№ 5-43/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24 мая 2018 года г. Саратов
Судья Октябрьского районного суда г. Саратова Ершов А.А.,
при секретаре судебного заседания Апокине Д.В.,
с участием защитника Плюснина М.Б.,
представителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Саратовской области Коваленко Н.П.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), в отношении государственного учреждения здравоохранения «Саратовская городская детская больница № 4», юридический адрес: <адрес>
установил:
согласно составленного главным специалистом-экспертом отдела организации контроля и надзора в сфере оказания медицинских услуг Территориального органа Росздравнадзора по Саратовской области в отношении ГУЗ «Саратовская городская детская больница № 4» протокола об административном правонарушении от
<дата> установлено, что в период с <дата> по <дата> с в отношении ГУЗ «Саратовская городская детская больница № 4» на объектах, расположенных по адресам: <адрес> проведена плановая выездная проверка по государственному контролю качества и безопасности медицинской деятельности.
В ходе проверки выявлены нарушения Порядка оказания медицинской помощи, а именно следующие нарушения.
По адресу осуществления деятельности: <адрес> (стационар) установлено нарушение Порядка оказания медицинской помощи детям по профилю «неонатология», утвержденного Приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 года № 921н, Приложение № 3 – отделение патологии новорожденных не оснащено фонендоскопами для новорожденных (по числу палат).
По адресу осуществления деятельности: <адрес> (поликлиника) выявлены следующие нарушения:
- в нарушение Порядка оказания педиатрической помощи детям, утвержденного Приказом Минздрава России от 16 апреля 2012 года № 366н (Приложение № 3) кабинет врача-педиатра участкового не оснащен ширмой, стетофонендоскопами;
- в нарушение Порядка оказания педиатрической помощи детям, утвержденного Приказом Минздрава России от 16 апреля 2012 года № 366н (Приложение № 6) процедурная детской поликлиники не оснащена стетофонендоскопом, светильником бестеневым медицинским передвижным; физиотерапевтическое отделение не оснащено аппаратом для ультрасонотерапии, аппаратом для лечения поляризованным светом, аппаратом для кислородных коктейлей, аппаратом для лечения интереференционными токами, аппаратом магнитолазерной терапии, аппаратом для динамической чрескожной электронейстимуляции, аппарат для лечения диадинамическими токами, эрофитогенератором, галоингалятором индивидуальным, ингалятором ультразвуковым, тонометром с манжетой для детей до года, аппаратом для котротковолнового ультрафиолетового облучения, парафинонагревателем, небулайзером, термостатом; кабинет лечебной физкультуры поликлиники не оснащен велотренажером, динамометрами ручным и становым, метрономом, угломером для определения подвижности суставов конечностей и пальцев, вертебральным тренажером-свинг машиной; дневной стационар поликлиники не оснащен негатоскопом, холодильником, столом инструментальным, стетофонендоскопом;
- в нарушение Порядка оказания медицинской помощи по профилю «детская урология-андрология», утвержденного приказом Минздрава России от 31 октября 2012 года № 561н (Приложение №3) кабинет врача-детского уролога-андролога не оснащен урологическим креслом, цистоскопом смотровым, источником света для эндоскопической аппаратуры, ширмой, орхидометром, набором уретральных бужей жестких и мягких, столами-перевязочным, инструментальным, манипуляционным, бестеневой лампой, стетофонендоскопом;
- в нарушение Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «пульмонология», утвержденного приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 года № 916н (Приложение №3) кабинет врача-пульмонолога не оснащен ширмой, фонендоскопом, небулайзером, портативным спирометром, спейсерами;
- в нарушение Порядка оказания медицинской помощи по профилю «детская эндокринология», утвержденного приказом Минздрава России от 12 ноября 2012 года № 908н (Приложение №3) кабинет врача-детского эндокринолога не оснащен ширмой, стетофонендоскопом, неврологическим набором для диагностики диабетической нейропатии, орхидометром, тест-полосками для определения кетонов, калипером;
- в нарушение Порядка оказания медицинской помощи по профилю (оториноларингология», утвержденного приказом Минздрава России от 12 ноября 2012 года № 905н (Приложение №3) кабинет врача-оториноларинголога не оснащен аппаратом электрохирургическим высокочастотным, набором инструментов для диагностики и хирургии в оториноларингологии, лупой бинокулярной, оториноскопом, эхосинускопом, аудиометром, прибором для регистрации отоакустической эмиссии, кресло вращающее (Барани);
- в нарушение Порядка оказания медицинской помощи детям при заболеваниях глаз, его придаточного аппарата и орбиты, утвержденного приказом Минздрава России от 25 октября 2012 года № 442н (Приложение №3) кабинет приема врача-офтальмолога детского не оснащен следующим оборудованием: автоматическим проектором знаков с принадлежностями, автоматическим рефкерактометром, таблицами для эпределения цветоощущения, щелевой лампой стационарной с принадлежностями, электрическим офтальмоскопом стационарным, автоматическим пневмотонометром, тонометром аппланационным, диагностической офтальмологической универсальной трехзеркальной линзой для офтальмоскопии, бинокулярным офтальмоскопом, гониоскопом, экзофтальмометром, векорасширителем, векоподъемником, наборами магнитов, наборами для промывания слезных путей, стерилизатором кассетным, столами инструментальным и манипуляционным.
- в нарушение Порядка оказания медицинской помощи детям по профилю «неврология», утвержденного приказом Минздрава России от 14 декабря 2012
№ 1047н (Приложение № 3) кабинет приема детского врача-невролога не оснащен ширмой, стетофонендоскопом;
- в нарушение Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «травматология и ортопедия», утвержденного приказом Минздрава России от 12 ноября 2012 года № 901н (Приложение № 3) кабинет приема детского врача-травматолога-ортопеда не оснащен угломером складным, шиной транспортной для нижних конечностей, шиной проволочной для верхних и нижних конечностей, шиной для фиксации кисти и пальцев, шиной для лечения переломов ключицы, антистеплером для снятия скоб (швов).
Отсутствие перечисленного медицинского оборудования не позволяет оказывать качественную медицинскую помощь. Выявленные при проведении проверки нарушения могут повлечь за собой угрозу причинения вреда здоровью пациентов, которым осуществляется медицинская помощь в ГУЗ «Саратовская городская детская больница № 4».
Выявленные нарушения порядка оказания медицинских услуг повлекло составление в отношении ГУЗ «Саратовская городская детская больница № 4» протокола об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник ГУЗ «Саратовская городская детская больница № 4» вину юридического лица в совершении административного правонарушения не признал и пояснил, что медицинское учреждение не оказывает платные медицинские услуги и полностью финансируется за счёт средств бюджета. Весь объем необходимого оборудования не был закуплен в связи с отсутствием надлежащего финансирования. Ежегодно в адрес Минздрава Саратовской области направляются письма о необходимости выделения дополнительного финансирования, которое не происходит.
Представитель Территориального отдела Росздравнадзора по Саратовской области поддержала составленный в отношении ГУЗ «Саратовская городская детская больница № 4» материал по факту совершения административного правонарушения.
Суд, исследовав материалы по делу об административном правонарушении, находит установленной вину ГУЗ «Саратовская городская детская больница № 4» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ административным правонарушением является осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
При этом, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности (примечание к ст. 19.20 КоАП РФ).
Установлено, что ГУЗ «Саратовская городская детская больница № 4» является самостоятельным юридическим лицом и бюджетным учреждением, учредителем которого выступает Министерство здравоохранения Саратовской области. Целью деятельности учреждения является оказание медицинской помощи населению. Сама медицинская деятельность осуществляется на основании выданной лицензии № от <дата> (бессрочной).
В структуру учреждения входят ряд подразделений, в том числе стационар, расположенный по адресу: <адрес>, а также детская поликлиника по адресу: <адрес>. Выданная учреждению лицензия распространяется на оказание медицинской помощи и по указанным подразделениям, о чём указано в приложении № к лицензии.
В соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года
№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.При этом, в силу п. 11 ст. 2 данного Федерального закона медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельностью.
Таким образом, осуществление организацией медицинской деятельности может осуществляться только на основании лицензии, что также предусмотрено в пп. 46 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Порядок данного лицензирования медицинской деятельности установлен Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года № 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")". Данное постановление предусматривает и понятие грубых нарушений требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) на осуществление медицинской деятельности.
В силу п. 6 Положения о лицензировании осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с пп. «а» п. 5 Положения о лицензировании не соблюдение порядков оказания медицинской помощи, которые в соответствии с п. 2 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, отнесено к грубым нарушениям.
В ходе проведения в отношении ГУЗ «Саратовская городская детская больница № 4» плановой выездной проверки в период с <дата> по <дата> были выявлены ряд нарушений обязательных требований, о чём составлен акт проверки от <дата>. В ходе проверки выявлено отсутствие ряда медицинского оборудования в стационаре, расположенном по адресу: <адрес>, а также в детской поликлинике по адресу: <адрес>, наличие которого в обязательном порядке у медицинского учреждения предусмотрено стандартами оснащения, утвержденных Минздравом России.
Выявленные нарушения повлекли составление должностным лицом протокола об административном правонарушении в отношении медицинского учреждения по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается представленными суду доказательствами, а именно протоколом об административном правонарушении от <дата>, составленным в присутствии законного представителя юридического лица – главного врача ФИО, актом проверки, приказом о проведении плановой выездной проверки от <дата>, Уставом ГУЗ «Саратовская городская детская больница № 4», лицензией на осуществление медицинской деятельности.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии в действиях ГУЗ «Саратовская городская детская больница № 4» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
При этом, суд не принимает во внимание ссылку на то, что выявленные нарушения были связаны с отсутствием соответствующего финансирования из бюджета.
В материалах дела об административном правонарушении, отсутствуют доказательства того, что самим учреждением, в том числе и его руководством, предпринимались меры по недопущению данных нарушений.
Недостаточное финансирование учреждения не может служить основанием для освобождения юридического лица от ответственности за грубое нарушение лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 данной статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Исходя из положений п.п. 1.4, 2.5, 6.3 Устава учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям. Доходы, полученные от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства указывают на необоснованность утверждения заявителя о том, что учреждением приняты все зависящие от него и исчерпывающие меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых учреждение не может быть привлечено к административной ответственности.
Представленное письмо № от <дата> на имя первого заместителя Министра здравоохранения Саратовской области с просьбой об освоении денежных средств не свидетельствует о том, что со стороны учреждения предпринимались достаточные меры для устранения выявленных при проведении проверки нарушений.
Таким образом, суд приходит к убеждению, что вина ГУЗ «Саратовская городская детская больница № 4» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ доказана полностью.
При рассмотрении дела, сведений о привлечении ГУЗ «Саратовская городская детская больница № 4» ранее к административной ответственности не представлено, что свидетельствует о необходимости назначения по делу наказания в виде административного штрафа в минимальном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, суд
постановил:
признать государственное учреждение здравоохранения «Саратовская городская детская больница № 4», <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Назначить государственному учреждению здравоохранения «Саратовская городская детская больница № 4» административное наказание в виде штрафа в размере 150.000 (сто пятьдесят тысяч) руб.
Сумму штрафа перечислить по следующим реквизитам:
Расчётный счёт 40101810300000010010 в отделение Саратов, Банк Отделение Саратов,
Получатель – УФК по Саратовской области (Территориальный орган Росздравнадзора по Саратовской области),
БИК 046311001,
ИНН 6455038707,
КПП 645501001,
ОКТМО 63701000,
КБК 060 1 16 90010 01 6000 140
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.А. Ершов