Судья Тукманова Л.И.(дело № 2-150/2020) дело № 33-819/2020
УИД 12RS0001-01-2019-002454-95
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 11 июня 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Скворцовой О.В. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре Кирилловой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики
Марий Эл (межрайонное) на решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от <дата>, которым постановлено:
признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Марий Эл (межрайонное) <№> от <дата> об отказе в перерасчете пенсии;
обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Марий Эл (межрайонное) включить в стаж работы в сельском хозяйстве Кузьминой О. П. период работы с <дата> по <дата>;
обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Марий Эл (межрайонное) произвести перерасчет пенсии Кузьминой О. П. с <дата>.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузьмина О.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в
<адрес> Республики Марий Эл (межрайонное) (далее - УПФР в
<адрес>, ответчик), в котором просила признать незаконным решение ответчика <№> от <дата> об отказе в перерасчете пенсии, обязать УПФР в <адрес> включить в стаж ее работы в сельском хозяйстве период работы с <дата> по <дата>, обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с <дата>.
В обоснование иска Кузьмина О.П. указала, что ответчик отказал ей в перерасчете пенсии в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как отсутствует 30 календарных лет работы в сельском хозяйстве, при этом из ее стажа исключен указанный выше период работы на птицефабрика «Волжская» Марийкой АССР в должности рабочей КПП, с чем она не согласна.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе УПФР в <адрес> просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указано, что наименование должности рабочий КПП, которую занимал истец в спорный период, не предусмотрена Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2018 года № 1440. Учитывая, что истцом заявление о подтверждении места фактического проживания в сельской местности подано лишь <дата>, полгают, что перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии может быть осуществлен лишь с <дата>, а не с <дата>.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
В соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от
28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Согласно части 16 статьи 17 Федерального закона от
28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, а также правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
<дата> <№> утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее - Список <№>), и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее - Правила).
В пункте 2 раздела «Наименование работ, производств сельского хозяйства» Списка № 1440 предусмотрена работа в животноводстве (верблюдоводство, звероводство, козоводство, коневодство, кролиководство, муловодство, овцеводство, оленеводство, ословодство, птицеводство, пчеловодство, свиноводство, скотоводство (включая молочное скотоводство, молочно-мясное скотоводство и мясное скотоводство, собаководство) (разведение, содержание, уход, выращивание, ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов), в том числе осуществляемое кочевыми родовыми общинами. При этом в разделе «Наименование профессий, должностей, специальностей» указана должность - рабочие всех наименований, занятые животноводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство).
Согласно пункту 3 Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:
а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории СССР до 1 января 1992, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что в стаж работы в сельском хозяйстве засчитываются:
а) периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков;
б) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности.
Как следует из материалов дела, Кузьмина О.П. является получателем страховой пенсии по старости.
<дата> Кузьмина О.П. обратилась в УПФР в <адрес> с заявлением о перерасчете пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в <адрес> <№> от <дата> истцу отказано в перерасчете пенсии, так как отсутствует 30 календарных лет работы в сельском хозяйстве. При этом в стаж работы в сельском хозяйстве ответчиком в бесспорном порядке было включено 24 года 6 месяцев 20 дней. В указанный стаж не включен период работы истца с <дата> по <дата> на птицефабрике «Волжская» Марийской АССР в должности рабочей КПП в связи с несоответствием должности Списку № 1440.
Из записей в трудовой книжке Кузьминой О.П. следует, что она с <дата> переведена рабочей КПП птицефабрики «Волжская» Марийской АССР, <дата> уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию.
В архивной справке от <дата> <№>, выданной архивным отделом Волжского муниципального района, указано, что на основании Закона РСФСР от 25 декабря 1990 года № 445 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и Постановления главы администрации <адрес> РМЭ от <дата> <№> птицефабрика «Волжская» зарегистрирована со своим Уставом и стала называться Государственное предприятие птицефабрика «Волжская». Предметом деятельности государственного предприятия птицефабрика «Волжская» являлось насыщение потребительского рынка товарами и услугами и осуществляло виды деятельности: производство и переработка продукции сельского хозяйства, животноводства; производство товаров народного потребления, строительных материалов; торгово-закупочную и посредническую; оказание услуг предприятием и населению; внешнеэкономическую.
Свидетельскими показаниями ФИО1, ФИО2, которые работали с истцом на птицефабрике «Волжская», установлено, что Кузьмина О.П. работала в охране птицефабрики рабочей КПП, занималась непосредственно охраной птицефабрики, совершала обходы территории.
Ввиду того, что исполнение истцом трудовых обязанностей в должности рабочей КПП (контрольно-пропускного пункта) птицефабрики «Волжская» подпадает под указанное в Списке № 1440 наименование «рабочие всех наименований», осуществляющих охрану сельскохозяйственных производственных объектов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Кузьминой О.П. о возложении обязаности на ответчика включить указанный период работы истца в стаж работы в сельском хозяйстве и произвести перерасчет пенсии с учетм установления ей повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у суда первой инстанции правовых оснований для удовлетворения требований Кузьминой О.П. о включении в стаж работы в сельском хозяйстве спорного периода повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, основаны на иной оценке фактических обстоятельств дела, ином толковании норм материального права, были предметом судебного рассмотрения, судом первой инстанции дана им надлежащая правовая оценка.
Доводы жалобы о том, что в соотвествии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона «О страховых пенсиях» перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии может быть осуществлен истцу лишь с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято ее заявление о перерасчете размера страховой пенсии (5 июля 2019 года), то есть с 1 августа 2019 года, подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (часть 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») осуществляется с 1 января 2019 года без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее 1 сентября 2019 года. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января по 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с 1 января 2019 года. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1441 утверждены Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности.
Согасно пункту 5 указанных Правил, регистрация по месту жительства подтверждается в отношении гражданина Российской Федерации соответствующей отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации. Место фактического проживания гражданина Российской Федерации в сельской местности при установлении и выплате повышения фиксированной выплаты подтверждается его личным заявлением, которое ежегодно подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту его фактического проживания в сельской местности.
Из пункта 7 данных Правил следует, что при переезде гражданина Российской Федерации на новое место жительства (пребывания, фактического проживания) в сельскую местность повышение фиксированной выплаты устанавливается на основании поданного им в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства (пребывания, фактического проживания) в сельской местности соответствующего заявления в срок, предусмотренный пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Как видно из материалов дела, обращаясь к ответчику за перерасчетом пенсии в связи с установлением повышенной фиксированной выплаты на основании части 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Кузьмина О.П. также подала заявление о подтверждении места фактического проживания, в котором указала, что зарегистрирована по месту жительства: Республика Марий Эл, <адрес>, однако место ее фактического проживания: Республика Марий Эл, <адрес>.
Таким образом, Кузьмина О.П. в соответстви с пунктом 5 Правил № 1441 подтвердила место своего фактического проживания в сельской местности в 2019 году. При этом из ее заявления не следует, что она сообщила о переезде на нове место фактического прождивания в июле 2019 года, как это предусмотрено пунктом 7 Правил № 1441.
Поскольку Кузьмина О.П. обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии <дата>, то есть в период с в с 1 января по <дата>, подтвердила место фактического проживания в сельской местности в 2019 году, указанный перерасчет осуществляется с <дата>. В связи с указанным суд правомерно возложил обязанность на ответчика произвести перерасчет пенсии истцу с <дата>.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям законности и обоснованности, нарушений норм материального и процессуального права судом допущено не было, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Марий Эл (межрайонное) без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи О.В. Скворцова
Н.Г. Лелеков