Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1106/2021 ~ М-1140/2021 от 12.11.2021

Дело № 2-1106/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        

21 декабря 2021 года                                                                      п. Палех Ивановская область

Палехский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Ефимычева А.Н., при секретаре Зотовой О.А., с участием помощника Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Скворцовой Е.А., представителя ответчика Чернова Е.А.,

          рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявлениеИвановского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к муниципальному унитарному предприятию МУП «Палехский туристский центр» об обязании выполнить требования действующего законодательства,

УСТАНОВИЛ:

12 ноября 2021 года Ивановский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Палехский районный суд Ивановской области с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к МУП «Палехский туристский центр» о возложении обязанности (с учетом уточнения от 21.12.2021 года) в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в уполномоченный орган государственной власти заявку на получение лицензии на право пользования недрами, связанного с добычей подземных вод посредством 31 артезианских скважин в п. Палех и Палехском районе Ивановской области, а также в тот же срок направить в Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области заявление об установлении зон санитарной охраны артезианских скважин.

Иск мотивирован тем, что прокуратурой в ходе проверки деятельности ответчика выявлено, что в нарушение ст.11 Закона РФ «О недрах» МУП осуществляет добычу подземных вод посредством указанных 31 артезианских скважин без получения лицензии, необходимой для этого вида деятельности. Кроме того, в нарушение ст.18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не установлены зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Выступая в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации прокурор руководствуется тем, что допущенные ответчиком нарушения законодательства РФ могут привести к бесконтрольному пользованию недрами, собственником которых является государство, кроме этого может быть нарушено право местного населения на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании прокурор Скворцова Е.А. уточненные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель ответчика Чернов Е.А. уточненные исковые требования признал, указал, что проводится работа по устранению выявленных нарушений.

На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц: администрации Палехского муниципального района, Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области, Отдела геологии и лицензирования по Ивановской, Владимирской и Костромской областям Центрнедра, т.к. от данных лиц поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, возражений против исковых требований не представили.

На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица ООО «Палехские ВКС», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела и не представившего доказательств уважительных причин неявки.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.11 Закона РФ «О недрах» (далее - Закон) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В силу ч.5 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 введены в действие Санитарные правила и нормы «О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (далее - Санитарные правила).

Из положений п. 1.4 Санитарных правил следует, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В соответствии с п. 1.6 Санитарных правил организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п. 1.13).

В соответствии с Положением о Департаменте природных ресурсов и экологии Ивановской области (далее - Департамент), утвержденном постановлением Правительства Ивановской области от 23.12.2014 № 565-п, Департамент является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику, осуществляющим управление и координацию, а также функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, природопользования, недропользования на участках недр местного значения, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов на территории Ивановской области в пределах установленных полномочий (п. 1.1).

К полномочиям Департамента относится государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр местного значения в порядке, установленном Правительством Ивановской области (п. 3.10.1), а также установление, изменение, прекращение существования зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, при этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимает при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам (п. 3.12.2).

Судом установлено, что постановлением администрации Палехского муниципального района от 06.11.2019 года №624-п с 01.01.2020 года МУП «Палехский туристский центр» наделен статусом гарантирующей организации водоснабжения и водоотведения в Палехском районе. В хозяйственное ведение предприятию переданы 31 артезианские скважины, расположенные в с. Малые Дорки, д. Лужки, с. Красное, д. Понькино, с. Подолино, д. Богатищи, с. Мелешино, д. Иваньково, д. Прудово, д. Костюхино, с. Тименка, д. Клетино, д. Щавьево, д. Теплово, д. Конопляново, с. Крутцы, д. Осиновец, д. Паново, д. Яковлево, д. Сакулино, д. Жуково, п. Палех Палехского района Ивановской области.

В ходе проверки, проведенной Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой, выявлены нарушения требований вышеуказанных норм действующего законодательства, а именно, в нарушение ст.11 Закона РФ «О недрах» ответчик осуществляет добычу подземных вод посредством указанных 31 артезианских скважин без получения лицензии, необходимой для этого вида деятельности. Кроме того, в нарушение ст.18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не установлены зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

          Суд соглашается с доводами иска, что допущенные ответчиком нарушения законодательства РФ могут привести к бесконтрольному пользованию недрами, собственником которых является государство, кроме этого может быть нарушено право местного населения на благоприятную окружающую среду.

Суд считает достаточным срок 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу для устранения ответчиком выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Палехский туристский центр» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в уполномоченный орган государственной власти заявку на получение лицензии на право пользования недрами, связанного с добычей подземных вод посредством 31 артезианскими скважинами, расположенными в с. Малые Дорки, д. Лужки, с. Красное, д. Понькино, с. Подолино, д. Богатищи, с. Мелешино, д. Иваньково, д. Прудово, д. Костюхино, с. Тименка, д. Клетино, д. Щавьево, д. Теплово, д. Конопляново, с. Крутцы, д. Осиновец, д. Паново, д. Яковлево, д. Сакулино, д. Жуково, п. Палех Палехского района Ивановской области.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Палехский туристский центр» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области заявление об установлении зон санитарной охраны 31 артезианских скважин, расположенных в с. Малые Дорки, д. Лужки, с. Красное, д. Понькино, с. Подолино, д. Богатищи, с. Мелешино, д. Иваньково, д. Прудово, д. Костюхино, с. Тименка, д. Клетино, д. Щавьево, д. Теплово, д. Конопляново, с. Крутцы, д. Осиновец, д. Паново, д. Яковлево, д. Сакулино, д. Жуково, п. Палех Палехского района Ивановской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Палехский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий                                           А.Н. Ефимычев

2-1106/2021 ~ М-1140/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ивановский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
МУП "Палехский туристский центр"
Другие
Департамент по недропользованию по центральному федеральному округу
ООО "Палехские ВКС"
Департамент природных ресорсов и экологии Ивановской области
Администрация Палехского муниципального района
Суд
Палехский районный суд Ивановской области
Судья
Ефимычев Андрей Николаевич
Дело на странице суда
palehsky--iwn.sudrf.ru
12.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.11.2021Передача материалов судье
17.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.12.2021Судебное заседание
21.12.2021Судебное заседание
21.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2022Дело оформлено
04.07.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее