Дело № 2-172/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 мая 2019 года р.п. Ишеевка
Ульяновской области
Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Трубачёвой И.Г.,
при секретаре Долговой Ю.Т.,
рассмотрел в открытом судебном заседании с применением системы видеоконференцсвязи гражданское дело по иску ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» к Санатуллову Руслану Иршатовичу о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о месторасположении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» обратилось в суд с иском к Санатуллову Р.И. о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о месторасположении границ земельного участка. В обоснование иска указало, что в соответствии с абз. 3 п. 3 Распоряжения Минтранса РФ от 13.08.2002 № ИС-682-р установлено, что одними из основных функций ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» являются выполнение функций государственного заказчика по содержанию, ремонту, обустройству, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог, заключение подрядных договоров и контроль за их выполнением, взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти и управления Волго-Вятского региона, координация и решение вопросов развития сети автомобильных дорог общего пользования, а также разработки региональных и территориальных программ развития дорожного хозяйства.
Автомобильная дорога общего пользования федерального значения А-151 Цивильск - Ульяновск км 136+710 - км 199+000 в границах Ульяновской области, находится в собственности Российской Федерации (согласно свидетельству о государственной регистрации права № *** от 28.04.2015 г.) и на праве оперативного управления закреплена за ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» (согласно свидетельству о государственной регистрации права № *** от 14.04.2016 г.).
В процессе выполнения работ, в целях государственной регистрации права оперативного управления на автомобильную дорогу общего пользования федерального значения, были выявлены нарушения в отношении сведений о границах, содержащихся в ЕГРН, в отношении смежных земельных участков. Вследствие выявленных нарушений, ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» обратилось в ООО «Геоцентр» в целях подготовки заключения кадастрового инженера - экспертизы.
Для проведения исследований, по вопросам поставленных ФКУ «Волго-Вятскуправтодор», экспертом проведен анализ сведений из ЕГРН, документов на автомобильную дорогу общего пользования федерального значения А-151 Цивильск -Ульяновск км 136+710 - км 199+000 в границах Ульяновской области, произведен натурный осмотр объекта экспертизы с использованием высокоточного измерительного оборудования геодезического класса.
Краткие характеристики земельного участка с кадастровым номером *** полученные по сведениям ЕГРН: адрес: ***», уточненная площадь: *** кв.м., категория: Земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: Для сельскохозяйственного производства, дата присвоения кадастрового номера: 27.07.2015 г., форма собственности: собственность, правообладатель: Санатуллов Р.И.
Автомобильная дорога общего пользования федерального значения А-151 Цивильск - Ульяновск км 136+710 - км 199+000 в границах Ульяновской области, находится в собственности Российской Федерации (согласно свидетельству о государственной регистрации права № *** от 28.04.2015 г.) и на праве оперативного управления закреплена за ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» (согласно свидетельству о государственной регистрации права № *** от 14.04.2016 г.).
На основании исполнительной документации, геодезической съемки с использованием сертифицированного геодезического измерительного оборудования, а также сведений, полученных из ЕГРН была установлена существующая полоса отвода федеральной автомобильной дороги. В настоящее время ведутся работы по постановке на кадастровый учет земельных участков в границах установленной полосы отвода.
По результатам анализа имеющихся данных и результатам натурного осмотра с использованием измерительного оборудования (вынос точек) следует, что земельный участок с кадастровым номером *** накладывается на объект недвижимости автомобильную дорогу общего пользования федерального значения А-151 Цивильск - Ульяновск км 136+710 - км 199+000 в границах Ульяновской области и его полосу отвода. Причем имеет место частичное наложение земельного участка с кадастровым номером *** на объект недвижимости автомобильную дорогу общего пользования федерального значения А-151 Цивильск - Ульяновск км 136+710 -км 199+000 в границах Ульяновской области и его полосу отвода, площадь наложения на участке км 177+108 - км 177+147 составляет 215 кв.м. Соответственно можно сделать вывод, что при межевании земельного участка с кадастровым номером *** были внесены недостоверные сведения о местоположении границ земельного участка.
Соответственно можно сделать вывод, что при межевании земельного участка с кадастровым номером *** были внесены недостоверные сведения о местоположении границ земельного участка. А именно, границы земельного участка с кадастровым номером *** имеют пересечение с отводом федеральной автомобильной дороги, следовательно, имеет место несоответствие сведений о местоположении границ земельного участка его фактическому местоположению.
Автомобильная дорога общего пользования федерального значения А-151 Цивильск - Ульяновск км 136+710 - км 199+000 в границах Ульяновской области как объект капитального строительства, существовала с момента ввода в эксплуатацию, а именно с 1980 года (выписка из Единого государственного реестра недвижимости № *** от 17.05.2017 г.).
Земельный участок с кадастровым номером *** был поставлен на государственный кадастровый учет в 2015 году, а автомобильная дорога на тот момент уже существовала (реконструкция автомобильной дороги на данном участке не проводилась, отвод дороги и её границы не менялись), в связи с этим можно сделать вывод, что данный земельный участок содержит недостоверные сведения в местоположении границ и был поставлен на учет с нарушением норм земельного законодательства. При формировании границ земельного участка с кадастровым номером *** не было учтено местоположение автомобильной дороги федерального значения, а также ее конструктивных элементов, что повлекло наложение сведений о части границ земельного участка на автодорогу и полосу отвода.
Земельный участок должен быть индивидуализирован на местности. При этом, границы участка должны быть описаны и удостоверены, в том числе, посредством проведения в отношении каждого конкретного земельного участка землеустроительных работ. Установление границ земельного участка (межевание) является одним из средств его индивидуализации как объекта прав землепользования, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами.
Нарушение прав ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» как правообладателя дороги, препятствует проведению работ по обслуживанию и содержанию дороги, так как недостоверные сведения о границах земельного участка с кадастровым номером *** создают препятствия для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения.
Просит внести изменения в сведения о границах земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***», путем замены существующих координат поворотных точек, указанных в ЕГРН, на следующие координаты поворотных точек:
Номер | Существующие координаты, м | Уточненные координаты, м | ||
X | У | X | У | |
1 | 523752.60 | 2239113.87 | 523752.60 | 2239113.87 |
2 | 523763.72 | 2239129.21 | 523763.72 | 2239129.21 |
3 | 523807.22 | 2239175.35 | 523807.22 | 2239175.35 |
н1 | - | - | 523495.99 | 2239606.24 |
н2 | - | - | 523493.56 | 2239603.43 |
нЗ | - | - | 523492.18 | 2239600.74 |
н4 | - | - | 523479.03 | 2239611.49 |
н5 | - | - | 523479.18 | 2239619.47 |
нб | - | - | 523477.77 | 2239631.45 |
4 | 523434.23 | 2239691.72 | 523434.23 | 2239691.72 |
5 | 523384.14 | 2239614.27 | 523384.14 | 2239614.27 |
6 | 523466.32 | 2239515.06 | 523466.32 | 2239515.06 |
7 | 523507.66 | 2239466.53 | 523507.66 | 2239466.53 |
8 | 523489.92 | 2239277.14 | 523489.92 | 2239277.14 |
9 | 523682.08 | 2239067.14 | 523682.08 | 2239067.14 |
10 | 523703.24 | 2239164.15 | 523703.24 | 2239164.15 |
11 | 523744.48 | 2239108.04 | 523744.48 | 2239108.04 |
1 | 523752.60 | 2239113.87 | 523752.60 | 2239113.87 |
40 | 523426.54 | 2239650.76 | 523426.54 | 2239650.76 |
41 | 523426.33 | 2239650.62 | 523426.33 | 2239650.62 |
42 | 523426.22 | 2239650.77 | 523426.22 | 2239650.77 |
43 | 523426.44 | 2239650.92 | 523426.44 | 2239650.92 |
40 | 523426.54 | 2239650.76 | 523426.54 | 2239650.76 |
36 | 523476.80 | 2239582.65 | 523476.80 | 2239582.65 |
37 | 523476.59 | 2239582.51 | 523476.59 | 2239582.51 |
38 | 523476.48 | 2239582.67 | 523476.48 | 2239582.67 |
39 | 523476.69 | 2239582.81 | 523476.69 | 2239582.81 |
36 | 523476.80 | 2239582.65 | 523476.80 | 2239582.65 |
32 | 523781.84 | 2239158.43 | 523781.84 | 2239158.43 |
33 | 523781.64 | 2239158.29 | 523781.64 | 2239158.29 |
34 | 523781.53 | 2239158.44 | 523781.53 | 2239158.44 |
35 | 523781.72 2239158.57 | 523781.72 | 2239158.57 |
Номер | Существующие координаты, м | Уточненные координаты, м | ||
X | У | X | У | |
32 | 523781.84 | 2239158.43 | 523781.84 | 2239158.43 |
28 | 523733.69 | 2239222.86 | 523733.69 | 2239222.86 |
29 | 523733.48 | 2239222.71 | 523733.48 | 2239222.71 |
30 | 523733.37 | 2239222.87 | 523733.37 | 2239222.87 |
31 | 523733.58 | 2239223.01 | 523733.58 | 2239223.01 |
28 | 523733.69 | 2239222.86 | 523733.69 | 2239222.86 |
24 | 523685.42 | 2239289.94 | 523685.42 | 2239289.94 |
25 | 523685.22 | 2239289.80 | 523685.22 | 2239289.80 |
26 | 523685.11 | 2239289.96 | 523685.11 | 2239289.96 |
27 | 523685.32 | 2239290.10 | 523685.32 | 2239290.10 |
24 | 523685.42 | 2239289.94 | 523685.42 | 2239289.94 |
20 | 523637.79 | 2239356.46 | 523637.79 | 2239356.46 |
21 | 523637.59 | 2239356.32 | 523637.59 | 2239356.32 |
22 | 523637.48 | 2239356.47 | 523637.48 | 2239356.47 |
23 | 523637.69 | 2239356.62 | 523637.69 | 2239356.62 |
20 | 523637.79 | 2239356.46 | 523637.79 | 2239356.46 |
16 | 523588.86 | 2239424.81 | 523588.86 | 2239424.81 |
17 | 523588.66 | 2239424.67 | 523588.66 | 2239424.67 |
18 | 523588.55 | 2239424.83 | 523588.55 | 2239424.83 |
19 | 523588.76 | 2239424.97 | 523588.76 | 2239424.97 |
16 | 523588.86 | 2239424.81 | 523588.86 | 2239424.81 |
12 | 523541.52 | 2239491.33 | 523541.52 | 2239491.33 |
13 | 523541.31 | 2239491.19 | 523541.31 | 2239491.19 |
14 | 523541.20 | 2239491.35 | 523541.20 | 2239491.35 |
15 | 523541.41 | 2239491.49 | 523541.41 | 2239491.49 |
12 | 523541.52 | 2239491.33 | 523541.52 | 2239491.33 |
Представитель истца ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Васильев С.А. в судебном заседании исковые требования поддержал. Суду пояснил, что истец является собственником автомобильной дороги Цивильск-Ульяновск общего пользования федерального значения. Данная дорога является федеральной собственностью и передана истцу на праве оперативного управления. Дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, которая включает в себя земельный участок в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные над ним и под ними конструктивные элементы и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью. Полоса отвода автомобильной дороги предназначена для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги. В соответствие со ст.25 ФЗ «Об автомобильных дорогах» содержатся ограничения в использовании полосы отвода, запрещающие ведение хозяйственной деятельности на полосе отвода, не связанной с дорожной деятельностью и размещением объектов дорожного сервиса и дорожных конструкций. Между истцом и ООО «Геоцентр» был заключен контракт на установление границ полосы отвода и постановке их на кадастровый учет. В результате указанной работы было выявлено следующее. Смежный земельный участок с кадастровым номером ***, имеющий категорию земель сельскохозяйственного использования, накладывается на объект недвижимости автомобильную дорогу общего пользования федерального значения А-151 Цивильск-Ульяновск в границах Ульяновской области и его полосу отвода. При чем имеет частичное наложение земельного участка ***, площадь наложения на участке км 177+108-км 177+147 составляет *** кв.м. соответственно можно сделать вывод, что при межевании земельного участка *** были внесены недостоверные сведения о местоположении границ земельного участка. То есть при межевании данного участка не было учтено наличие полосы отвода. Сама дорога, как объект капительного строительства, была построена в 1980 году, что усматривается из выписки ЕГРН, тогда как участок ответчика поставлен на кадастровый учет в 2015 году, гораздо позднее. В п.1 ст.3.1 ФЗ от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие ЗК РФ», указано, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ. В основу данного иска положено заключение кадастрового инженера по земельному участку ***. То есть при межевании данного участка не было учтено наличие автомобильной дороги А-151 Цивильск-Ульяновск, что и повлекло наложение. Данное обстоятельство препятствует истцу проводить работы по постановке дороги на кадастровый учет. Иск просит удовлетворить.
Ответчик Санатуллов Р.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
На основании ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Применительно к правилам п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 г. № 221, ч. 2 ст. 117 ГПК РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чём свидетельствует его возврат по истечению срока хранения, следует считать надлежащим извещением о рассмотрении дела.
Согласно ч. 2 ст. 117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
В силу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Из разъяснений, данных в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», следует, что ст. 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Представитель третьего лица ООО «Геоцентр» в судебное заседание не явился, извещен. Ранее в ходе судебного разбирательства представитель третьего лица ООО «Геоцентр» Сермягин Е.А. в судебном заседании исковые требования поддерживал. Суду пояснял, что ими были выявлены наложения границ, было подготовлено заключение кадастрового инженера, согласно которому площадь наложения участков составила *** кв.м. в ходе исследования было выявлено, что земельный участок с кадастровым номером *** был поставлен на кадастровый учет в 2015 году, дорога на тот момент уже существовала, как объект капитального строительства. То есть при формировании межевого плана спорного земельного участка были введены недостоверные сведения.
Представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен. В предоставленном суду заявлении указал, что учитывая наличие зарегистрированных прав на земельный участок с кадастровым номером *** считает, что в рамках настоящего дела истцом фактически заявлен спор о праве, и фактически требования направлены на оспаривание зарегистрированных прав ответчика Санатуллова Р.И. Следует отметить, что приведенные в просительной части искового заявления координаты органом регистрации прав на наложения либо пересечения с земельным участком ответчика или со смежными земельными участками не проверялись. Факт наличия и исправления реестровой ошибки в сведениях об описании местоположения границ земельного участка не означает изъятие у ответчика земельного участка. Суд не обладает специальным познаниями в области землеустройства, в связи, с чем с необходимой достоверностью определить границ земельного участка не может. Также следует отметить, что при исправлении реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка, не исключается вероятность изменения площади земельного участка ответчика, тогда как данный вопрос судами в рамках рассмотрения указанных исков не разрешается. При разрешении дела просит учесть сложившуюся судебную практику.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен.
Суд на месте определил, рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
При вынесении решения суд руководствовался ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Также, в силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1991 года №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и от 04 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» бесплатной передаче в коллективную собственность с определением земельных долей в указанных в постановлениях лиц передавалась земля, закрепленная в пользовании за реорганизуемыми колхозами и совхозами, но не дороги общего пользования (полосы отвода).
В соответствие с Постановлением Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 года № 62 «Об утверждении перечней федеральных дорог РСФСР» автомобильная дорога Р-178 Саранск-Сурское Ульяновск отнесена к Перечню федеральных дорог.
Реестровая ошибка в местоположении границ участка подлежит исправлению в соответствии с ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственном регистрации недвижимости», согласно которой воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года) ошибками в государственном кадастре недвижимости, в частности, является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (п. 4 данной статьи).
Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
В связи с утратой силы вышеуказанных положений Федерального закона от 24 июля 2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с 1 января 2017 года правоотношения регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***», общей площадью *** кв.м., состоит на кадастровом учете с 27.07.2015г., и находится в собственности Санатуллова Р.И. Границы данного земельного участка установлены в соответствие с действующим законодательством.
В соответствии с абз. 3 п. 3 Распоряжения Минтранса РФ от 13.08.2002 № ИС-682-р установлено, что одними из основных функций ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» являются выполнение функций государственного заказчика по содержанию, ремонту, обустройству, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог, заключение подрядных договоров и контроль за их выполнением, взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти и управления Волго-Вятского региона, координация и решение вопросов развития сети автомобильных дорог общего пользования, а также разработки региональных и территориальных программ развития дорожного хозяйства.
Автомобильная дорога общего пользования федерального значения А-151 Цивильск - Ульяновск км 136+710 - км 199+000 в границах Ульяновской области, находится в собственности Российской Федерации (согласно свидетельству о государственной регистрации права № *** от 28.04.2015 г.) и на праве оперативного управления закреплена за ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» (согласно свидетельству о государственной регистрации права № *** от 14.04.2016 г.).
Земельный участок под автомобильной дорогой на кадастровом учете не состоит.
Право Российской Федерации на автомобильную дорогу основано на Постановлении Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года №3020-1, подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 01.06.2015 года.
Автомобильная дорога общего пользования федерального значения А-151 Цивильск - Ульяновск км 136+710 - км 199+000 в границах Ульяновской области как объект капитального строительства, существовала с момента ввода в эксплуатацию, а именно с 1980 года (выписка из Единого государственного реестра недвижимости № *** от 17.05.2017 г.).
Земельный участок с кадастровым номером *** был поставлен на государственный кадастровый учет в 2015 году, а автомобильная дорога на тот момент уже существовала (реконструкция автомобильной дороги на данном участке не проводилась, отвод дороги и её границы не менялись), в связи с этим можно сделать вывод, что данный земельный участок содержит недостоверные сведения в местоположении границ и был поставлен на учет с нарушением норм земельного законодательства. При формировании границ земельного участка с кадастровым номером *** не было учтено местоположение автомобильной дороги федерального значения, а также ее конструктивных элементов, что повлекло наложение сведений о части границ земельного участка на автодорогу и полосу отвода.
В соответствие с заключением кадастрового инженера ООО «Геоцентр» от 2017г. Зинатуллиной Д.Х. в результате кадастровых работ при межевании участка установлено, что земельный участок с кадастровым номером ***, накладывается на объект недвижимости автомобильную дорогу общего пользования федерального значения А-151 Цивильск - Ульяновск км 136+710 - км 199+000 в границах Ульяновской области его полосу отвода. Причем имеет место частичное наложение земельного участка с кадастровым номером *** на объект недвижимости автомобильную дорогу общего пользования федерального значения А-151 Цивильск - Ульяновск км 136+710 -км 199+000 в границах Ульяновской области и его полосу отвода, площадь наложения на участке км 177+108 - км 177+147 составляет *** кв.м. Соответственно можно сделать вывод, что при межевании земельного участка с кадастровым номером *** были внесены недостоверные сведения о местоположении границ земельного участка.
Соответственно можно сделать вывод, что при межевании земельного участка с кадастровым номером *** были внесены недостоверные сведения о местоположении границ земельного участка. А именно, границы земельного участка с кадастровым номером *** имеют пересечение с отводом федеральной автомобильной дороги, следовательно, имеет место несоответствие сведений о местоположении границ земельного участка его фактическому местоположению.
У суда отсутствуют основания сомневаться в достоверности заключения кадастрового инженера ООО «Геоцентр», так как это заключение является мотивированным, факт выявления ошибки отражен в документе установленной формы.
Доказательств, которые ставили под сомнение заключение кадастрового инженера ООО «Геоцентр» от 2017 года, стороной ответчика не представлено.
Согласно пункту 13 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) объектами дорожного сервиса являются здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты и другое).
Пунктом 15 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах определено, что полоса отвода автомобильной дороги - это земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Из положений пункта 2 статьи 20 Закона об автомобильных дорогах в случае строительства, реконструкции пересечений и примыканий разрешение на строительство выдается соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в отношении которой планируется осуществить пересечение или примыкание.
На основании пункта 4 статьи 25 Закона об автомобильных дорогах земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов. В отношении земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенных для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, допускается установление частных сервитутов в порядке, установленном гражданским законодательством и земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Земельные участки для размещения объектов дорожного сервиса, установки и эксплуатации рекламных конструкций в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения предоставляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или Государственной компанией "Российские автомобильные дороги" в случае, если автомобильные дороги переданы ей в доверительное управление.
В соответствии с пунктом 11 ст.22 Закона об автомобильных дорогах реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).
Таким образом, порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, но не органами местного самоуправления.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 22 Закона об автомобильных дорогах размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона.
Обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.
В соответствии с п. 10 ст. 22 Закона об автомобильных дорогах строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет.
Согласно пункту 19 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 13.01.2010 N 5 "Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения" размещение вновь возводимых объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения осуществляется в соответствии с документацией по планировке территории, требованиями технических регламентов и соблюдением определенных условий, предусмотренных этим пунктом статьи и регулирующих расстояния между объектов сервиса и федеральной дорогой, порядок размещения подъездов, съездов, примыканий к этому объекту, уклонов дороги и т.д. При этом для автомобильных дорог второй технической категории расстояние от планируемого к размещению примыкания до ближайшего должно быть не менее 600 метров. Объекты дорожного сервиса не должны ухудшать видимость на автомобильной дороге федерального значения и другие условия обеспечения безопасности дорожного движения и использования этой автомобильной дороги. Объекты дорожного сервиса должны быть обустроены в соответствии с техническими требованиями и условиями, выдаваемыми владельцем автомобильной дороги федерального значения, площадками для стоянки и остановки транспортных средств, подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним, а также оборудованными переходно-скоростными полосами.
Учитывая вышеизложенное, суд исследовав в совокупности материалы гражданского дела, приходит к выводу о том, что при установлении координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером №*** была допущена реестровая ошибка, поскольку не принято во внимание местоположение указанной автодороги, а также ее конструктивных элементов, что повлекло наложение сведений о части границ земельного участка на автодорогу и полосу отвода.
Поскольку устранение выявленной реестровой ошибки, препятствующей истцу в осуществлении кадастрового учета земельного участка (автодороги, полосы отвода), при отсутствии соответствующего заявления ответчика, возможно только по решению суда, суд считает необходимым исправить реестровую ошибку путем исключения из ЕГРН сведений об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №***.
Как следует из материалов дела, автомобильная дорога общего пользования существовала с 1982 года. Отсутствие постановки земельного участка под автомобильной дорогой, включая полосу отвода, не предполагает, что дорога не существовала с указанного времени.
Суд при этом отмечает, что факт исправления реестровой ошибки в сведениях об описании местоположения границ земельного участка не означает изъятие у ответчика земельного участка.
В удовлетворении требований о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости путем замены существующих координат поворотных точек земельного участка с кадастровым номером №***, расположенного по адресу: ***», на координаты характерных точек границ земельного участка согласно заключению, подготовленному кадастровым инженером ООО «Геоцентр» Зинатуллиной Д.Х., следует отказать. Спора по границам земельного участка у сторон не имеется, в связи с чем оснований для установления границ земельного участка (замены поворотных точек) не имеется. Кроме этого, суд специальными познаниями в области землеустройства не обладает, в связи с чем с необходимой достоверностью определить границы земельного участка не может. Исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №*** является основанием для установления границы указанного земельного участка в соответствии с действующим законодательством и представленным межевым планом, что также согласуется с позицией органа регистрации права.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с Санатуллова Р.И. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» удовлетворить частично.
Признать сведения в описании месторасположения границ земельного участка с кадастровым номером *** расположенного по адресу: ***», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, в части смежных границ с автомобильной дорогой общего пользования федерального значения А-151 Цивильск - Ульяновск км 136+710 - км 199+000 в границах Ульяновской области на участке км 177+108 - км 177+147 реестровой ошибкой.
Решение суда является основанием для исключения сведений о месторасположении границ земельного участка с кадастровым номером № *** из Единого государственного реестра недвижимости.
В удовлетворении исковых требований Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» к Санатуллову Руслану Иршатовичу в части внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости путем замены существующих координат поворотных точек земельного участка с кадастровым номером № *** отказать.
Взыскать с Санатуллова Руслана Иршатовича в пользу местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ульяновский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: И.Г.Трубачёва