Дело № 33а-1702/2019 Председательствующий в первой
Категория 019а инстанции Милошенко Н.В.
докладчик в апелляционной
инстанции Дудкина Т.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 мая 2019 года г. Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего: Дудкиной Т.Н.,
судей: Артамоновой Т.А., Кондрак Н.И.
при секретаре: Дубровой А.В.
при участии:
представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Скрабуновой Е.М. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, заинтересованное лицо - Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке и обязании совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Скрабуновой Е.М. на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 11 января 2019 года.
Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Скрабунова Е.М. обратилась в суд с административным иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, в котором просила признать незаконным решение Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя от 10.09.2018 г. об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости №; обязать Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя аннулировать и исключить сведения из Государственного кадастра недвижимости сведений об объектах недвижимого имущества в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1886 кв.м.
В обоснование требований указала, что распоряжение, на основании которого внесены сведения о земельном участке в государственный кадастр недвижимости, отменено, а потому и внесенные сведения должны быть исключены из кадастрового учета. Наличие сведений в кадастровом учете препятствует ей осуществить право на регистрацию земельного участка площадью, определенной решением полномочного органа.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 11 января 2019 года административное исковое заявление Скрабуновой Е.М. оставлено без удовлетворения.
На данное решение административным истцом подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене состоявшегося решения, принятие нового об удовлетворении иска в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Апеллянт указывает на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам административного дела.
Судом не учтен факт того, что невозможно провести государственную регистрацию объекта недвижимости на основании предоставленных истцом документов, без аннулирования зарегистрированного кадастрового паспорта на объект и исключения сведений из ГКН об объекте.
Судом не учтен факт того, что сведения о земельном участке с кадастровым номером № могут быть аннулированы и исключены из ЕГРН только на основании вступившего в законную силу решения суда. Иным способом истцу данное не удалось, что явилось основанием для обращения с иском в суд.
В судебном заседании представитель административного истца апелляционную жалобу поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в ней.
Представитель административного ответчика в удовлетворении апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Заслушав судью-докладчика, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Решением сессии Орлиновского сельского Совета народных депутатов от 28.10.1994 года № «О приватизации земельных участков» исполком Орлиновского сельского Совета передал гр. ФИО3 в частную собственность земельный участок площадью 0,16 Га для обслуживания жилого дома и хозяйственных построек по адресу: <адрес>.
Жилой дом по адресу: <адрес>. приобретен административным истцом по договору купли-продажи от 22.11.2016 г.
31 мая 2017 года Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя вынесено распоряжение №-РДЗ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1886 кв.м.
Сведения о земельном участке, расположенном <адрес>, внесены в государственный кадастр недвижимости (Единый государственный реестр недвижимости) в результате рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учет от 21.09.2017 г. №.
19 июня 2018 года Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя вынесено распоряжение №-РДЗ об отмене распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 31.05.2017 г. №-РДЗ.
В июле 2018 года представитель административного истца обратился к административному ответчику с заявлением о рассмотрении распоряжения от 19.06.2018 г. «Об отмене распоряжения от 31.05.2017 г. №-РДЗ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1886 кв.м.», приложив к заявлению заверенную копию распоряжения.
По результатам рассмотрения обращения, административный ответчик, сославшись на положения части 7 статьи 72, п.33 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и указав на актуальный статус земельного участка, поставленного на кадастровый учет, разъяснил порядок аннулирования и исключения из ЕГРН сведений о земельном участке.
06.09.2018 г. в Севреестр обратился ФИО4 с заявлением № о государственном кадастровом учете ранее учтенного земельного участка площадью 1600 кв.м, по адресу: <адрес>. К заявлению приложена архивная копия решения Орлиновского сельского совета народных депутатов Балаклавского района г. Севастополя от 22.05.1997 № и выписка из приложения к данному распоряжению о предоставлении ФИО3 земельного участка <адрес>.
По результатам проведения правовой экспертизы документов государственным регистратором принято решение от 10.09.2018 г. № об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета ранее учтенного земельного участка. Решение регистратора мотивировано наличием учтенного в ЕГРН земельного участка с к.н. 91:01:046001:336, что в соответствии с требованиями п. 3 ч. 8 ст. 69 Закона № 218-ФЗ является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета заявленного объекта недвижимого имущества.
Оставляя административные исковые требования без удовлетворения, суд первой инстанции исходил из необоснованности исковых требований, поскольку оспариваемое решение административного ответчика соответствует требованиям Закона о регистрации, а до подачи заявления о постановке на учет как ранее учтенного земельного участка площадью 0,16 га <адрес>, какие либо сведения у Севреестра отсутствовали.
Коллегия судей соглашается с решением суда первой инстанции и, проверяя его на соответствие требованиям статьи 176 КАС РФ, указывает следующее.
Согласно положениям пункта 3 части 8 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Из материалов дела следует, что 11.11.2017 г. в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о земельном участке, расположенном <адрес>, на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №-РДЗ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные». Следовательно, оснований для внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости у административного ответчика не имелось, а потому, его решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте является правомерным, о чем верно указал суд первой инстанции.
Относительно требований о понуждении административного ответчика аннулировать и исключить из ГКН сведения о земельном участке, расположенном <адрес>, судебная коллегия указывает следующее.
Исходя из положений Закона N 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Согласно пункту 14 статьи 41 Закона о регистрации, если в отношении земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, подано заявление о государственном кадастровом учете без заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, органом регистрации прав одновременно с государственным кадастровым учетом осуществляется внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведений об органе, уполномоченном в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" на распоряжение таким земельным участком.
Из материалов дела усматривается, что в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя подано заявление об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, расположенного <адрес>, и постановке на учет (л.д.49).
Из выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости следует, что земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер, имеет статус записи «актуальный», при этом, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют (л.д.61).
Пунктом 5 распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 31.05.2017 г. №-РДЗ, Скрабунова Е.М. наделена правом, как на осуществление кадастрового учета, так и на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности города Севастополя на образуемый земельный участок.
Между тем, право собственности города Севастополя на образуемый земельный участок не зарегистрировано.
Согласно ч.1 ст.16 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Частью 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" определены органы осуществляющие предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в частности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя.
Таким образом, из системного анализа указанных выше законоположений и установленных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о наличии условий, предусмотренным пунктом 14 статьи 41 Закона о регистрации для снятия земельного участка с кадастрового учета.
Однако, учитывая, что Скрабунова Е.М. полномочиями на обращение в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка, указанного в распоряжении Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 19.06.2018 г. №-РДЗ не наделена, самим распоряжением на Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя такая обязанность не возложена, само по себе распоряжение не является основанием для снятия земельного участка с кадастрового учета, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для понуждения административного ответчика к осуществлению действий, являющихся предметом исковых требований.
Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 (абзацы 2, 3) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Однако Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Управлению Севреестра ранее по вопросу снятия земельного участка с кадастрового учета не обращался, его акты или действия не оспаривает. В ситуации, когда со стороны регистратора отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения судов, возложение на административного ответчика, в отношении которого не доказан факт нарушения прав заявителя, обязанности по снятию с кадастрового учета земельного участка противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016 г., согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают, были предметом исследования суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании закона и не влекут отмену решения, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 11 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Скрабуновой Е.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: