Судья – Артёмова Т.Ю. Дело № 33-7173/2020
(№ 2-2266/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 февраля 2020 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Рыбиной А.В.,
судей Шакитько Р.В., Тарасенко И.В.,
по докладу судьи Шакитько Р.В.,
при помощнике судьи Дёмине Ф.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района по доверенности Харченко И.Ю. на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 09 октября 2019 года по делу по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю к Муниципальному бюджетному учреждению «Голубицкая производственно-эксплуатационная служба», администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района о защите прав неопределенного круга потребителей.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению «Голубицкая производственно-эксплуатационная служба» (далее также - МБУ «Голубицкая ПЭС»), администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района о защите прав неопределенного круга потребителей, просил признать действия МБУ «Голубицкая ПЭС», выразившиеся в грубом нарушении обязательных требований санитарного законодательства, противоправными, обязать МБУ «Голубицкая ПЭС» устранить нарушения обязательных требований санитарного законодательства РФ, признать незаконным бездействие администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района, выразившееся в непринятии мер по финансированию мероприятий, требуемых для устранения выявленных нарушений обязательных требований санитарного законодательства в деятельности МБУ «Голубицкая ПЭС», обязать администрацию Голубицкого сельского поселения Темрюкского района произвести финансирование мероприятий по приведению водоснабжения в соответствие с требованиями санитарного законодательства, а также обязать ответчиков довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации в десятидневный срок.
Обжалуемым решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 09 октября 2019 года исковое заявление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю к МБУ «Голубицкая производственно-эксплуатационная служба» и Администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района о защите прав неопределенного круга лиц потребителей удовлетворено.
Суд признал противоправными действия МБУ «Голубицкая производственно-эксплуатационная служба», выразившиеся в грубом нарушении обязательных требований санитарного законодательства, обязал МБУ «Голубицкая производственно-эксплуатационная служба» устранить нарушения обязательных требований санитарного законодательства, а именно: п.п. 3.1, 3.2, 3.3 таб. 1, 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»; подп. «б, в» п. 34 «Правил холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2013 № 644, обеспечить подачу населению Голубицкого сельского поселения Темрюкского района качественной воды, безопасной в эпидемиологическом отношении и безвредной по химическому составу.
Также суд признал незаконным бездействие администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района, выразившееся в непринятии мер по финансированию мероприятий, требуемых для устранения выявленных нарушений обязательных требований санитарного законодательства в деятельности МБУ «Голубицкая производственно-эксплуатационная служба», обязал администрацию Голубицкого сельского поселения Темрюкского района произвести финансирование вышеуказанных мероприятий по приведению водоснабжения в соответствие с требованиями санитарного законодательства.
Кроме того, суд обязал МБУ «Голубицкая производственно-эксплуатационная служба» и администрацию Голубицкого сельского поселения Темрюкского района довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации в десятидневный срок.
Представитель администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района по доверенности < Ф.И.О. >2 подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в иске отказать. В обоснование доводов жалобы указано, что обжалуемое решение суда незаконно и необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права и норм процессуального права, без учета фактических обстоятельств гражданского дела и требований норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения. Согласно доводам апелляционной жалобы, администрация Голубицкого сельского поселения принимает все возможные меры для устранения нарушений в системе водоснабжения, выделены средства для разработки зон санитарной охраны источников водоснабжения и проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы, разработан проект организации зон санитарной охраны источников водоснабжения, проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза проектных материалов, получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта действующим нормам и правилам.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие либо отложении слушания дела не просили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда не подлежит отмене.
В силу п. 1 ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется (п. 2 ст. 4 Закона о защите прав потребителей).
Согласно п. 1 ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а так же не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работа, услуга) для жизни и здоровья потребителя и окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы) (п. 2 ст. 7 Закона о защите прав потребителей).
На основании п. 1 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322, уполномоченным органом в области защиты прав потребителей является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Как установлено п. 1 Положения о Федеральной службе в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 (в ред. постановления Правительства РФ от 02.11.2013 № 988), Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В силу п. 1 Положения об управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Краснодарском крае (утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 № 709) территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Федеральная служба) является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю (далее - Управление), осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Темрюкском районе (ТО Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю Темрюкском районе) является территориальным органом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю.
Согласно п. 8.40 Положения Управление осуществляет в том числе следующие полномочия в установленной сфере деятельности: предъявляет иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства, обращается в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
В соответствии с п. 1 Положения о территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Темрюкском районе (утв. приказом Управления от 17.08.2017 № 112) территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Темрюкском районе (далее - территориальный отдел) является структурным подразделением Управления и осуществляет свою деятельность на территории Темрюкского района.
П. 7.35 Положения о территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Темрюкском районе, утв. приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю от 24.06.2013 № 137, установлено, что территориальный отдел вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Как предусмотрено п. 7 ч. 4 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
На основании ч. 1 ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
Как установлено п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными ст. 50 данного Федерального закона, наделяются полномочиями, в том числе предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Основной задачей Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как условия реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, которое регулируется в соответствии с государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, издаваемыми уполномоченными государственными органами.
В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
На основании ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правилам контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, устанавливают санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (СанПиН 2.1.4.1074-01).
Как предусмотрено п. 2.2 СанПиН 2.1.4.1074-01, качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих санитарных правил.
Согласно ст. 45 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» социально-гигиенический мониторинг проводится органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ, федеральным органом исполнительной власти.
Согласно положениям приказа Роспотребнадзора от 30.12.2006 № 810 «О перечне показателей и данных для формирования федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга» для мониторинга определены химические, биологические и социальные факторы состояния здоровья будущих поколений.
Одним из показателей, характеризующих факторы среды обитания, является санитарно-эпидемиологическая безопасность питьевой воды систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Как установлено Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль.
В соответствии с п. 4.8 СанПиН 2.1.4.1074-01 государственный санитарно-эпидемиологический надзор за качеством питьевой воды осуществляют органы и учреждения Роспотребнадзора в соответствии с нормативными и методическими документами Госсанэпидслужбы России в плановом порядке и по санитарно-эпидемиологическим показаниям.
В силу п. 4 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнений исследований (испытаний) качества питьевой воды (п. 4.7 СанПиН 2.1.4.1074-01).
Показатели для оценки воды в разводящей сети централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения определяются в соответствии с СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (пункты 3.3, 3.4, 3.4.2, 3.6).
СанПиН 2.1.4.1074-01 регламентированы требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения, ее безопасности в химическом, микробиологическом, радиационном отношении.
Согласно п. 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства; в силу п. 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.
В соответствии с подп. «б», «в» п. 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана: обеспечивать питьевое водоснабжение в соответствии с требованиями законодательства РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и очистку сточных вод в соответствии с требованиями законодательства РФ об охране окружающей среды; обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и(или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.
Из материалов дела следует, что МБУ «Голубицкая ГРЭС» снабжает питьевой водой население и объекты хозяйственной деятельности станицы Голубицкая Темрюкского района Краснодарского края.
Для питьевого водоснабжения эксплуатируются подземные водоносные горизонты посредством артезианских скважин.
Система водоснабжения в ст. Голубицкой организована следующим образом: вода из артезианских скважин посредством насосов подается в резервуары чистой воды, расположенные на водозаборе по адресу: <...>), далее под давлением подается в резервуар чистой воды на пер. Веселый, откуда самотеком поступает в разводящую сеть населенного пункта.
Обработка воды перед подачей потребителям не проводится, т.е. по системе водопроводов к потребителю поступает природная вода.
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю проводит социально-гигиенический мониторинг в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.02.2006 № 60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга».
В силу необходимости использования специальных познаний, оборудования и материалов лабораторные исследования питьевой воды поручены Анапскому филиалу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае».
Анапским филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю направляются сведения о проведенных исследованиях в рамках санитарно-гигиенических мероприятий.
Судом первой инстанции установлено, что в нарушение ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в связи с отсутствием предварительной очистки воды, а также транспортировкой готовой воды по трубопроводам, имеющим высокий процент износа, страдает качество воды, поставляемой потребителю, что подтверждается жалобами населения и объективными результатами исследования качества воды.
Так, исходя из проведенного анализа качества воды, в 2017 году 0,8% исследованной питьевой воды не соответствовало санитарным нормам и правилам по микробиологическим показателям, 1,2% - по санитарно-химическим показателям.
За 2018 год в ст. Голубицкой всего исследовалось 30 проб питьевой воды по санитарно-химическим показателям, из них в 17 пробах выявлены отклонения от гигиенических нормативов, что составляет 56% (в 11 пробах по содержанию железа - 36%, в 6 пробах по содержанию хлоридов - 20%, в 2 пробах по содержанию аммиака - 6%, в 1 пробе по показателю общая жесткость - 3%).
На микробиологические исследования отобрано 30 проб, из них в 8 пробах выявлены отклонения от гигиенических нормативов по содержанию общих колиформных бактерий (ОКБ), что составляет 26,6%.
В 2019 году ухудшилось качество воды в подземных источниках Голубицкого сельского поселения: за 6 месяцев 2019 года 23% исследованной питьевой воды ст. Голубицкой не соответствовало санитарным нормам и правилам по микробиологическим показателям и 7,6% по санитарно-химическим показателям.
Исходя из анализа качества питьевой воды, подаваемой потребителям ст. Голубицкой (разводящая сеть), за 6 месяцев 2019 года - 40,6% исследованной питьевой воды не соответствовало санитарным нормам и правилам по микробиологическим показателям и 30,7% по санитарно-химическим показателям.
Кроме того, в ходе проверок, проводимых в отношении МБУ «Голубицкая ПЭС» в 2016-2019 гг. в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», был выявлен ряд грубых нарушений требований санитарного законодательства, создающих потенциальную опасность для здоровья и жизни людей.
Так, судом установлено, что разводящие сети построены в разное время, из различных материалов, имеют высокий процент износа, достигающий 100%, что создает угрозу загрязнения воды во время транспортировки потребителю.
Судом был надлежащим образом рассмотрен вопрос о том, что на водопроводе МБУ «Голубицкая ПЭС» отсутствуют сооружения для обеззараживания воды, что в совокупности с неудовлетворительным состоянием водоводов, ненадлежащим содержанием зон санитарной охраны, отсутствием должной системы санитарной очистки населенных мест и сооружений по обезвреживанию и утилизации твердых бытовых отходов и канализационных стоков усугубляет ситуацию с состоянием качества питьевой воды, служит вторичным источником загрязнения питьевой воды и воды водоисточников, создает потенциальную опасность для здоровья и жизни людей.
При этом истцом в материалы дела представлены доказательства неоднократного привлечения к административной ответственности юридического лица - МБУ «Голубицкая ПЭС» и его должностных лиц за нарушения в области санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, а также за неисполнение выдаваемых предписаний об устранении выявленных нарушений.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы ответчика, согласно которым бездействие со стороны сельской администрации отсутствует, а за последние три года администрацией поселения выделены на развитие водоснабжения денежные средства в размере 16 206 480 рублей, правильно получили критическую оценку суда первой инстанции, указавшего, что приведенные администрацией Голубицкого сельского поселения цифры и цели, на которые они были выделены, свидетельствуют о деятельности, направленной на ремонт, модернизацию и эффективность системы водоснабжения, но не на улучшение качества подаваемой населению питьевой воды и соответствие воды требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.
Судом сделан правомерный вывод о том, что выявленные в ходе неоднократных проверок истцом в отношении МБУ «Голубицкая ПЭС» нарушения в области санитарно-эпидемиологического законодательства РФ на протяжении длительного времени не устраняются, действия МБУ «Голубицкая ПЭС» по предоставлению потребителям питьевой воды, не отвечающей требованиям качества и безопасности, нарушает права и законные интересы неопределенного круга потребителей. Сложившаяся ситуация создает угрозу возникновения инфекционной и неинфекционной заболеваемости, в том числе групповой.
Как предусмотрено ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.
Аналогичная норма содержится в п. 4 ст. 8 Устава Голубицкого сельского поселения Темрюкского района, принятого решением № 185 XXXI сессии Совета Голубицкого сельского поселения Темрюкского района, которым предусмотрена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 Устава Голубицкого сельского поселения Темрюкского района к полномочиям поселения отнесено: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно ст. 1 Устава Голубицкого сельского поселения Темрюкского района исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация Голубицкого сельского поселения Темрюкского района.
В силу п. 1.2 Устава МБУ «Голубицкая ПЭС», утвержденного постановлением администрации Голубицкого сельского поселения № 320 от 25.12.2012, учредителем предприятия является Голубицкое сельское поселение Темрюкского района.
Материалами дела подтверждается, что истец направлял в адрес главы Голубицкого сельского поселения информацию о нарушении санитарного законодательства в вопросах снабжения питьевой водой населения сельского поселения, что следует из письма от 14.05.2018 № 27/1002-18-24.
Приходя к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований, судья районного суда учитывал, что с 2016 года администрацией Голубицкого сельского поселения Темрюкского района предпринимались меры для разработки инвестиционной программы в сфере водоснабжения и водоотведения, целью которой является ремонт и улучшение качества водоотведения, однако в настоящее время администрацией Голубицкого сельского поселения не предприняты реальные меры по устранению нарушений в системе водоснабжения, улучшению материально-технической базы водоснабжающей организации, приведению качества питьевой воды, подаваемой потребителям, к уровню гигиенических нормативов.
В этой связи судом первой инстанции обоснованно указано, что законодательство РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на положениях Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на охрану здоровья (статья 41) и на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушениям (статья 42). Реализация этих конституционных прав невозможна без обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, определенного в ст. 1 Федерального закона Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» как состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на него, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Данные выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
С учетом имеющихся материалов и обстоятельств гражданского дела судьей районного суда сделан правомерный вывод о том, что иск обоснован и подлежит удовлетворению, поскольку деятельность ответчиков по снабжению питьевой водой населения ведется с грубыми нарушениями требований санитарного законодательства, добываемая подземная вода не соответствует гигиеническим требованиям, водоподготовка перед подачей воды в водопроводную сеть ответчиком не проводится, в результате чего потребители получают воду, не отвечающую требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01; несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов создает угрозу жизни и здоровью людей, постоянно либо временно проживающих в ст. Голубицкой Темрюкского района Краснодарского края.
В соответствии с п. 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», необходимо иметь в виду, что в силу ч. 6 ст. 330 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям. Характер допущенных судом первой инстанции нарушений (формальный или неформальный) определяется судом апелляционной инстанции в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств дела и содержания доводов апелляционных жалобы, представления.
По мнению судебной коллегии, обжалуемое решение суда по существу принято верно. Фактические обстоятельства дела судом выяснены в надлежащем объеме. Материальный и процессуальный закон к возникшим правоотношениям применен правильно. В соответствии с требованиями ст. 59 ГПК РФ судья принял только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела по существу.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что судья вынес решение при неполном исследовании обстоятельств дела, не нашли своего подтверждения в суде апелляционной инстанции.
Судом всесторонне и полно были исследованы доказательства по делу, предмет и основания иска установлены правильно, судебный спор между сторонами разрешен в соответствии с требованиями норм процессуального и материального права, применимых к спорным правоотношениям.
Доводы апелляционной жалобы проверены, однако не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы, изложенные в судебном решении.
Положенные в обоснование выводов судьи доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для отмены судебного решения, вынесенного с соблюдением норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, не установлено.
Исходя из вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю не мотивированы и не подлежат удовлетворению, однако были необоснованно удовлетворены судом первой инстанции, следует признать несостоятельными.
Таким образом, у судьи районного суда имелись предусмотренные законом основания для удовлетворения искового заявления, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда следует признать законным и оно не подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 09 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение 3-х месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий -
Судьи -