Дело № 2-1197/2021
УИД 70RS0002-01-2021-002095-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июня 2021 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Родичевой Т.П.,
помощника судьи Ряковского Н.А., при секретаре Ильиной И.Н.,
с участием истца Петрова С.В., представителя ответчика Бреховой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Петрова С.В. к областному государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения Томского района» о признании права на ежемесячную денежную выплату на оплату жилищных и коммунальных услуг, назначении выплаты, взыскании судебных расходов,
установил:
Петров С.В. обратился в суд с иском к ОГКУ «ЦСПН <адрес обезличен>», в котором просит признать за ним (Петровым С.В.) право на ежемесячную денежную выплату на оплату жилищных и коммунальных услуг; назначить выплату с момента обращения в ОГКУ «ЦСПН Томского района» – 18.09.2020; взыскать с ОГКУ «ЦСПН Томского района» судебные расходы в размере 3800,00 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что 18.09.2020 истец обратился к ответчику с заявлением о назначении выплаты на оплату жилищных и коммунальных услуг в связи с тем, что является пенсионером из числа педагогических работников, проработавших в сельской местности не менее 10 лет. 08.10.2020 ответчиком истцу отказано в назначении выплаты ввиду того, что истец вышел на пенсию с должности учителя физической культуры МАОУ СОШ № 25 г. Томска. Истец работал учителем в сельской местности более 10 лет, вышел на пенсию 27.02.2020, проживает в с. Богашево, в связи с чем, имеет право на указанную выплату. Истец понес судебные издержки, связанные с рассмотрением гражданского дела, а именно: юридическая консультация – 500,00 руб., составление искового заявления – 3000,00 руб., оплата государственной пошлины – 300,00 руб.
Истец Петров С.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям. Указал, что более половины всего трудового стажа работал в селе в должности учителя. Подтвердил, что вышел на пенсию, работая учителем в г. Томске, там же работает и по сей день.
Представитель ответчика ОГКУ «ЦСПН Томского района» – Брехова Д.А., действующая на основании доверенности № 05-149 от 15.01.2021 сроком до 31.12.2021, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, согласно которому для получения ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищных и коммунальных услуг необходимо 2 основания: трудовой стаж педагога не менее 10 лет в сельской местности (данное основание истцом соблюдено), выход на пенсию с должности «Педагог – сельский специалист» (данное основание истцом не соблюдено, выход на пенсию произошел с должности учителя г. Томске).
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1). В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2006 г. N 56-О указано, что, внося изменения в содержание мер социальной защиты, в том числе направленные на ее сужение, законодатель должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки. При этом должен также соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано.
Пунктом 21 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогическое работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации, обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 г. N 963 «О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» установлено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией данного постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета, к ведению которых относятся расположенные в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) федеральные государственные образовательные организации
Этим же постановлением утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно пунктам 1, 2, 3 названных Правил определен порядок предоставления в качестве меры социальной поддержки ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). Ежемесячная компенсация осуществляется на основании документов, подтверждающих право работников на ее получение (трудовой договор или трудовая книжка, копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о регистрации по месту жительства или иной документ, подтверждающий место жительства), имеющихся в распоряжении организаций, без истребования дополнительных документов. Ежемесячная компенсация осуществляется организацией со дня возникновения у работника права на ее получение одновременно с выплатой заработной платы за первую половину текущего месяца с отражением в отдельной ведомости.
Размер, порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих (работавших) и проживающих в сельской местности и рабочих поселках на территории Томской области регламентированы Законом Томской области от 30 апреля 2009 года № 59-ОЗ «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих (работавших) и проживающих в сельской местности и рабочих поселках на территории Томской области».
В силу пункта 2 статьи 1 Закона Томской области от 30 апреля 2009 года № 59-ОЗ «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих (работавших) и проживающих в сельской местности и рабочих поселках на территории Томской области» данный закон распространяется на пенсионеров из числа педагогических работников, которые проработали в сельской местности в указанной сфере не менее 10 лет и перешли на пенсию с соответствующих должностей.
Как следует из статьи 2 Закона Томской области от 30 апреля 2009 года № 59-ОЗ «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих (работавших) и проживающих в сельской местности и рабочих поселках на территории Томской области» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, указанным в пунктах 1, 2 статьи 1 настоящего Закона предоставляются в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, осуществляемой в виде ежемесячных денежных выплат, компенсационных доплат или денежных компенсаций.
Постановлением Администрации Томской области от 10 сентября 2018 года № 347а «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячных денежных выплат, компенсационных доплат и денежных компенсаций отдельным категориям граждан, работающих (работавших) и проживающих в сельской местности и рабочих поселках на территории Томской области» установлен перечень организаций и должностей, работа в которых дает право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, куда, среди прочих, входит воспитатель (включая старшего), учитель.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается трудовой книжкой серии <номер обезличен> от 01.04.1991, в период с 20.03.1991 по 01.04.2006 Петров С.В. осуществлял трудовую деятельность в Могочинской средней школе (после реорганизации 04.10.1994 – Могочинский комплекс школа-сад, после переименования 06.06.1998 – Могочинская муниципальная средняя (полная) общеобразовательная школа, после переименования 07.06.2005 – Муниципальное образовательное учреждение Могочинская средняя общеобразовательная школа им А.С. Пушкина) в должности воспитателя группы продления, впоследствии в должности учителя физвоспитания.
Согласно постановлению Администрации Томской области от 16.03.2011 № 71а «Об утверждении порядка ведения реестра административно-территориальных единиц Томской области» село Могочино расположено в Молчановском районе Томской области, относится к сельскому населенному пункту.
Как следует из уведомления ОГКУ «ЦСПН Томского района» от 08.10.2020 № 04-1420, адресованного Петрову С.В., в удовлетворении заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищных и коммунальных услуг отказано на том основании, что такая выплата производится при условии выхода на пенсию с должности педагогического работника, проработавшего в сельской местности, в том время как Петров С.В. вышел на пенсию 27.02.2020 с должности учителя физической культуры МАОУ СОШ № 25 г. Томска.
Полагая данный отказ незаконным, Петров С.В. обратился в суд с настоящим исковым заявлением, ссылаясь на факт работы в сельской местности более 10 лет, проживание в настоящее время в сельской местности и отсутствие в Законе Томской области от 30 апреля 2009 года № 59-ОЗ указания на необходимость работы в сельской местности на момент выхода на пенсию.
Разрешая требования искового заявления о признании за Петровым С.В. права на ежемесячную денежную выплату на оплату жилищных и коммунальных услуг и назначении таковой с момента обращения в ОГКУ «ЦСПН Томского района» – 18.09.2020, суд оснований для их удовлетворения не находит, исходя из следующего.
Так, положения статей 1, 2 Закона Томской области от 30 апреля 2009 года № 59-ОЗ прямо предусматривают, что меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляются педагогическим работникам, проработавшим в сельской местности не менее 10 лет и перешедшим на пенсию с соответствующих должностей, т.е. перед выходом на пенсию осуществлявшим работу в сельской местности.
Доводы искового заявления об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку на законе не основаны.
Согласно справке Центра ПФР № 1 по установлению пенсий в Томской области от 01.06.2020 Петрову С.В. установлена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 27.02.2020 бессрочно.
Как следует из содержания трудовой книжки серии <номер обезличен> от 01.04.1991, Петров С.В. с 17.02.2015 по настоящее время трудоустроен учителем физической культуры в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 25 г. Томска. Данные обстоятельства Петров С.В. подтвердил в судебном заседании.
Несмотря на то, что Петров С.В. имеет стаж педагогической деятельности в сельской местности более 10 лет, суд полагает, что предусмотренные Законом Томской области от 30 апреля 2009 года № 59-ОЗ условия назначения мер социальной поддержки не соблюдены, поскольку на момент выхода на пенсию Петров С.В. педагогической деятельности в сельской местности не осуществлял.
То обстоятельство, что Петров С.В. в настоящее время проживает в сельской местности (село Богашево Томского района) правового значения для разрешения заявленных требований не имеет, поскольку не наделяет Петрова С.В. правом на оспариваемые меры социальной поддержки.
Учитывая то обстоятельство, что Петров С.В. с 17.02.2015 по настоящее время работает в муниципальном учреждении, расположенном в городе Томске, на период назначения пенсии по старости работу в сельской местности не осуществлял, в настоящее время продолжает осуществлять педагогическую деятельность, суд приходит к выводу, что Петров С.В. не приобрел право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Томской области от 30 апреля 2009 года № 59-ОЗ, в связи с чем, оснований для удовлетворения искового заявления не имеется.
Поскольку исковые требования удовлетворению не подлежат, требование о взыскании судебных расходов удовлетворению также не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Петрова С.В. к областному государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения Томского района» о признании права на ежемесячную денежную выплату на оплату жилищных и коммунальных услуг, назначении выплаты, взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня составления мотивированного текста решения.
Председательствующий: Т.П. Родичева
Мотивированный текст решения суда изготовлен 06 июля 2021 г.