Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Красногорск,
Московская область 29 сентября 2016 года
Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре Налапкине А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-435/16 по административному исковому заявлению Миловой И. Н. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
Милова И.Н. обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ей на праве собственности 11-ти земельных участков категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенных в Дмитровском районе Московской области.
Административный истец просила суд принять решение об определении кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной в представленном ею отчете об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков, получившем положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет.
В обоснование требований административный истец ссылалась на то, что результаты государственной кадастровой оценки указанных земельных участков повлекли неправомерное увеличение земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости.
В процессе рассмотрения дела в суде в связи с оспариванием представителем административного ответчика – Министерства имущественных отношений Московской области достоверности величины рыночной стоимости спорных земельных участков, определенной в отчете об оценке, по ходатайству представителя административного истца судом была назначена экспертиза для определения действительной рыночной стоимости данных объектов недвижимости. Проведение экспертизы поручено эксперту <данные изъяты>
После получения заключения эксперта представитель административного истца уточнил заявленные требования, просил установить кадастровую стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на дату оценки в экспертном заключении.
Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области в представленных суду письменных пояснениях не возражала против удовлетворения уточненных требований административного истца. Не оспаривала право истца на установление кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости, полагала, что действительная рыночная стоимость земельных участков определена в заключении эксперта и именно эта стоимость должна быть установлена в качестве кадастровой стоимости данных объектов недвижимости.
Иные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечили явку в суд своих представителей, письменных возражений против удовлетворения требований административного истца суду не представили.
Суд считает возможным – на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации – рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд, выслушав пояснения, исследовав материалы дела, полагает уточненное административное исковое заявление Миловой И.Н. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости 11-ти земельных участков подлежащим удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 и ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, п.1 ст.390, п.1 ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Кадастровая стоимость устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п.1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.
В силу положений п. 3-7, п. 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года № 388) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.
Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленной в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности собственника данного земельного участка.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона №135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абз. 2).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4).
Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО №4).
В соответствии со ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных указанной статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года №316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4).
Согласно п. 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года №564-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области» (далее – Распоряжение №564-РМ) утверждены – по состоянию на 01 января 2013 года - результаты государственной кадастровой оценки земельных участков и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель данной категории по кадастровым кварталам, по муниципальным районам, городским округам Московской области.
Постановлением Правительства Московской области от 13 декабря 2013 года №1045/54 все полномочия Министерства экологии и природопользования Московской области в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений Московской области.
Судом установлено, что Миловой И.Н. на праве собственности принадлежат земельные участки:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Указанное обстоятельство подтверждается представленными суду свидетельствами о регистрации права собственности (л. д. 12-22).
Из представленных суду кадастровых справок о кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости усматривается, что датой внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости является 10 февраля 2014 года (л. д. 68-78). Кадастровая стоимость данных земельных участков определена Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области по состоянию на 10 февраля 2014 года и составила
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В соответствии с представленным суду экспертным заключением года рыночная стоимость спорных земельных участков на дату оценки –10 февраля 2014 года составляла:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Суд, проанализировав названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает, что кадастровая стоимость спорных земельных участков должна быть установлена равной их рыночной стоимости в размере, определенном по состоянию на 10 февраля 2014 года в заключении эксперта.
Оценивая данное экспертное заключение с учетом требований ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к доказательствам с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности и взаимосвязи этого доказательства в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к выводу о том, что оснований не доверять указанному заключению эксперта не имеется.
Экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате исследования выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных земельных участков, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
С учетом изложенного сомнений в правильности или обоснованности данного заключения у суда не возникает, суд принимает выводы судебной экспертизы в качестве доказательства, устанавливающего рыночную стоимость спорных земельных участков.
Исходя из изложенного, уточненное административное исковое заявление Миловой И.Н. подлежит удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в силу положений абзаца шестого статьи 24.20 Федерального закона №135-ФЗ.
В данном случае заявление Миловой И.Н. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости 11-ти земельных участков поступило в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области 24 декабря 2015 года и именно эта дата подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости, а установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы с 01 января 2015 года.
Руководствуясь статьями 175-178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Миловой Ирины Николаевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости 11-ти земельных участков, поданное в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области 24 декабря 2015 года, - удовлетворить.
1. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 325784 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 10 февраля 2014 года, в размере <данные изъяты>
2. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 141487 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 10 февраля 2014 года, в размере <данные изъяты>
3. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 100579 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 10 февраля 2014 года, в размере <данные изъяты>
4. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 1085967 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, с/<данные изъяты>, <данные изъяты> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 10 февраля 2014 года, в размере <данные изъяты>
5. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 57945 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 10 февраля 2014 года, в размере <данные изъяты>
6. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 57896 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 10 февраля 2014 года, в размере <данные изъяты>
7. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 21338 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 10 февраля 2014 года, в размере <данные изъяты>
8. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 11094 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 10 февраля 2014 года, в размере <данные изъяты>
9. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 111107 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 10 февраля 2014 года, в размере <данные изъяты>
10. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 176589 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 10 февраля 2014 года, в размере <данные изъяты>
11. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 154550 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 10 февраля 2014 года, в размере <данные изъяты>
Решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данных земельных участков с указанными кадастровыми номерами, включая дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области 24 декабря 2015 года - в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Сведения о кадастровой стоимости данных земельных участков, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2015 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Найденова Л.А.