Дело № 2а-68 (2019)
УИД: 28RS0№-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2019 года с. Ромны
Ромненский районный суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Ходкевич А.Б.,
при секретаре Кузнецовой А.Ю.,
с участием:
представителя административного истца - помощника прокурора Ромненского района Самойленко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному иску прокурора Ромненского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Рогозовского сельсовета Ромненского района Амурской области об оспаривании бездействия по непринятию мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, определению порядка деятельности общественных кладбищ, оборудованию территории общественных кладбищ площадками для мусоросборников, урнами для сбора мусора, стоянками для автокатафалков и автотранспорта, а также не постановке на государственный кадастровый учёт и не оформлении в муниципальную собственность земельных участков, занятых общественными кладбищами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ромненского района Амурской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором указал, что прокуратурой Ромненского района проведена проверка исполнения администрацией Рогозовского сельсовета Ромненского района Амурской области законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 12 января 1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» администрацией Рогозовского сельсовета не создана на территории Рогозовского сельсовета Ромненского района специализированная служба по вопросам похоронного дела (ст. 29), не определен порядок деятельности общественных кладбищ (ст. 18 ч. 4), кроме того в нарушение ст. 3 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2013 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», п.п. 6.6, 6.7 СанПин 2.1.2882-11 на территории общественных кладбищ площадки для мусоросборников не оборудованы, отсутствуют урны для сбора мусора, стоянки для автокатафалков и автотранспорта. Помимо этого, в нарушение ч.ч. 4, 5 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», ст. ст. 6, 11, 70 Земельного кодекса РФ, общественные кладбища в Рогозовском сельсовете на государственный кадастровый учёт не поставлены и в муниципальную собственность не оформлены.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации Рогозовского сельсовета Ромненского района Амурской области по непринятию мер по созданию на территории муниципального образования Рогозовский сельсовет Ромненского района Амурской области специализированной службы по вопросам похоронного дела, определению порядка деятельности общественных кладбищ, оборудованию территории общественных кладбищ площадками для мусоросборников, урнами для сбора мусора, стоянками для автокатафалков и автотранспорта, а также не постановке на государственный кадастровый учёт и не оформлении в муниципальную собственность земельных участков, занятых общественными кладбищами.
Обязать администрацию Рогозовского сельсовета Ромненского района Амурской области в срок до 1 января 2020 года создать на территории муниципального образования Рогозовский сельсовет Ромненского района Амурской области специализированную службу по вопросам похоронного дела, определить порядок деятельности общественных кладбищ, оборудовать территории общественных кладбищ площадками для мусоросборников, урнами для сбора мусора, стоянками для автокатафалков и автотранспорта, а также постановить на государственный кадастровый учёт и оформить в муниципальную собственность земельные участки, занятые общественными кладбищами.
Обязать администрацию Рогозовского сельсовета Ромненского района Амурской области сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и прокурору Ромненского района Амурской области в течение одного месяца со дня истечения установленного судом срока исполнения решения.
Представитель административного истца – помощник прокурора Ромненского района Амурской области Самойленко А.С. административный иск поддержал в полном объёме.
Представитель административного ответчика – администрации Рогозовского сельсовета Ромненского района Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен заблаговременно и надлежащим образом, просил рассмотреть административное дело в его отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке в силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ.
Выслушав представителя административного истца – помощника прокурора Ромненского района Амурской области Самойленко А.С., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ способами зашиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Принимая во внимание, что требования об устранении нарушений требований законодательства заявлены прокурором Ромненского района в интересах неопределенного круга лиц в соответствии с предусмотренными законом способами защиты гражданских прав, суд приходит к выводу о наличии у прокурора полномочий на обращение в суд с настоящим административным иском.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведения прокуратурой Ромненского района Амурской области проверки исполнения администрацией Рогозовского сельсовета Ромненского района Амурской области требований законодательства о погребении и похоронном деле установлено, что администрацией Рогозовского сельсовета не создана на территории муниципального образования Рогозовский сельсовет специализированная служба по вопросам похоронного дела, не определён порядок деятельности общественных кладбищ.
Данные обстоятельства не оспорены административным ответчиком и подтверждены сообщениями и.о.главы Рогозовского сельсовета Мысак Е.А. от 29.11.2018 №364 и от 09.01.2019 №428, в которых указано, что администрацией Рогозовского сельсовета разработан и принят Порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела (постановление №27 от 19.11.2018), так как в бюджете сельсовета отсутствуют средства для оборудования площадок для мусоросборников, вывоз мусора производится по необходимости транспортом администрации, в основном в весенний период, после уборки мест захоронений и прилегающих к ним территорий родственниками усопших.
Кроме того, данные обстоятельства в соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ, подтверждаются актом проверки от 9 апреля 2019г., составленным прокурором Ромненского района Мурашко Д.Н. с участием главы Рогозовского сельсовета Михальчук М.В., согласно которому в ходе проверки установлено, что на территории Рогозовского сельсовета находятся общественные кладбища в с. Рогозовка, с. Высокое, с. Климовка; специализированная службы по вопросам похоронного дела не создана; граждане за оказанием содействия в погребении не обращались; требования к качеству услуг по погребению не установлены; на территории кладбищ нет участков для погребения лиц, личность которых не установлена; стоимость услуг по погребению таких лиц не установлена; порядок деятельности кладбищ не определен; в бюджете сельсовета на 2019 год средства на финансирование похоронного дела не заложены; порядок расходования таких средств не установлен; земельные участки под кладбищами в собственности не находятся; мусорных баков на кладбищах нет.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле " возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.
Согласно ч. 1 и ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О погребении и похоронном деле " общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.
Нормами ст. 25 Федерального закона "О погребении и похоронном деле " предусмотрено, что гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с положениями ст. 29 указанного Закона, органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности таких служб определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 1 Закона Амурской области от 3 октября 2014г. № 413-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области», к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В силу пп. 22 п. 1 ст. 6 Устава Рогозовского сельсовета Ромненского района Амурской области к вопросам местного значения сельского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Таким образом, обязанность организации специализированной службы по вопросам похоронного дела, определении порядка деятельности общественных кладбищ администрацией Рогозовского сельсовета Ромненского района Амурской области предусматривается вышеприведенными правовыми нормами.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О погребении и похоронном деле ", деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В силу п.п. 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (вместе с "СанПиН 2.1.2882-11. Санитарные правила и нормы», на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним; площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Согласно ч.ч. 4, 5 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 23.05.2018) "О погребении и похоронном деле" предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
В силу ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статья 11.2 п. 1 Земельного кодекса РФ предусматривает, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях: на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям.
В соответствии со ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
На основании ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019), основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Согласно ч. 8 ст. 22 вышеуказанного Федерального закона, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Таким образом, земельный участок является образованием с момента его государственного кадастрового учёта, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определённой вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформления прав на него.
Согласно п. 4 и п. 4.1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "О кадастровой деятельности" кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер). Кадастровые работы выполняются в отношении, в том числе, земельных участков, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.
В судебном заседании установлено, что общественные кладбища в Рогозвоском сельсовете на государственный кадастровый учет не поставлены и в муниципальную собственность не оформлены.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и наличии оснований для их удовлетворения.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Рассматривая требование прокурора о возложении на администрацию Рогозовского сельсовета обязанности устранить допущенные нарушения законодательства в срок до 1 января 2020г., суд находит указанный срок обоснованным и разумным.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает в резолютивной части на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административном истцом по данному
административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Ромненского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Рогозовского сельсовета Ромненского района Амурской области, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Рогозовского сельсовета Ромненского района Амурской области по непринятию мер по созданию на территории муниципального образования Рогозовский сельсовет Ромненского района Амурской области специализированной службы по вопросам похоронного дела, определению порядка деятельности общественных кладбищ, оборудованию территории общественных кладбищ площадками для мусоросборников, урнами для сбора мусора, стоянками для автокатафалков и автотранспорта, а также не постановке на государственный кадастровый учёт и не оформлении в муниципальную собственность земельных участков, занятых общественными кладбищами.
Обязать администрацию Рогозовского сельсовета Ромненского района Амурской области в срок до 1 января 2020 года создать на территории муниципального образования Рогозовский сельсовет Ромненского района Амурской области специализированную службу по вопросам похоронного дела, определить порядок деятельности общественных кладбищ, оборудовать территории общественных кладбищ площадками для мусоросборников, урнами для сбора мусора, стоянками для автокатафалков и автотранспорта, а также постановить на государственный кадастровый учёт и оформить в муниципальную собственность земельные участки, занятые общественными кладбищами.
Обязать администрацию Рогозовского сельсовета Ромненского района Амурской области сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и прокурору Ромненского района Амурской области в течение одного месяца со дня истечения установленного судом срока исполнения решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ромненский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.Б. Ходкевич
Мотивированное решение изготовлено 27 мая 2019 года