Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3451/2013 ~ М-3616/2013 от 18.12.2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

« 24 » декабря    2013 года

Лазаревский районный суд <адрес> края в составе:

председательствующего Радченко Д.В.,
при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность недействительным,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение администрации Лазаревского внутригородского района <адрес> от 31.10.2013, которым ей отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью 763 кв.м, с кадастровым номером 23:49:0109028:423, расположенного по адресу: <адрес>, признать за ней право собственности на земельный участок, площадью 763 кв.м, с кадастровым номером 23:49:0109028:423, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование- индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий дом на одну семью). Требования обоснованны тем, что она в 2013 году обратилась в администрацию Лазаревского внутригородского района <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью 763 кв.м, с кадастровым номером 23:49:010928:423, расположенного по адресу: <адрес>. В удовлетворении заявления ей было отказано на том основании, что на момент заключения договора аренды от 19.07.2006г. и дополнительного соглашения к нему от 14.05.2007г. по которому ей были переданы права и обязанности ЗАО «Сочи-бизнес-Консалтинг», Департамент имущественных отношений администрации <адрес> не являлся уполномоченным органом по сдаче в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, поэтому данные договора являются недействительными сделками, не влекущими юридических последствий. Данный отказ заявительница считает незаконным.

Представитель заявителя по доверенности – ФИО5 в судебном заседании требования и доводы заявления поддержал и просил их удовлетворить. Также сообщил, что ФИО2 извещена о месте и времени судебного заседания и желает вести дело в суде через своего представителя, то есть с его участием.

Представитель заинтересованного лица <адрес> по доверенностям – ФИО6 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявления.

В связи с изложенным и руководствуясь ч. 2 ст. 257 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд находит заявление ФИО2 обоснованным и подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы для чего гражданин вправе обратиться непосредственно в суд.

В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для законности оспариваемых решений органов местного самоуправления возлагаются на орган, принявший оспариваемое решение.

В п.п. 25 и 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства, свидетельствующих о незаконности принятого решения.

Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В соответствии с Распоряжением главы администрации <адрес> -р от 28.06.2006г. «О предоставлении в аренду земельного участка закрытому акционерному обществу «Сочи-Бизнес-Консалтинг» для строительства и эксплуатации гостиничного культурно-развлекательного комплекса в городе Сочи», между Департаментом имущественных отношений <адрес> и ЗАО «Сочи-Бизнес-Консалтинг» заключен договор аренды от 19.07.2006г. земельного участка общей площадью 80000 кв.м., с кадастровым номером 23:49:0000000:0054 для строительства и эксплуатации гостиничного культурно-развлекательного комплекса, расположенного в <адрес> сроком на 10 лет.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к указанному договору в аренду ЗАО «Сочи-бизнес-Консалтинг» переданы земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0109027:0271, 23:49:0109027:0272, 23:49:0109027:0270, 23:49:0109033:0130, 23:49:0109033:0129, 23:49:0109028:0266.

Договором о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Сочи-бизнес-Консалтинг» передало ФИО2 свои права и обязанности по договору аренды земельного участка в части земельного участка площадью 763 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0109028:423.

На вышеуказанном земельном участке расположено одноэтажное домовладение, общей площадью 16,6 кв. м., которое в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит ФИО2 на праве собственности.

ФИО2 обратилась в администрацию Лазаревского внутригородского района <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно указанного земельного участка. Однако в удовлетворении заявления ей было отказано, на том основании, что ранее заключенные договора аренды земельных участков между Департаментом имущественных отношений <адрес> и ЗАО «Сочи-Бизнес-Консалтинг» являются ничтожными, и последний не имел право переуступать свои права аренды ФИО2

В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением перечня документов в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011г. «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок».

Отказ администрации Лазаревского внутригородского района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ основан на том, что согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, предоставляется возможность распоряжаться теми земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно статьи 17 Земельного Кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся, в частности, земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

В пункте 2 статьи 95 ЗК РФ указано, что земли особо охраняемых природных территорий могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.

В силу пункта 4 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. В соответствии со статьей 96 ЗК РФ к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей» и «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта <адрес> признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.

Согласно пункта 3 статьи 214 и пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

На момент заключения договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ , в силу пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом», Положения о Территориальном управлении Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом по <адрес>, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ , территориальное управление осуществляло полномочия по предоставлению в аренду находящихся на территории <адрес> земельных участков, являющихся собственностью Российской Федерации.

При заключении договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ департамент имущественных отношений <адрес> не являлся уполномоченным органом по сдаче в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности РФ.

ЗАО «Сочи-Бизнес-Консалтинг» не имело права совершать сделки с земельными участками, в том числе сделки по уступке прав и обязанностей по договору арендыДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, отказ администрации Лазаревского внутригородского района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным.

Вместе с тем, ФИО2 является собственником жилого дома, площадью 16,6 кв.м., расположенного, согласно кадастрового паспорта, на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0109028:423, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 23-АК , выданного ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 3 ст. 35 ЗК РФ собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные п. 1 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьей 28 ЗК РФ также предусмотрено предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Принимая во внимания изложенные требования закона и фактические обстоятельства дела, установленные в судебном заседании, суд приходит к выводу об обоснованности требований заявителя в части признания за ней права собственности на земельный участок площадью 763 кв.м..

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление ФИО2 о признании отказа в предоставлении земельного участка удовлетворить частично.

Признать за ФИО2 право собственности на земельный участок, площадью 763 кв.м., с кадастровым номером 23:49:0109028:423, категория земель-земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), расположенный по <адрес>, в <адрес>.

В части признания отказа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ФИО2 земельного участка площадью 763 кв. м с кадастровым номером 23:49:0109028:423, расположенного по <адрес>, в <адрес> – отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Лазаревский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:                                        Д.В. Радченко

2-3451/2013 ~ М-3616/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кешишян Зварт Варткесовна
Другие
Администрация Лазаревского района
Суд
Лазаревский районный суд г. Сочи Краснодарского края
Судья
Радченко Денис Викторович
Дело на сайте суда
sochi-lazarevsky--krd.sudrf.ru
18.12.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.12.2013Передача материалов судье
18.12.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.12.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2013Подготовка дела (собеседование)
20.12.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.12.2013Судебное заседание
24.12.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2014Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее