Дело 2а-1067/2018
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
р.п. Зубова Поляна 28 августа 2018 г.
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Горячевой О.С.,
при секретаре Кисткиной О.В.,
с участием в деле:
административного истца Агафонова О.В.,
представителя административного истца – адвоката Захаровой Ирины Викторовны, представившей ордер № 5201 от 12 июля 2018 года,
административного ответчика - Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия», его представителя Абузовой Марины Николаевны, действующей по доверенности,
административного ответчика – начальника Федерального казенное учреждение «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» - Саблина Дмитрия Николаевича,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению адвоката Захаровой И.В., выступающей в интересах Агафонова О.В., к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № ИК-№ Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по <Адрес>», начальнику Федерального казенное учреждение «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <Адрес>» - Саблину Д.Н., об оспаривании действия (бездействия) должностных лиц Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № ИК-№ Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия», выразившихся в наложении дисциплинарных взысканий,
установил:
Адвокат Захарова И.В., выступающая в интересах Агафонова О.В. обратилась в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № ИК-4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия» об оспаривании решений (действий) должностных лиц Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № ИК-№ Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия», выразившихся в наложении дисциплинарных взысканий. В обоснование требований указано следующее:
Агафонов О.В. отбывал наказание по приговору Ногинского городского суда Московской области от 18 марта 20012 года в ФКУ ИК-№ УФСИН России по РМ. Постановлением Зубово-Полянского районного суда РМ от 17 июня 2010 года он был освобожден условно-досрочно на 3 года 5 месяцев. В дальнейшем данное постановление было отменено.
21 июля 2017 года Агафонов О.В. на Наро-Фоминском посту ДПС ГИБДД по Московской области при проверке документов был задержан, и 25 июля 2017 года конвоирован и помещен в ФКУ ИК-№ УФСИН России по РМ.
Ею – адвокатом Захаровой И.В. было подано ходатайство в Зубово-Полянский районный суд об условно-досрочном освобождении Агафонова О.В., при ознакомлении с которым в суде - 03 мая 2018 года, из заключения и характеристики ей стало известно об имеющихся у Агафонова О.В. взысканиях.
Полагает, что данные взыскания наложены незаконно, поскольку данных нарушений Агафонов О.В. не допускал, кроме того, дать письменные объяснения ему не предлагали.
Указанными решениями администрации ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия нарушены конституционные права Агафонова О.В., поскольку умышленно созданные нарушения и взыскания ухудшают его положение, влияют на характеристику, на возможность получить поощрения, в том числе от этих документов зависит решение вопроса об условно-досрочном освобождении.
Просит суд признать незаконными решения (действия) администрации ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия выразившиеся в наложении на Агафонова О.В. следующих взысканий: от 14 декабря 2017 года в виде «устный выговор» за «курение в неустановленном для этого месте», от 22 декабря 2017 года в виде «устный выговор» за «спал в неотведенное для этого время», от 9 апреля 2018 года в виде «устный выговор» за «выражался нецензурными и жаргонными словами без адресно», от 23 апреля 2018 года в виде «устный выговор» за «нарушение формы одежды, нахождение без нагрудного знака», отменить данные взыскания.
Определением Зубово-Полянского районного суда республики Мордовия от 23 июля 2018 года к участию в деле, в качестве административного соответчика, привлечен начальник ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия – Саблин Д.Н.
Представитель административного истца – Агафонова О.В. – адвокат Захарова И.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом. Административный истец – Агафонов О.В. не настаивал на её участии, в связи с чем, судом принято решение о рассмотрении дела без её участия.
Административный истец Агафонов О.В. требования, изложенные в административном исковом заявлении поддержал, по основаниям в нем изложенным. Суду пояснил, что действительно о том, что на него наложены дисциплинарные взыскания он узнал при рассмотрении судебного материала о его условно-досрочном освобождении, в связи с чем полагает необоснованным заявление административного ответчика о применении в отношении взысканий от 14 декабря 2017 года в виде «устный выговор» за «курение в неустановленном для этого месте», от 22 декабря 2017 года в виде «устный выговор» за «спал в неотведенное для этого время», от 09 апреля 2018 года в виде «устный выговор» за «выражался нецензурной бранью», последствий пропуска сроков обращения с административным исковым заявлением. Вместе с тем, суду пояснил, что на каждом из заседаний дисциплинарной комиссии он присутствовал лично. Кроме того, по прибытии в исправительное учреждение он не был надлежащим образом ознакомлен с правилами внутреннего распорядка, в связи с чем вообще не знал о том, как вести себя в колонии.
Административный ответчик представитель ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия Абузова М.Н., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении требований, мотивируя свои возражения следующим: административный истец - Агафонов О.В. присутствовал на заседаниях комиссии учреждения, был ознакомлен с налагаемыми на него взысканиями в виде «устного выговора», о чем свидетельствует протоколы заседаний комиссии учреждения, его подпись в материалах о наложении взыскания, дата и подпись совпадают с датами проведения заседания комиссии учреждения, что свидетельствует о том, что он был ознакомлен с результатами заседаний комиссии учреждения. Каких либо пояснений, возражений по фактам допущенных нарушений им дано не было, причины отказа от дачи пояснений также не пояснил. Полагает, что административным истцом был пропущен срок обращения с административным исковым заявлением об оспаривании решений (действий) ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, а именно взысканий от 14 декабря 2017 года, от 22 декабря 2017 года и от 9 апреля 2018 года. Относительно взыскания от 22 апреля 2018 года, полагает, что оно было наложено в установленном законом порядке. Доводы административного истца о том, что он не был ознакомлен с правилами внутреннего распорядка, считает несостоятельными, поскольку он был с ними ознакомлен, что подтверждается электронным дневником индивидуальной воспитательной работы с осужденным в исправительном учреждении.
Административный ответчик - начальник ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия – Саблин Д.Н., в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежаще, ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления по основаниям, указанным представителем административного ответчика - ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия Абузовой М.Н.
Исследовав представленные материалы, суд находит требования административного истца неподлежащими удовлетворению в соответствии со следующим:
Согласно ст. 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела;
В силу ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований;
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
На основании ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса;
В силу п. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
Согласно ст. 11 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
Согласно ст. 119 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, правом применения перечисленных в ст. ст. 113 и 115 настоящего Кодекса мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.
Права и обязанности учреждений, исполняющих наказание, регламентированы Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (ст. ст. 13, 14).
Судом установлено, что в настоящее время Агафонов О.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия по приговору Ногинского городского суда Московской области от 18 марта 20012 года.
Согласно протокола заседания дисциплинарной комиссии ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия от 14 декабря 2017 года № 212 Агафонову О.В. объявлен «устный выговор», также дисциплинарные взыскания в виде «устного выговора» наложены на него согласно протокола № 216 от 22 декабря 2017 года, № 55 от 09 апреля 2018 года и № 63 от 23 апреля 2018 года.
В соответствии со ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Доводы административного ответчика о том, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с административным исковым заявлением в части признания незаконными дисциплинарных взысканий от 14 декабря 2017 года, от 22 декабря 2017 года, от 09 апреля 2018 года, суд находит заслуживающими внимания, поскольку административному истцу достоверно было известно о применении к нему меры взыскания, что подтверждается указанными протоколами и пояснениями самого административного истца о том, что он присутствовал на заседаниях дисциплинарной комиссии, а также его собственноручной подписью в акте о нарушении (на его оборотной стороне, под фотосъемкой).
Доводы административного ответчика о том, что он не мог совершить данные дисциплинарные взыскания, поскольку он не курит и не использует жаргонные слова и нецензурную брань, не могут повлечь признание незаконными действий (решений) административного ответчика и отмену наложенных взысканий.
Поскольку стороной административного истца не были представлены доказательства, подтверждающие уважительные причины пропуска срока на обращение в судебном порядке, суд приходит к выводу о пропуске Агафоновым О.В. срока на подачу заявленных требований в указанной части, отсутствии уважительных причин для его восстановления, что влечет отказ в удовлетворении административного иска в названной части по данному основанию.
Разрешая требования административного истца о признании незаконным дисциплинарного взыскания от 23 апреля 2018 года в виде «устный выговор» за «нарушение формы одежды, нахождение без нагрудного знака» и его отмене, суд исходит из следующего.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 09 июня 2005 года № 248-О статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его определенных прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.
В силу ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 11 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (ч. 6).
Согласно части 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях регламентированы главой 13 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и принятыми на его основании Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295.
В соответствии с пунктом 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений осужденные обязаны: носить одежду установленного образца с нагрудными отличительными знаками. Образец формы одежды, исходя из сезона, климатических условий, проводимых мероприятий с осужденными, распорядка дня и других особенностей исполнения наказания определяется приказом начальника ИУ
Согласно пункту 3 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 295 Правила обязательны для администрации исправительного учреждения, содержащегося в нем осужденных, а также иных лиц, посещающих исправительное учреждение.
Нарушение Правил влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В соответствии пунктом "в" части 1 статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться меры взыскания в виде объявления устного выговора.
Согласно части 1 статьи 117 Уголовно-исполнительного РФ при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения.
Как указано в статье 119 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, правом применения перечисленных в статьях 113 и 115 названного Кодекса мер поощрения и взыскания наделены начальники исправительных учреждений или лица их замещающие.
Как следует из материалов дела, 22 апреля 2018 года в 11 часов 36 минут осужденный отряда № 7 «а» Агафонов О.В. был замечен в комнате ВР отряда № 7 «а» с нарушением формы одежды, а именно нагрудного знака установленного образца, чем нарушил требования п. 16 гл. 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Нарушение порядка отбывания наказания подтверждено актом о нарушении № 936 и материалом фотосъемки.
Вопреки доводам административного истца совершение Агафоновым О.В. проступка подтверждается вышеуказанными доказательствами.
Оснований для признания указанных доказательств недопустимыми в соответствии со ст. 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что факт совершения Агафоновым О.В. вмененного ему нарушения установленного порядка отбывания наказания, подтвержден совокупностью находящихся в материалах дела доказательств.
Установлено, что дисциплинарное взыскание наложено на осужденного должностным лицом ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия в соответствии со ст. ст. 115, 117 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, в соответствии с предоставленной компетенцией, с соблюдением установленного законом срока наложения взыскания.
Примененная к осужденному Агафонову О.В. мера дисциплинарного взыскания в виде «выговор устно», соответствует характеру совершенного проступка, личности осужденного, его поведению.
В связи с чем, оспариваемые действия должностных лиц являются законными и обоснованными, при этом права и свободы административного истца нарушены не были.
Доводы административного истца Агафонова О.В., о том, что по прибытии в исправительное учреждение он не был ознакомлен с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, суд находит несостоятельными, не нашедшими своего подтверждение в судебном заседании, поскольку согласно электронного дневника индивидуальной воспитательной работы с осужденным в исправительном учреждении, он был ознакомлен с ПВР ИУ 25 июля 2017 года.
Согласно ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание, что у суда отсутствуют основания для признания указанных административных истцом действий должностных лиц незаконными, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца к административному ответчику.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления адвоката Захаровой И.В., выступающей в интересах Агафонова О.В. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № ИК-№ Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия», начальнику Федерального казенное учреждение «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» - Саблину Д.Н., об оспаривании действия (бездействия) должностных лиц Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № ИК-№ Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия», выразившихся в наложении дисциплинарных взысканий – отказать.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья подпись
О.С. Горячева