№2-2914/2015
Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ21 сентября 2015 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Мелентьевой Т.А.,
при секретаре Мадьяровой Н.В.,
с участием представителя процессуального истца – помощника прокурора г.Томска Игловской Е.И.,
представителя третьего лица - И., выступающей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Томска, выступающего в интересах И. к администрации г.Томска о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
Прокурор Кировского района г. Томска, в интересах И., обратился в суд с иском к администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование требования указал, что И. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей. Родители И. - отец И., мать И. решением Ленинско-Кузнецкого городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены в отношении него родительских прав.
Распоряжением администрации Кировского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ И. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области.
Прокурор Кировского района г. Томска просит возложить на администрацию г. Томска обязанность предоставить И. по договору найма специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 17,0 кв.м.
В судебном заседании представитель процессуального истца старший помощник прокурора Х. исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске.
Материальный истец, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания в суд не явился.
Представитель ответчика администрации г. Томска, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Согласно письменному отзыву администрация г. Томска исковые требования не признала, указав, что администрация г.Томска надлежащим образом исполнила обязанность по предоставлению в уполномоченный орган исполнительной власти Томской области необходимой информации для выполнения переданных государственных полномочий, Томская область ненадлежащим образом исполняет возложенную на нее обязанность по финансированию переданных ею государственный полномочий. Полагает, что администрация Томской области несет ответственность за неисполнение переданных ей государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лишь в рамках предоставленной субвенции. Поскольку денежные средства, предоставленные в бюджет муниципального образования «Город Томск» в качестве субвенции расходуются по целевому назначению, администрация г.Томска надлежащим образом исполняет возложенную на ее обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в пределах выделенной на указанные цели субвенции.
Представитель третьего лица – администрации Томской области в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возразила, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, в котором указано, что согласно п.4.1 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №а, специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районо, городских округа Томской области. Действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения выборочно определенному гражданину. Внеочередное предоставление Администрацией г.Томска жилого помещения И. может повлечь нарушение прав иных лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения, состоящих в Списке на получение жилья ранее И.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федеральный закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 3 с. 4 ст. 8 Федеральный закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств, в частности общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» (в редакции Закона Томской области № 224-ОЗ от 17.12.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.
Согласно свидетельству о рождении серии № № от ДД.ММ.ГГГГ И. родился ДД.ММ.ГГГГ, в графе мать указана И., в графе отец – И. (л.д.10).
Решением ... <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ И. и И. лишены родительских прав в отношении И. (л.д. 11-12).
Распоряжением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ И. направлен в детского государственное учреждение (л.д.47).
Согласно аттестату <адрес>8 И. в ДД.ММ.ГГГГ окончил муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательно учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № № <адрес> (л.д.69-70).
Судом установлено, что И. не обеспечен жильем. Данное обстоятельство подтверждается:
- постановлением администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому И. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д.41);
- заявлением И. в администрацию Кировского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещения на территории Томской области (л.д.13);
- сообщением администрации Кировского района г.Томска № от ДД.ММ.ГГГГ о включении И. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д.44);
- сведениями филиала ФГУП «РОСТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ – ФЕДЕРАЛЬНОЕ БТИ» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 49), согласно которым сведения о наличии у И. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют;
- уведомлением Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26), согласно которой в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество отсутствует информация о правах И. на объекты недвижимости.
Из справки, выданной председателем ...» (л.д. 43), следует, что И. зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, ... <адрес> (л.д.43).
Из уведомления Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что квартира по адресу: <адрес>, ...
Таким образом, поскольку И. не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд считает, что он имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29.02.2012).
В силу п.п. 4,5 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденного Постановлением Администрации Томской области от ДД.ММ.ГГГГ №а, специализированные жилые помещения предоставляются лицам, включенным в Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов Томской области (далее - Списки муниципальных районов, городских округов), сформированные органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Томской области, осуществляющими отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее - органы опеки муниципальных районов, городских округов).
Специализированные жилые помещения предоставляются лицам, включенным в Списки муниципальных районов, городских округов, в порядке очередности, исходя из времени включения в соответствующий Список.
Согласно п.п. 3,4 ст. 7 Закона Томской области от 17.12.2012 № 224-ОЗ (ред. от 06.01.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в течение тридцати рабочих дней со дня вступления в силу настоящего Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, которые осуществляли учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, формируют и передают органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и снимают данных граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов включают детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального района, городского округа, в порядке, предусмотренном приложением 3 к Закону Томской области от 6 сентября 2006 года № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области» (в редакции настоящего Закона), а также в порядке очередности, в которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Из материалов дела видно, что И. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск».
Согласно ч.4 ст.10 Закона Томской области от 06.09.2006 № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решением Думы города Томска от 13.12.2005 года № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17,0 кв.м. на одиноко проживающего гражданина.
Таким образом, поскольку И. не обеспечен жильем и включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, суд считает возможным исковые требования удовлетворить, возложить на администрацию города Томска обязанность предоставить И. по договору найма специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 17,0 кв.м.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 17,0 ░░.░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░.