Дело №а-3011/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Самара 27 июня 2017 года
Промышленный районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи ДешевыхА. С.
при секретаре Парахиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело№ по административному искуСерегина С.Н.к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения и возложении обязанности по возобновлению работы по заявлению о заключении соглашения о перераспределении земельных участков и утверждению схемы расположения земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Серегин С.Н. обратился в Промышленный районный суд г. Самара с административным иском к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара, в обоснование своих требований указав следующее, что ДД.ММ.ГГГГ годаДепартаментом градостроительства г.о. Самара вынесено распоряжение№ №, которым административному истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков – земельного участка площадью92,30кв.м., находящегося в собственности истца и испрашиваемого земельного участка площадью120 кв.м., расположенные по адресу:<адрес>, поскольку на указанной территории не утвержден проект планировки (межевания). Посчитав указанный отказ незаконным, истец просит суд признать незаконным указанное распоряжение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков и возложении обязанности по возобновлению работы по заявлению Серегина С.Н. о заключении соглашения о перераспределении земельных участков и по утверждению схемы расположения земельного участка 212 кв.м.
В судебном заседании представитель административного истца Солдатов А.В., действующий на основании доверенности и диплома заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель Департамента градостроительства г.о. Самара, Низамова Р.Н., действующая на основании доверенности и диплома, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать, поскольку проект планировки (межевания) территории, в которой располагается испрашиваемый земельный участок, не утвержден, определение типа зоны будет произведено после утверждения проекта планировки территории, обжалуемое распоряжение считает законным и обоснованным.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Судом установлено, что Серегину С.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью92,30 кв.м., с кадастровым №,с разрешенным видом использования – под индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу:<адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии №.
С целью заключения соглашения о перераспределения земельных участков - земельного участка площадью92,30 кв.м., находящегося в его собственности и испрашиваемого земельного участка площадью120кв.м., государственная собственность на который не разграничена, находящихся по адресу:<адрес>, истец обратился в Департамент с соответствующим заявлением от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара отДД.ММ.ГГГГ года№ №, Серегину С.Н. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Основанием отказа явилось то, что схема расположения земельного участка, разработана с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам. На основании Карты правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г. Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы отДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок расположен в зоне планируемого жилья (Ж-5). Территориальная зона Ж-5 предназначена для развития жилья любого типа. Определение типа зоны будет произведено после утверждения проекта планировки (межевания) в этой зоне. На рассматриваемую территорию проект планировки (межевания) не утвержден.
Оценивая законность принятого Департаментом градостроительства г.о. Самара распоряжения, суд принимает во внимание, что п.1 cт. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
В заявлении о перераспределении земельных участков указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить;
4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;
5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:
1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;
3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;
4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 2 настоящей статьи, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Настоящей статьей предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для принятия решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.В соответствии с п.10 ст.39.29 ЗК РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Не допускается требовать от заявителя представления иных документов.
В свою очередь в пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участком является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Как видно из оспариваемого решения, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и как следствие отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка послужила разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований п. 6 ст. 11.9 приведенного Кодекса, согласно которому не допускается образование земельных участков, приводящих к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушению требований, установленных ЗК РФ, другими федеральными законами.
Частями 8, 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Принимая во внимание вышеизложенное, административным ответчиком не представлено доказательств, что перераспределение земельных участков, о которых заявлено истцом приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.
Напротив, административным истцом представлено заключение кадастрового инженера, подготовленного Загребиной Э. В., в соответствии с которым, ей был проведен осмотр земель, государственная собственность на которые не разграничена, перераспределяемых в пользу Серегина С.Н. площадью 120 кв.м. (т. №-13), в результате выезда было установлено, что объекты капитального строительства (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства) на момент обследования отсутствуют.
В соответствии с данными административного ответчика, изложенными в распоряжении отДД.ММ.ГГГГ № РД-538 земельный участок, испрашиваемый истцом для перераспределения находится в зоне планируемого жилья Ж-5, которая в силу Правил застройки и землепользования в г. Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы отДД.ММ.ГГГГ года№, предназначена для развития жилья любого типа. Определение типа зоны будет произведено после утверждения проекта планировки (межевания) в этой зоне. На рассматриваемую территорию проект планировки (межевания) не утвержден, что также явилось основанием для отказа в заключении с заявителем соглашения о перераспределении земельных участков.
Однако, суд считает указанное основание незаконным, так как в п. 9, ст. Статья 39.29 Земельного Кодекса Российской Федерации, не содержит такого основания к отказу в предоставлении государственной услуги как отсутствие проекта планировки (межевания) территории.
Кроме того, обязанность по подготовке документации по планировке территории ст.ст. 45, 46 ГрК РФ возложена на орган местного самоуправления.
Поскольку в силу ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются в т.ч. защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений, суд с учетом алгоритма действий заявителя и уполномоченного органа, установленных п.11, п.12 ст.39.29 ЗК РФ порядка заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности полагает возможным удовлетворить исковые требования истца, признав незаконным распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара отДД.ММ.ГГГГ года№ № отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков и обязать административного ответчика возобновить работу по заявлению Серегина С.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о заключении соглашения о перераспределении земельных участков и утверждению схемы расположения земельного участка 212 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Серегина С.Н. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения и возложении обязанности по возобновлению работы по заявлению о заключении соглашения о перераспределении земельных участков и утверждению схемы расположения земельного участка, удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара отДД.ММ.ГГГГ № РД-538об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Обязать Департамент градостроительства городского округа Самара возобновить работу по заявлению Серегина С.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о заключении соглашения о перераспределении земельных участков и утверждению схемы расположения земельного участка общей площадью 212 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. и сообщить об исполнении настоящего решения в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самара в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда составлено 03.07.2017 года.
Председательствующий А.С.Дешевых