Именем Российской Федерации
16 марта 2015 года город Саратов
Саратовский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего - Суровцева И.И.,
при секретаре судебного заседания Коноваловой А.Е.,
с участием:
заявителя - Колесникова К.Ю.,
представителя начальника Саратовского военного института внутренних войск МВД России и жилищной комиссии этого же Института - Козлова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению № Колесникова ФИО8 об оспаривании решения жилищной комиссии Саратовского военного института внутренних войск МВД России о признании его нуждающимся в жилом помещении путем предоставления субсидии на приобретение жилья с учетом имеющейся у члена его семьи общей площади жилья и без права на дополнительную площадь жилого помещения, а также действий начальника этого же Института, связанных с утверждением решения жилищной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Колесников К.Ю., ранее проходивший военную службу по контракту в Саратовском военном институте внутренних войск МВД России (далее по тексту - СВИ ВВ МВД России, Институт), приказом Главнокомандующего внутренними войсками МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № по личному составу на основании подп. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», то есть по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, и на основании приказа начальника СВИ ВВ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № по строевой части исключен из списков личного состава Института с ДД.ММ.ГГГГ.
При этом в период прохождения военной службы он состоял на жилищном учете, как необеспеченный жилым помещением, а в связи с предстоящим увольнением избрал постоянное место жительства - <адрес> и изъявил желание быть обеспеченным жильем путем предоставления жилищной субсидии.
В связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ дочери он обратился с рапортом к начальнику СВИ ВВ МВД России, в котором просил включить ее в состав семьи, находящейся на жилищном учете.
Рассмотрев данный рапорт, жилищная комиссия СВИ ВВ МВД России своим решением от ДД.ММ.ГГГГ признала Колесникова К.Ю. нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания составом семьи из 5 человек (он, жена и 3 детей), однако за вычетом имеющейся у его жены - Колесниковой О.В. части жилого помещения в размере 13,25 кв. м. общей площади жилья, расположенного по адресу: <адрес>.
Считая свои права нарушенными, Колесников К.Ю. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными решение жилищной комиссии СВИ ВВ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ в части зачета общей площади жилого помещения в размере 13,25 кв.м. и без права на дополнительную жилую площадь в размере 15 кв.м. общей площади жилья, как преподавателя военной образовательной организации высшего образования, а также действия начальника института, связанные с утверждением данного решения, и обязать жилищную комиссию и начальника Института принять его и членов его семьи на жилищный учет без вычета общей площади жилья и с правом на дополнительную площадь.
В обоснование заявленных требований Колесников К.Ю. в своем заявлении и в судебном заседании указал, что регистрация его жены в жилом помещении по адресу <адрес>, принадлежащего ее родственникам не может влиять на обеспечение его жилищной субсидией по избранному после увольнения с военной службы месту жительства, поскольку она не имеет права собственности, а регистрация носит вынужденный характер в целях реализации общегражданских прав. Кроме того, он в период прохождения военной службы имел право на дополнительную площадь жилья, как преподаватель военного образовательного учреждения, и, следовательно, не утратил право на него после увольнения и исключения из списков личного состава Института.
Представитель начальника и жилищной комиссии СВИ ВВ МВД России - Козлов А.В. рассматриваемые требования не признал и просил в их удовлетворении отказать. В обоснование своей позиции привел следующие доводы. Так, Колесников К.Ю., уволенный с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с оставлением в списках нуждающихся в получении жилья по избранному месту жительства в <адрес>, а затем в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ заключил брак с Прайс О.В. В целях реализации прав Колесникова К.Ю. на жилье был рассмотрен вопрос об увеличении состава семьи бывшего военнослужащего и ему предложена трехкомнатная квартира общей площадью 82,7 кв.м. в <адрес>. Однако Колесников К.Ю. отказался от ее получения, и выразил желание получить жилищную субсидию на приобретение или строительство жилья. После рождения дочери и обращения заявителя с просьбой об увеличении состава семьи, жилищной комиссией были пересмотрены условия проживания состоящих на жилищном учете членов семьи Колесникова К.Ю. и было установлено, что его жена зарегистрирована и проживает в жилом доме, принадлежащем на праве собственности ее родителям, по адресу: <адрес>, общей площадью 79,5 кв. м., является членом семьи собственника жилья, в котором на нее приходится 13,25 кв.м. общей площади. В данной связи заявитель имеет право на получение жилищной субсидии исходя из норматива 18 кв.м. на 5 членов семьи за вычетом имеющейся у его жены жилья, а всего 76,75 кв.м. права на дополнительную жилую площадь как преподаватель военного образовательного учреждения, продолжает представитель ответчиков, Колесников К.Ю. не имеет, поскольку он уволен с военной службы и не является лицом, перечисленным в п. 2 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Выслушав объяснения сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводам о частичном удовлетворении требований заявителя.
Согласно выписке из приказа начальника СВИ ВВ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № по строевой части Колесников К.Ю. - преподаватель кафедры конституционного и административного права, уволенный приказом Главнокомандующего внутренними войсками МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № по личному составу на основании подп. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», то есть по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет, исключен из списков личного состава Института с ДД.ММ.ГГГГ и направлен на воинский учет в отдел военного комиссариата <адрес>.
Как усматривается из выписки из протокола жилищной комиссии СВИ ВВ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № Колесников К.Ю. оставлен на жилищном учете для обеспечения жилым помещением составом семьи из трех человек - он, и двое детей. Одновременно комиссия ходатайствовала перед вышестоящим органом жилищного обеспечения о предоставлении ему жилого помещения размером от 69 до 79 кв.м. общей площади в <адрес> с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения.
Из рапортов Колесникова К.Ю. от 25 июля и ДД.ММ.ГГГГ следует, что в связи с заключением брака с Прайс О.В. и последующим рождением их дочери заявитель просил включить в состав его семьи данных граждан.
Рапортом заявителя от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что он отказался от предложенного жилого помещения, расположенного по избранному месту жительства: <адрес>, изъявив желание быть обеспеченным жилищной субсидией для приобретения или строительства жилья.
Согласно оспариваемому решению жилищной комиссии СВИ ВВ МВД России, отраженному в протоколе ее заседания от ДД.ММ.ГГГГ № Колесников К,Ю. признан нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания составом семьи 5 человек (он, жена, трое детей) с учетом имеющейся у его жены жилой площади в размере 76,75 кв.м.
Рассматривая правомерность принятого решения, утвержденного начальником Института, суд исходит из следующего.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно данной норме закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения
Порядок признания военнослужащих нуждающимся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства предусмотрен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1054.
Согласно данному порядку командование воинской части и жилищная комиссия при обращении военнослужащего с волеизъявлением о перемене места жительства после увольнения с военной службы обязаны рассмотреть вопрос о признании либо непризнании его и членов его семьи нуждающимся в получении жилья по данному месту жительства.
При этом в силу подп. «и» п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1054, избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений.
Из представленных справок органов, осуществляющих учет жилых помещений, объяснений сторон и других документов усматривается, что жена заявителя - Колесникова О.В. жилых помещений на территории Российской Федерации не имеет и за последние 5 лет действий по намеренному ухудшению жилищных условий не предпринимала.
Из чего следует, что она имеет право на признание ее нуждающейся в получении жилья по избранному месту жительства заявителя.
Что касается ее регистрации и обеспеченности жилым помещением в доме родителей, расположенном по адресу: <адрес>, к участию в приватизации которого она не привлекалась и права собственности в котором не имеет, то данное обстоятельство имело бы правовое значение в случае избрания ее мужем места жительства после увольнения с военной службы - <адрес>, а не иного, расположенного в <адрес>.
А согласно п. 10 вышеприведенных Правил препятствием к обеспечению жильем по избранному месту жительства является ухудшение жилищных условий в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья, что также не имело место в рассматриваемом случае.
В данной связи суд приходит к выводу об обоснованности заявления Колесникова К.Ю. о признании его права на обеспечение жилищной субсидией из расчета состава семьи 5 человек без учета общей площади жилого помещения, в котором зарегистрирована его жена.
Его же требование о признании права на дополнительную площадь жилого помещения является несостоятельным.
Так, согласно ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий - преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий - научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в п. 28 его постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» во избежание нарушения прав военнослужащих на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с пунктом 2 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" судам следует исходить из того, что такое право сохраняется за офицерами в воинском звании полковника, ему равном и выше, не только проходящими военную службу, но и уволенными с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Иные категории военнослужащих (например, командиры воинских частей в воинском звании до подполковника, капитана 2 ранга включительно) имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения только в период прохождения военной службы.
Содержание названных норм указывает на то, что преподаватели военных профессиональных образовательных организаций, - в отличие от офицеров в воинских званиях полковник, ему равном и выше, - при обеспечении жилым помещением имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения только в период прохождения военной службы.
Поскольку после увольнения с военной службы Колесников К.Ю. преподавателем быть перестал, а право на дополнительную жилую площадь реализуется при предоставлении жилого помещения, у удовлетворении его заявления в данной части надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199, 258 ГПК РФ военный суд,
РЕШИЛ:
Заявление № Колесникова ФИО9 об оспаривании решения жилищной комиссии Саратовского военного института внутренних войск МВД России о признании его нуждающимся в жилым помещением путем предоставления субсидии на приобретение жилья с учетом имеющейся у члена его семьи общей площади жилья и без права на дополнительную площадь жилого помещения, а также действий начальника этого же Института, связанных с утверждением решения жилищной комиссии, - удовлетворить частично.
Признать решение жилищной комиссии Саратовского военного института внутренних войск МВД России от ДД.ММ.ГГГГ о признании его нуждающимся в жилом помещении путем предоставления субсидии на приобретение жилья в части учета имеющейся у члена его семьи общей площади жилья в размере 13,25 кв м., и действия начальника названного Института, связанные с утверждением данного решения - незаконными.
Обязать жилищную комиссию Саратовского военного института внутренних войск МВД России рассмотреть вопрос о признании Колесникова К.Ю. и членов его семьи нуждающимся в получении жилья путем предоставления субсидии на приобретение жилья без учета части площади жилого помещения, в котором зарегистрирована его супруга - Колесникова О.В.
В остальной части заявленных требований - отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня составления его в окончательной форме в Приволжский окружной военный суд через Саратовский гарнизонный военный суд.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>а