Решение по делу № 33-257/2020 от 21.11.2019

Судья: Бондарь Е.М.         2-911/2019

Докладчик: Сучкова И.А.     Дело № 33-257/2020 (33-13156/19)

            

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 января 2020 года г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего: Акининой Е.В.

судей: Сучковой И.А., Сорокина А.В.

при секретаре: Некрасовой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сучковой И.А. апелляционную жалобу представителя ГУ УПФ РФ в г. Ленинске-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) – Погожевой И.П.

на решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 25 сентября 2019 года,

по делу по иску Данилович Ларисы Николаевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ленинске-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости,

установила:

Данилович Л.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ленинск-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) (УПФР в г.Ленинск-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Требования обосновывает следующим.

<данные изъяты> истец обратилась в УПФР в г.Ленинск-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городе и сельской местности, независимо от их возраста.

Решением ответчика истцу отказано в установлении досрочной пенсии в связи с тем, что на момент обращения в УПФР у неё имелось 26 лет 11 месяцев 22 дня специального стажа вместо 30 лет, установленных законом.

Ответчик не включил в специальный стаж истца следующие периоды: с 02.02.1993 по 25.12.1993 (10 месяцев 24 дня) отпуск по уходу за ребенком, с 01.08.2001 по 08.09.2003 (2 года 1 месяц 8 дней) период работы фельдшером медицинского вытрезвителя, а также курсы повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением среднего заработка в периоды: с 05.03.2007 по 05.04.2007. (1 мес. 1 день), с 10.11.2011 по 10.12.2011 (1месяц 1 день).

Истец считает решение Пенсионного фонда незаконным и нарушающим ее право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку должность «фельдшер» предусмотрена Списком профессий, должностей и работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет. Также указывает, что в Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, действовавшем с 06.09.1991 до 01.11.1999, указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности

В здравпункте истец работала полный рабочий день, по 12 часов посменно, осуществляла лечебную и профилактическую деятельность, оказывала первую медицинскую помощь при травмах и заболеваниях и т.д. Полагает, что данный период работы должен быть ей зачтен ей в льготный стаж.

С 01.08.2001 по 08.09.2003 истец работала в УВД г. Ленинска-Кузнецкого фельдшером медвытрезвителя № 2. Полагает, что этот период ей так же должен быть зачтен в льготный медицинский стаж, так как она была принята в УВД г. Ленинска-Кузнецкого фельдшером, данная должность входит в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях.

Истец также считает, что ответчик обязан включить периоды её нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, так как работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности.

Истец просит суд признать решение ГУ УПФ РФ в г. Ленинске-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) № 1181740/18 от 15.01.2019 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным; обязать ответчика зачесть в специальный стаж следующие периоды: с 02.02.1993 по 25.12.1993 - нахождения в отпуске по уходу за ребенком, с 26.12.1993 по 01.01.1994 - работы фельдшером в здравпункте шахты «Октябрьская», с 01.08.2001 по 08.09.2003 - работы фельдшером здравпункта медицинского вытрезвителя, с 05.03.2007 по 05.04.2007, с 10.11.2011 по 10.12.2011 - нахождения на курсах повышения квалификации, и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения, то есть с 24.12.2018, а также взыскать в ее пользу с ответчика судебные расходы на составление искового заявления в сумме 4 500,00 руб., по оплате госпошлины в сумме 300,00 руб.

Определением Ленинск-Кузнецкого городского суда от 06.05.2019 производство по делу в части требований Данилович Л.Н. о включении периода её работы в здравпункте шахты «Октябрьская» с 26.12.1993 по 01.01.1994 в льготный стаж прекращено в связи с отказом от иска в данной части (л.д.93).

В судебном заседании истец Данилович Л.Н. и её представитель адвокат Логунова И.Н., действующая по ордеру, исковые требования в остальной части поддержали в полном объеме.

Представители ответчика ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г.Ленинске-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) Бабак С.Ю., Кошкарева Ю.П., действующие на основании доверенностей, требования истца не признали в полном объеме, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика АО «СУЭК-Кузбасс», ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» в суд не явились, извещены надлежащим образом.

Решением Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 25 сентября 2019 года постановлено:

Исковые требования Данилович Ларисы Николаевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ленинск-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ленинск-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) № 1181740/2018 от 15.01.2019 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Данилович Ларисе Николаевне.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ленинск-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) включить Данилович Ларисе Николаевне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 02.02.1993 по 25.12.1993, период работы в должности фельдшера медицинского вытрезвителя с 01.08.2001 по 08.09.2003, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05.03.2007 по 05.04.2007, с 10.11.2011 по 10.12.2011 и назначить досрочную страховую пенсию по старости Данилович Ларисе Николаевне в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения, то есть с 24.12.2018.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ленинск-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) в пользу Данилович Ларисы Николаевны расходы на оплату услуг представителя в сумме 10 000,00 рублей, на составление искового заявления 4 500,00 рублей, по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек, а всего 14 800,00 рублей.

В апелляционной жалобе представитель ГУ УПФ РФ в г. Ленинске-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) – Погожева И.П. просит решение суда отменить.

Указывает, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 02.02.1993 по 25.12.1993, не может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку в специальный стаж, дающий право на выслугу лет, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, который имел место до 06.10.1992. Кроме того, в указанный период истец работала в здравпункте шахты «Октябрьская», которого нет в Списках №1066 от 22.09.1999 и №781 от 29.10.2002.

Считает, что период работы в медицинском вытрезвители в должности фельдшера не может быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, так как учреждение «медицинский вытрезвитель» не предусмотрены Списками №1066 от 22.09.1999 и №781 от 29.10.2002. В системе обязательного пенсионного страхования сведения о стаже в спорный период работы истца, не содержат информации об особых условиях труда истца, и отражены как «обычные условия».

Также считает, что в период обучения на курсах повышения квалификации истец не выполняла своих служебных обязанностей, то есть на ее организм не воздействовали специфические факторы, связанные с профессиональной деятельностью, следовательно, данный период не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ. Сведения за данный период, переданные в Пенсионный Фонд отражены как «обычные условия труда».

Кроме того, требования по оплате юридических услуг не подлежат удовлетворению, так как Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №2122-1, Пенсионный фонд РФ относится к числу бюджетных организаций.

На указанную апелляционную жалобу Данилович Л.Н. поданы письменные возражения, в которых она просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» в суд не явился, направил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Истец Данилович Л.Н. и её представитель Данилович И.И. в заседании суда апелляционной инстанции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы Управления Пенсионного фонда. Полагают решение суда законным и обоснованным.

В заседание судебной коллегии иные не явились лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте слушания дела надлежащим образом, о наличии уважительных причин неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали, не просили рассмотреть дело в их отсутствие, ввиду чего судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ, нормы которого приводятся в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 по 31 декабря 2001 включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 по 31 октября 1999 включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, что предусмотрено в п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665.

При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено следующее.

Данилович Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 24.12.2018 обратилась в УПФР г.Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях».

Решением УПФР в г.Ленинск-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) № от 15.01.2019 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тем, что у истца имеется специального стажа 26 лет 11 месяцев 22 дня вместо необходимого стажа 30 лет.

Истцу не зачтены в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», следующие периоды:

- с 02.02.1993 по 25.12.1993 (10 месяцев 24 дня) – отпуск по уходу за ребенком в период работы в здравпункте «Шахты Октябрьская»,

- с 01.08.2001 по 08.09.2003 (2 года 1 месяц 8 дней) – работа в должности фельдшера здравпункта медицинского вытрезвителя.

- с 05.03.2007 по 05.04.2007 (1 мес. 1 день), с 10.11.2011 по 10.12.2011 (1 мес. 1 день) - нахождения на курсах повышения квалификации.

Данилович Л.Н. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования с 22.12.1998 (л.д.47).

Согласно копии диплома Данилович Л.Н. 25.02.1987 окончила Ленинск-Кузнецкое медицинское училище с присвоением квалификации фельдшера.

Из копии трудовой книжки, справок, уточняющих занятость, копии личной карточки, копий приказов следует, что Данилович Л.Н. работала в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Полысаевская городская больница» (ранее ТМО-2, 5-я Городская больница) с 09.03.1987 в должности дежурного фельдшера на здравпункте шахты «Октябрьская». В период с 23.09.1992 по 25.12.1993 находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1 года 6 месяцев.

При этом в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, приказом по ТМО-2 № 78-л от 18.02.1993 Данилович Л.Н. была уволена с работы в порядке перевода на шахту «Октябрьская» с 01.02.1993. Фактически к работе не приступала, заработную плату не получала. Приказом по 5-й Городской больнице № 43-л от 12.01.1994 в порядке служебного перевода вновь принята дежурным фельдшером на работу на здравпункт шахты «Октябрьская».

Период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 23.09.1992(начало декретного отпуска) по 01.02.1993 (до перевода на ш. «Октябрьская») зачтен истцу в льготный стаж лечебной деятельности.

Судом также установлено, что в период с 01.08.2001 по 08.09.2003 истец работала фельдшером медвытрезвителя № 2 УВД г.Ленинска-Кузнецкого, что подтверждается копией трудовой книжки, приказами о приеме, увольнении по личному составу УВД г.Ленинска-Кузнецкого, справкой № 298 от 12.07.2018.

Из копии штатного расписания УВД администрации г.Ленинска-Кузнецкого, утвержденного 21.05.1998 за № 280, следует, что в составе медицинского вытрезвителя № 2 предусмотрен «здравпункт» со штатной численностью 3-х единиц фельдшера и 3-х единиц санитарок-уборщиц.

Кроме того, в период работы в МНУ Городская больница в должности медицинской сестры стоматологического кабинета истец Данилович Л.Н. направлялась на курсы повышения квалификации без отрыва от производства по специальности «Сестринское дело в стоматологии» с сохранением заработной платы: с 05.03.2007 по 05.04.2007, с 10.11.2011 по 10.12.2011 (л.д.89-91).

Разрешая спор в части включения периодов работы Данилович Л.Н. период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 02.02.1993 по 25.12.1993 в должности фельдшера медицинского пункта шахты ОАО «Октябрьская» суд первой инстанции исходил из того, что в спорные периоды работы Данилович Л.Н. осуществляла лечебную деятельность в должности и в учреждениях, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781, поскольку юридически значимым обстоятельством для возникновения права на досрочное назначение пенсии является вид трудовой деятельности, а не правовой статус, организационно-правовая форма и наименования организации или его структурного подразделения.

Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны с существенным нарушением норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В силу подпункта «н» пункта 1 этого постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьёй 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее также - Список должностей и учреждений от 29 октября 2002 г. № 781);

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 г. № 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет» (далее также - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 г. № 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учёта периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Из приведённых нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

Включая в специальный стаж Данилович Д.Н. периоды её работы в должности фельдшера здравпункта ОАО шахта «Октябрьская», в которых работала истец ее должностные функции не изменились, она осуществляла лечебную деятельность.

Пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) учреждением признаётся организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

В пункте 1 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) было предусмотрено, что акционерным обществом признаётся общество, уставный капитал которого разделён на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и законом об акционерных обществах. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий (пункт 3 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем, входящее в общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество структурное подразделение не может являться учреждением.

Судом не учтено, что, устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 1920-О).

В абзаце первом пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30).

На основании приказа № 78-л приобщенного к материалам дела Данилович Л.Н. уволена с работы с ТМО-2 гор.Ленинск-Кузнецкий в порядке перевода на ш. Октябрьская с 01 февраля 1993 года на основании личного заявления. В спорный период истец в трудовых отношениях с городской больницей (ТМО-2 гор. Лениск-Кузнецкий) не состояла.

Поскольку ОАО шахта «Октябрьская», куда истец была принята на работу в спорный период является коммерческой организацией, в связи с чем не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделе «Наименование учреждений» Списка № 781.

Приведенные выше обстоятельства судом при разрешении спора учтено не было.

Принимая во внимание, что учреждение и хозяйственные общества (ОАО) является различными организационно – правовыми формами юридического лица, ОАО шахта «Октябрьская» не может представлять собой учреждения.

Само по себе наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности безусловным доказательством признания открытого акционерного общества учреждением здравоохранения не является.

Кроме того, в период с 02.02.1993 по 25.12.1993 у ОАО шахты «Октябрьская» отсутствовала лицензия на осуществление медицинской деятельности (согласно ответа на запрос АО «СУЭК-Кузбасс» от 23.12.2019).

Следовательно, правоспособность ОАО шахта «Октябрьская» на осуществление медицинской деятельности в соответствии со статьёй 49 Гражданского кодекса Российской Федерации не возникла, в связи с чем, Данилович Л.Н. не могла осуществлять медицинскую деятельность в названном обществе.

Ввиду изложенного вывод суда первой о наличии оснований для включения периодов работы Данилович Л.Н. в должности фельдшера здравпункта ОАО шахта «Октябрьская» в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, не может быть признан правомерным, поскольку основан на неправильном применении норм материального права.

Вместе с тем довод жалобы о необходимости исключения периода работы в медицинском вытрезвителе в должности фельдшера, так как учреждение «медицинский вытрезвитель» не предусмотрены Списками №1066 от 22.09.1999 и №781 от 29.10.2002, судебной коллегией отклоняется.

Так, списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 года предусмотрена должность фельдшера.

Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья установлено, что работа в должностях, указанных в Списке (в том числе и в должности фельдшера), в фельдшерских здравпунктах, медицинских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Правовое положение медицинских вытрезвителей регламентировалось приказом МВД N 106 от 30.05.1985 года, которым было утверждено Положение о медицинском вытрезвителе при отделе внутренних дел исполкома городского, районного Совета народных депутатов.

В соответствии с Положением медицинский вытрезвитель создается при горрайоргане решением Совета Министров союзной, автономной республики, исполкома краевого, областного, Московского и Ленинградского городских исполкомов СНД. Данным же приказом утверждено Положение о фельдшерском здравпункте медвытрезвителя, согласно которому фельдшерский здравпункт является его структурным подразделением и предназначен для медицинского обслуживания граждан, доставляемых на вытрезвление; в своей деятельности руководствуется действующим законодательством о здравоохранении. Основой организации здравпункта является принцип доступности и своевременности медицинской помощи.

Данным же приказом утверждены основные обязанности фельдшера здравпункта, Инструкция по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, судом была назначена судебная экспертиза условий труда, проведение которой поручено Департаменту труда и занятости населения Кемеровской области.

Согласно выводам заключения № от ДД.ММ.ГГГГ государственной экспертизы условий труда, условия труда и характер выполняемой Данилович Л.Н. работы в период с 01.08.2001 по 08.09.2003 в должности фельдшера здравпункта медицинского вытрезвителя № 2 управления внутренних дел г.Ленинск-Кузнецкого соответствуют характеру и условиям труда работ, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При таких обстоятельствах, периоды работы в должности фельдшера здравпункта медвытрезвителя, являющегося структурным подразделением специализированного государственного учреждения, функциями которого являются, в том числе осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, подлежат включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Вопреки доводам апелляционной жалобы судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции, что период нахождения истца на курсах повышения квалификации, подлежит включению в специальный трудовой стаж, поскольку, находясь на курсах повышения квалификации, Данилович Л.Н. сохраняла трудовые отношения с работодателем, и за ней сохранялась заработная плата, с которой производились отчисления в пенсионный орган, тем более, что повышение квалификации для медицинских работников является обязательным условием последующей работы в соответствующей должности. Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о труде, КЗоТ РСФСР, Трудовым кодексом РФ предусмотрено, что работникам, совмещающим труд с обучением, работавшим на условиях неполного рабочего времени, гарантировались такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.

Статьей 187 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

В соответствии со ст. 167 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

В соответствии со ст. ст. 173 - 176 Трудового кодекса РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Таким образом указанные периоды работы фактически являются периодами работы с сохранением заработной платы, при этом работодатель за указанные периоды производит отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

Нахождение Данилович Л.Н. на курсах повышения квалификации в спорный период подтверждено приказами работодателя о направлении на курсы повышения квалификации и удостоверениями о повышении квалификации. Прохождение курсов повышения квалификации в указанные периоды осуществлялось в периоды осуществления основного вида трудовой деятельности с сохранением заработной платы, откуда производилась уплата взносов на государственное социальное страхование. Таким образом, истцу, как работнику, совмещающему труд с обучением, гарантированы такие же трудовые права, как и лицам, трудящимся полное рабочее время. Период нахождения в ученических отпусках и на курсах повышения квалификации, по сути, законодателем приравнивается к выполнению истцом своих трудовых обязанностей.

Согласно ранее действовавшей ст. 122 КЗоТ РСФСР и ст. 187 Трудового кодекса РФ, действующей в настоящее время, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Повышение квалификации является обязательным условием для дальнейшего выполнения медицинским работником профессиональных должностных обязанностей.

Следовательно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, как периоды работы, в силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта первого статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, подлежат зачету в стаж работы, дающей право досрочное пенсионное обеспечение. Доводы апелляционной жалобы об обратном признаны состоятельными в указанной части быть не могут.

Принимая во внимание приведенные положения законодательства, а также гарантии, предоставленные законодательством для лиц, направляемых на повышение квалификации, в виде сохранения места работы и оплаты труда, суд правомерно включил в специальный стаж заявленные периоды нахождения на курсах повышения квалификации, которые подлежат зачету, поскольку периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время которой работник направлялся на такие курсы, исчисление стажа в эти периоды следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.

Учитывая изложенное, а также наличие на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции обращения истца 24.12.2018 с заявлением в УПФР в г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области (межрайонное) Кемеровской области о назначении досрочной страховой пенсии и продолжении работы в должности медицинской сестры ГБУЗ Кемеровской области «Полысаевская городская больница», судебная коллегия приходит к выводу об обязании УПФР в г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области (межрайонное) Кемеровской области назначении истцу досрочной страховой пенсии с момента наступления права и приводит расчет- 26 лет 11 месяцев 22 дня (специальный стаж, не оспариваемый сторонами) + 2 года 1 месяц 8 дней (период работы фельдшером медицинского вытрезвителя) + 1 месяц 1 день и 1 месяц и 1 день - курсы повышения квалификации с 05.03.2007 по 05.04.2007 и с 10.11.2011 по 10.12.2011 = 29 лет 3 месяца 2 дня на дату 24.12.2018), то соответственно у истца наступило право 23 сентября 2019 на досрочную страховую пенсию по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013.

Доводы ответчика в жалобе о незаконности взыскания с ГУ УПФ РФ в г. Ленинске-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) расходов на оплату госпошлины и расходов на составление искового заявления по причине того, что Управление финансируется из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в котором средства на оплату юридических услуг не предусмотрены, не могут быть признаны состоятельными, поскольку противоречат положениям п. 1 ст. 98, ст. 100 ГПК РФ, при этом источник финансирования лица, с которого подлежат взысканию судебные расходы стороне, в пользу которой вынесено решение суда, правового значения не имеет.

Судебная коллегия полагает что при решении вопроса о взыскании судебных расходов с учетом частичного удовлетворения требований истца Данилович Л.Н. оставить сумму присужденных истцу в возмещение судебных расходов в размере определенном судом первой инстанции.

Иных доводов, которые бы свидетельствовали о наличии оснований для отмены решения суда и нуждались в дополнительной проверке, апелляционная жалоба ответчика не содержит.

Таким образом, проверенное по доводам апелляционной жалобы решение суда, судебная коллегия признает законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 25 сентября 2019 года в части признания незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ленинск-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) № 1181740/2018 от 15.01.2019 в части отказа во включение в специальный стаж дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Данилович Ларисе Николаевне периода работы с 02.02.1993 по 25.12.1993 (период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет) в должности фельдшера здравпункта ОАО шахта «Октябрьская» отменить.

В отмененной части принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Обязать Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ленинск-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) назначить Данилович Ларисе Николаевне досрочно страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента наступления права - с 23.09.2019.

В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную в части жалобу представителя ГУ УПФ РФ в г. Ленинск-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) – Погожевой И.П. без удовлетворения.

Председательствующий: Е.В. Акинина

Судьи: И.А. Сучкова

А.В. Сорокин

33-257/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Данилович Лариса Николаевна
Ответчики
ГУ- УПФ РФ в г. Ленинск-Кузнецком (межрайонное)
Другие
ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров»
АО СУЭК-КУЗБАСС
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Сучкова Ирина Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
22.11.2019Передача дела судье
12.12.2019Судебное заседание
16.01.2020Судебное заседание
23.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Передано в экспедицию
16.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее