходимым отказать.
В силу ч.1 ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В силу ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчёте. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
Ответчик представил суду расчёт задолженности по выплате истцу заработной платы и компенсации за неиспользованный отпуск в общей сумме 20541,45 рублей.
Истец не представил суду допустимых и достаточных доказательств в опровержение расчёта работодателя.
При таких обстоятельствах суд считает возможным исковые требования Мелеева А.Е. в части взыскания с ответчика заработной платы удовлетворить частично, взыскать с ответчика в пользу истца заработную плату за период с 23 марта 2015 года по 15 мая 2015 года и компенсацию за неиспользованный отпуск в общей сумме <данные изъяты> рублей согласно расчёту ответчика.
В силу ст. 237 ТК РФ с учётом установленного факта нарушения трудовых прав истца, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда, размер которой суд определяет исходя из конкретных обстоятельств дела, с учётом объёма и характера причинённых истцу нравственных страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости, полагает обоснованным определить ко взысканию в пользу истца <данные изъяты> рублей.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход Петрозаводского городского округа государственная пошлина в сумме <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Мелеева А. Е. удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственность ФК «Ольмакс» в пользу Мелеева А. Е. задолженность по заработной плате в сумме <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда <данные изъяты> рублей.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственность ФК «Ольмакс» в доход Петрозаводского городского округа государственную пошлину <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья И.Ю. Гадючко
Мотивированное решение изготовлено 02 ноября 2015 года