Дело №2-348/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Село Глядянское 29 октября 2015 года
Притобольный районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Трифоновой М.Н.,
с участием заместителя прокурора Притобольного района Угренинова А.П.,
при секретаре Козловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курганского межрайонного природоохранительного прокурора Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> сельсовета <адрес> района Курганской области о признании бездействия Администрации <адрес> сельсовета Притобольного района, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки мусора и бытовых отходов в границах территории населенного пункта с.<адрес> и возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.
У С Т А Н О В И Л:
Курганский межрайонный природоохранительный прокурор обратился в Притобольный районный суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> сельсовета, <адрес> района Курганской области о признании бездействия Администрации <адрес> сельсовета <адрес> района, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки мусора и бытовых отходов в границах территории населенного пункта <адрес>, и возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведения проверки соблюдения требований экологического законодательства, были выявлены нарушения при размещении бытовых отходов на территории <адрес> сельсовета <адрес> района Курганской области. Установлено, что в границах территории населенного пункта <адрес>, северо – восточнее 550 м. от <адрес>, в 50 м. севернее бывших силосных ям, с координатами местоположения земельного участка по GPS навигатору: северо- западного угла: <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы; юго- западного угла : <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы; северо-восточного угла <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы, юго- восточного угла: <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы площадью 1,8 га. на земельном участке сельскохозяйственного использования выявлена несанкционированная свалка мусора и твердых бытовых отходов. Дальнейшее размещение свалки может привести к возгоранию мусора, что неразрывно связано со значительными выбросами в атмосферу в большом количестве продуктов горения, оказывающих крайне отрицательное воздействие на здоровье населения и окружающую среду, деградацию плодородного слоя почвы, а также к возникновению и распространению инфекционных заболеваний среди населения муниципального образования. Исходя из требований ст. 51 ФЗ от 10.01. 2002г. « Об охране окружающей среды», ч.1 ст. 22 Федерального закона « О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среду обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления, на здоровье человека и окружающую природную среду определены ФЗ от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В соответствии с п.1 ст. 13 вышеуказанного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Органы местного самоуправления обязаны регулярно проводить очистку территории от мусора с вывозом его на санкционированные полигоны. Из содержания ч.1 ст. 72 Земельного кодекса РФ, следует, что муниципальный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Закон Курганской областной Думы от 25.12. 2014 г. № 108 « О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора закрепляет за сельскими поселениями. Администрация <адрес> сельсовета не осуществляет в полной мере обязанности по соблюдению природоохранительного законодательства в области обращения с отходами и по надлежащему содержанию земель. При этом нарушаются конституционные права граждан- неопределенного круга лиц <адрес>, на благоприятную природную среду в связи с несанкционированным размещением отходов. Для защиты конституционных прав граждан необходимо ликвидировать несанкционированные свалки ТБО. Просит суд признать бездействие Администрации <адрес> сельсовета <адрес> района, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки мусора и бытовых отходов в границах территории населенного пункта <адрес>. Обязать Администрацию <адрес> сельсовета организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки.
В судебном заседании заместитель прокурора Притобольного района, действующий по поручению Курганского межрайонного природоохранительного прокурора Курганской области исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика- Администрации <адрес> сельсовета Притобольного района Ильина З.А. в судебном заседании исковые требования не признала, показал, что ею ведутся работы по очистке территории и переводе земельного участка в категорию земель промышленного назначения. Финансовой возможности очистить территорию, у неё нет. На свалку свозят отходы жители близлежащих поселений.
Представитель 3-го лица, Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Славинских Ю.Л.( доверенность в деле) поддержал иск прокурора, показал, что им была обследована местность, рядом с местом расположения несанкционированной свалки расположен карьер, куда допускается размещение бытовых отходов и мусора. Указанная в исковом заявлении территория относится к <адрес> поселению, к землям сельскохозяйственного назначения и должна быть очищена. Администрацией <адрес> сельсовета мер по муниципальному контролю за землями, не осуществляется. Действия по предотвращению захламления земли не предпринимается.
Представитель третьего лица Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области, Охохонин В.В иск поддержал, пояснил в ходе плановых мероприятий осенью ДД.ММ.ГГГГ. была проверена территория <адрес> сельсовета, была установлена несанкционированная свалка бытовых отходов. Было вынесено предписание об устранении нарушений, которое не было исполнено.
Представитель 3-го лица, Администрации Притобольного района Курганской области, Позднякова Н.В.( доверенность в дел) иск не поддержала, показала, что в настоящее время идут работы для выделения места под бытовые отходы, часть местности, указанная в исковом заявлении будет в ходить в территорию будущей свалки бытовых отходов. Администрацией района заключен договор по очистке данной территории, территория периодически очищается.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, полагает, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Ст. 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Условия окружающей среды оказывают влияние на санитарно-эпидемиологическое благополучие на неопределенный круг граждан, поэтому обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц является обоснованным.
Администрация <адрес> сельсовета <адрес> района является юридическим лицом, что подтверждается представленным Уставом муниципального образования, зарегистрированным в установленном порядке.
Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ предусмотрено, что местное самоуправление в Российской Федерации, это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии с п.п.18 и 23 ч.1 ст. 14 указанного закона к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52 –ФЗ указано, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Ст. 11 вышеназванного закона обязывает индивидуальных предпринимателей и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Ст. 22 ч.1 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 ч.1 Федерального закона РФ № 89 –ФЗ от 24 июня 1998г «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст.12 ч.1, ч.5 вышеназванного закона создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно- оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения.
Согласно п.1 ст. 2 Устава администрация Межборного сельсовета, ответчик является юридическим лицом, присвоен статус сельского поселения.
В судебном заседании установлено, что в границах территории населенного пункта <адрес>, северо – восточнее <данные изъяты> м. от <адрес>, в <данные изъяты> м. севернее бывших силосных ям, с координатами местоположения земельного участка по GPS навигатору: северо- западного угла: <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы; юго- западного угла : <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы; северо-восточного угла <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы, юго- восточного угла: <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы площадью <данные изъяты> га. на земельном участке сельскохозяйственного использования выявлена несанкционированная свалка мусора и твердых бытовых отходов.
В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденными Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88 при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок их хранения в холодное время года (при температуре -5 и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5) - не более одних суток (ежедневный вывоз) (п.2.2.1), вывоз твердых и жидких бытовых отходов непосредственно на поля и огороды запрещается (п.1.13).
П. 5.1. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» предусмотрено, что складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. Промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется в летний период ежесуточно, при температуре 5° С - не позднее 3-х суток со времени складирования ТБО.
Контроль за выполнением требований указанных Правил возлагается на органы, осуществляющие государственный санитарно - эпидемиологический надзор.
Однако в ходе судебного разбирательства было установлено, что Администрация <адрес> сельсовета не полностью выполняет возложенные на неё федеральными законами обязанности по вывозу бытовых отходов с несанкционированной свалки и ее ликвидации.
ДД.ММ.ГГГГ в ходе рейдовых мероприятий Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Курганской области, на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ г. №, было выявлены нарушения, отраженные в акте проверки.. Была выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов на землях населенного пункта, сельскохозяйственного назначения.
Из представленного суду акта проверки, следует, что несанкционированная свалка, расположенная на территории <адрес> сельсовета, не соответствует требованиям п.1 ст. 51 ФЗ от 10.01. 2002г. №7-ФЗ « Об охране окружающей среды», ч.1 ст. 22 ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; ст. 13 Федерального закона РФ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.13, 42 Земельного кодекса РФ.
Указанное обстоятельство суд считает достоверно установленным, поскольку оно подтверждается письменными материалами дела, представителем ответчика в судебном заседании не оспорено.
Законом Курганской областной Думы от 25.12. 2014г. № 108 « О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений», закреплена организация сбора и вывоза бытовые отходов и мусора за сельскими пометёнными.
Ответственность за вывоз твердых бытовых отходов, ликвидацию несанкционированной свалки является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию приведенными выше нормами федерального закона.
Федеральные законы РФ и принятые во исполнение их подзаконные акты подлежат исполнению всеми гражданами, должностными лицами. Недостаток финансовых средств, отсутствие техники не освобождаем муниципальные органы от исполнения законов в полном объеме.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что со стороны Администрации <адрес> сельского совета имело место бездействие в части несоблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выразившееся в не ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов расположенной границах территории населенного пункта <адрес>
Так как законодательством обязанность по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, контролю за состоянием территорий муниципального образования возложена на органы местного самоуправления, то Администрация <адрес> сельского совета обязана ликвидировать несанкционированную свалку, как не соответствующую требованиям Закона РФ от 30.03.1999 № 52 «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения; СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Курганского межрайонного природоохранительного прокурора Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> сельсовета <адрес> района Курганской области о признании бездействия Администрации <адрес> сельсовета <адрес> района, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки мусора и бытовых отходов в границах территории населенного пункта <адрес> и возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, удовлетворить..
Признать бездействие Администрации <адрес> сельсовета <адрес> района, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки мусора и бытовых отходов в границах территории населенного пункта <адрес>.
Обязать Администрацию <адрес> сельского совета <адрес> района организовать работы по ликвидации ( сбору и вывозу) несанкционированной свалки мусора и твердых бытовых отходов в границах территории населенного пункта села <адрес>, северо – восточнее <данные изъяты> м. от <адрес>, в <данные изъяты> м. севернее бывших силосных ям, с координатами местоположения земельного участка по GPS навигатору: северо- западного угла: <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы; юго- западного угла : <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы; северо-восточного угла <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы, юго- восточного угла: <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы площадью <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы, площадью <данные изъяты> га. на земельном участке сельскохозяйственного использования.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в апелляционном порядке, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, через Притобольный районный суд.
Председательствующий: подпись М.Н. Трифонова.
Мотивированное решение изготовлено 30.10. 2015 г.