2-4364/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июня 2017 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Зариповой Е.В.,
при секретаре Аникиной Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
у с т а н о в и л:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки, мотивируя требование тем, Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой на территории Петрозаводского городского округа в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного с правой стороны дороги № при движении из г<адрес> в сторону <адрес> в <данные изъяты> км. от указателя «<адрес>», выявлена несанкционированная свалка отходов. Прокурор указывает, что нахождение несанкционированной свалки на указанной территории ведет к нарушению прав граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Истец, ссылаясь на ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на территории Петрозаводского городского округа в границах земельного участка с кадастровым номером № с правой стороны дороги № при движении из <адрес> в сторону <адрес> в <данные изъяты> км. от указателя «<адрес>».
В судебном заседании представитель Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры - Антонов П.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором указал, что на основании п. 1 Постановления Правительства Республики Карелия от 09.07.2013 года № 216-П (в редакции от 01.11.2016 года) Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Таким образом, ответственным за уборку несанкционированной свалки является Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК, представитель Администрации просит в удовлетворении исковых требований к Администрации Петрозаводского городского округа отказать.
Представитель Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил отзыв, в котором указано, что предметом иска прокурора является не возложение на Министерство обязанности организовать сбор и утилизацию коммунальных отходов в соответствии с действующими полномочиями и в установленном законодательством порядке, а ликвидация конкретной несанкционированной свалки, что не является полномочием Министерства, в связи с чем, просит в удовлетворении искового заявления к Министерству отказать. В отзыве также указано, что образование несанкционированных свалок отходов значительной площади и объема на территории Петрозаводского городского округа свидетельствует о длительном и неоднократном сбросе таких отходов, которые при надлежащей организации земельного контроля должны были своевременно выявляться и пресекаться Администрацией, у которой, в соответствии с действующим законодательством, имеются обязанность, полномочия и возможность осуществить ликвидацию свалок.
Суд, заслушав представителя Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Кроме того, принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст. 3 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления».
В силу ч. 3 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Часть 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым относятся: разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора); регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора.
Законодательным собранием Республики Карелия принят Закон Республики Карелия от 04.04.2016 года № 2007-ЗРК «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления».
В соответствии с п. 15 ст. 5 Закона Республики Карелия от 04.04.2016 года № 2007-ЗРК к полномочиям органов исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченных Правительством Республики Карелия в области обращения с отходами, в том числе относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Республики Карелия от 09.07.2013 года № 216-П «Об утверждении Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия» (в редакции, действующей с 01.11.2016 года) Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия является органом исполнительной власти Республики Карелия, проводящим государственную политику и осуществляющим функции в сфере строительства, градостроительной деятельности, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, энергосбережения, повышения энергетической эффективности на территории Республики Карелия и промышленности строительных материалов.
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия осуществляет свою деятельность на основании Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия. На основании пп. 107 п. 10 Постановления Правительства Республики Карелия от 09.07.2013 года № 216-П (в редакции от 01.11.2016 года) Министерство организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 данного Закона к вопросам местного значения городского поселения относится организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. К вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти не освобождает ни органы местного самоуправления муниципального района, ни органы исполнительной власти от исполнения своих предусмотренных законом обязанностей.
Суд не принимает во внимание доводы представителей Администрации Петрозаводского городского округа, Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия изложенные в письменных отзывах, поскольку анализ вышеприведенного законодательства, установленные по делу обстоятельства свидетельствует о том, что ответственность за ликвидацию вышеуказанной несанкционированной свалки должна быть возложена на ответчиков.
Статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В судебном заседании установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой на территории Петрозаводского городского округа в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного с правой стороны дороги № при движении из <адрес> в сторону г. <адрес> в <данные изъяты> км. от указателя «<адрес>».
Размещение указанной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц.
Согласно п. 1 ст. 4 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных Решением Петросовета от 03.06.2014 года № 27/27-414, организации и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории округа, в том числе и на территориях индивидуальных жилых домов. В соответствии с ч. 3 указанной статьи организации и физические лица, за которыми закреплены для содержания, в т.ч. уборки, соответствующие территории округа, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами.
Статья 4.7 Правил устанавливает, что на территории округа не допускается несанкционированный сброс и складирование отходов и снега (п. 4.7.1 Правил)
Пунктом 2 ст. 5 Правил предусмотрено, что организации и физические лица обязаны обеспечить уборку принадлежащих им на праве собственности и ином праве земельных участков, а при наличии договора о закреплении территории для уборки также и уборку прилегающих территорий, с учетом требований о размере территорий, установленных п.п. 9, 10, 13, 15, 16 ст. 5, п. 6 ст. 21 настоящих Правил.
В соответствии с п. 16 ст. 5 Правил уборку принадлежащих на праве собственности или ином праве организациям и физическим лицам земельных участков и прилегающей к ним территории (согласно договора - п. 2 ст. 5 Правил), если иное не предусмотрено настоящими Правилами, и подъездов к ним производят указанные организации и физические лица или уполномоченные ими лица.
Кроме того, в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
В силу ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Анализ вышеприведенного законодательства свидетельствует о том, что ответственность за ликвидацию вышеуказанной несанкционированной свалки несет Администрация Петрозаводского городского округа, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
При таких обстоятельствах на основании ч. 1 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, следует обязать Администрацию Петрозаводского городского округа, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на территории Петрозаводского городского округа в границах земельного участка с кадастровым номером № с правой стороны дороги № при движении из <адрес> в сторону г. <адрес> в <данные изъяты> км. от указателя «<адрес>» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», так как наличие несанкционированной свалки повлекло за собой загрязнение природной среды, а в дальнейшем может повлечь и иные тяжкие последствия, что нарушает законные интересы и права населения, в связи с чем, прокурором подается иск в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на территории Петрозаводского городского округа в границах земельного участка с кадастровым номером № с правой стороны дороги № при движении из г. <адрес> в сторону г. <адрес> в <данные изъяты> км. от указателя «<адрес>» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.
Судья Е.В. Зарипова
Мотивированное решение составлено 19 июня 2017 года.