Дело №2-140/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 2015 года р.п. Варнавино
Варнавинский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего: судьи Страхова А.Н.,
с участием прокурора Варнавинского района Нижегородской области Думова С.В.,,
при секретаре: Киселевой Н.Б.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Варнавинского района Нижегородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации р.п. Варнавино Варнавинского муниципального района о понуждении к действию,
У С Т А Н О В И Л :
01.04.2015 года прокурор Варнавинского района Нижегородской области обратился в суд с рассматриваемым иском, просит обязать администрацию р.п. Варнавино Варнавинского муниципального района Нижегородской области: произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, находящейся по адресу: Нижегородская область, Варнавинский район, р.п. Варнавино, улица Продотрядников(от хлебозавода до дома № 60), протяженностью 0,2 км в соответствии с требованиями закона Нижегородской области от 04.12.2008 г. №157-З «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области» и Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования от 05.02.1982 г. ВСН 1-83, утвержденных Министерством автомобильных дорог РСФСР; направить сведения по дороге протяженностью 0,2 км, расположенной по адресу: Нижегородская область, Варнавинский район, р.п.Варнавино, улица Продотрядников(от хлебозавода до дома № 60) в Федеральное дорожное агентство для формирования Единого государственного реестра автомобильных дорог, а также присвоить данной дороге идентификационный номер; в соответствии со ст.ст.206, 207 ГПК РФ установить срок для совершения указанных действий ответчику.
В обоснование заявленных требований прокурор указал следующее.
Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности в сфере дорожной деятельности и автомобильного транспорта на территории района.
В силу п.9 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее Федеральный Закон №257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Частью 8 ст.6 Федерального Закона №257-ФЗ определено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу ч.1 ст.8 Закона Нижегородской области от 04.12.2008 г. №157-З «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области» автомобильные дороги общего пользования в Нижегородской области подлежат обязательному учету.
Учет автомобильных дорог общего пользования местного значения осуществляется в порядке, определяемом органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области.
Пунктом 1.1. Ведомственных строительных норм от 05.02.1982 г. ВСН 1-83, утвержденных Министерством автомобильных дорог РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Кроме того, согласно п.1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
При этом ст.17 Федерального Закона №257-ФЗ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Во исполнение данной нормы приказом Министерства транспорта РФ от 12.11.2007 г. №160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.
В пп.4 п.15 Классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в работы по содержанию дорог.
Кроме того, согласно ст.210 ГК РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник.
Несение расходов на паспортизацию дорог за счет ассигнований, выделяемых на ремонт и содержание дорог и дорожных сооружений, таким образом, является обязанностью самого собственника, а не государственным полномочием, передача которого должна осуществляться в специальном порядке. Отсутствие паспортов дорог и необходимость их составления специализированной организацией не освобождает собственника от принятия мер для осуществления паспортизации дорог, включая и несение соответствующих расходов.
Согласно ч.5 ст.10 Федерального закона №257-ФЗ в случае ввода в эксплуатацию автомобильной дороги или изменения сведений об автомобильной дороге, указанных в части 4 настоящей статьи, владелец автомобильной дороги, физическое или юридическое лицо, являющееся собственником автомобильной дороги, в тридцатидневный срок со дня ввода автомобильной дороги в эксплуатацию или со дня изменения таких сведений обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, новые сведения об автомобильной дороге для их внесения в реестр.
В силу п.2 Правил присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 07.02.2007 г. №16 идентификационные номера присваиваются автомобильным дорогам:
федерального значения - Федеральным дорожным агентством;
регионального или межмуниципального значения соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
поселений - органами местного самоуправления поселений;
муниципальных районов органами местного самоуправления
муниципальных районов;
городских округов органами местного самоуправления городских округов;
частной и иной формы собственности - юридическими или физическими лицами, владеющими автомобильными дорогами на праве собственности.
В ходе проведенной 23.03.2015 г. проверки установлено, что Постановлением администрации р.п. Варнавино сельсовета Варнавинского района Нижегородской области от 21.11.2011 г. №151 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории р.п. Варнавино» утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории р.п. Варнавино.
Так, в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения включена дорога протяженностью 0,2 км, расположенная по адресу: Нижегородская область, Варнавинский район, р.п. Варнавино, улица Продотрядников(от хлебозавода до дома № 60).
Кроме того, в ходе проверки выявлено, что дорога по улице Продотрядников(от хлебозавода до дома № 60), р.п. Варнавино не имеет технического паспорта автомобильной дороги, кроме того, владельцем автомобильной дороги общего пользования, по настоящее время, необходимые сведения в Федеральное дорожное агентство для формирования Единого государственного реестра автомобильных дорог, не предоставлены, а также данной дороге не присвоен идентификационный номер.
Таким образом, администрацией р.п. Варнавино Варнавинского района Нижегородской области не проведена паспортизация автомобильной дороги, которую она должна проводить как собственник в лице органа местного самоуправления, администрации муниципального образования, осуществляющего от имени муниципального образования полномочия собственника.
В судебном заседании прокурор Варнавинского района Нижегородской области Думов С.В. исковые требования поддержал в полном объеме, полагал, что ответчику для выполнения требований в исковом заявлении необходимо предоставить срок в течение 1 года с момента вынесения решения суда.
Представитель ответчика - глава администрации р.п. Варнавино - Возова М.В. в суде исковые требования не признала, просит суд в иске отказать. В обосновании своей позиции она так же пояснила, что в администрации р.п. Варнавино отсутствуют денежные средства на паспортизацию дорог.
Выслушав объяснения прокурора Варнавинского района Думова С.В., представителя ответчика Возову М.В., суд пришел к следующему:
Согласно п.9 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее Федеральный Закон №257-ФЗ), автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
В соответствии с ч.8 ст.6 Федерального Закона №257-ФЗ, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу ч.1 ст.8 Закона Нижегородской области от 04.12.2008 г. №157-З «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области» автомобильные дороги общего пользования в Нижегородской области подлежат обязательному учету. Учет автомобильных дорог общего пользования местного значения осуществляется в порядке, определяемом органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области.
Согласно п. п.1.1 и 1.2 Ведомственных строительных норм от 05.02.1982 г. ВСН 1-83, утвержденных Министерством автомобильных дорог РСФСР, паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения поселения.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ч.ч.1, 2, 3 ст.17 Федерального Закона №257-ФЗ Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
В силу пп.4 п.15 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной Приказом Министерства транспорта РФ от 12.11.2007 г. №160, паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в работы по содержанию дорог.
В соответствии со ст.210 ГК РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник.
Согласно ч.5 ст.10 Федерального закона №257-ФЗ в случае ввода в эксплуатацию автомобильной дороги или изменения сведений об автомобильной дороге, указанных в части 4 настоящей статьи, владелец автомобильной дороги, физическое или юридическое лицо, являющееся собственником автомобильной дороги, в тридцатидневный срок со дня ввода автомобильной дороги в эксплуатацию или со дня изменения таких сведений обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, новые сведения об автомобильной дороге для их внесения в реестр.
В силу п.2 Правил присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 07.02.2007 г. №16 идентификационные номера автомобильным дорогам поселений присваиваются органами местного самоуправления поселений.
В судебном заседании установлено, что на основании постановления администрации рабочего поселка Варнавино Варнавинского района Нижегородской области от 24.11.2011 г. №151 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории р.п. Варнавино» утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории р.п. Варнавино, включающий, в том числе дорогу протяженностью 0,2 км по адресу: Нижегородская область, Варнавинский район, р.п. Варнавино, улица Продотрядников(от хлебозавода до дома № 60). Администрацией р.п. Варнавино не проведена паспортизация вышеуказанной автомобильной дороги. Данный факт представителем ответчика не оспаривается.
Технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильных дорог и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения в связи с чем в соответствии с ч.1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Учитывая, что представитель ответчика в суде не отрицал, что паспортизация данной дороги не проводилась, идентификационный номер ей не присвоен, сведения о дороге в Федеральное дорожное агентство не передавались, а обязанность выполнения данных мероприятий возложена на ответчика - администрацию р.п. Варнавино Варнавинского района Нижегородской области, учитывая так же законность требований прокурора Варнавинского района, поданных в порядке статьи 45 ГПК РФ, суд признает требования прокурора законными и обоснованными, следовательно подлежащими удовлетворению.
Судом проанализированы доводы представителя ответчика Возовой М.В. о несогласии с иском прокурора Варнавинского района в связи с отсутствием денежных средств в бюджете р.п. Варнавино на проведение паспортизации дорог. Однако данные доводы суд находит не состоятельными, поскольку данное не является основанием для невыполнения требований закона.
В силу ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из требований разумности, с учетом мнения участников судебного заседания и того, что выполнение необходимых мероприятий требует бюджетного финансирования, которое на текущий год не запланировано, суд полагает необходимым предоставить ответчику для выполнения вышеназванных требований срок 1 год.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Варнавинского района, поданные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации р.п. Варнавино, Варнавинского муниципального района о понуждению к совершению действий удовлетворить.
Обязать администрацию р.п. Варнавино Варнавинского района Нижегородской области:
провести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, находящейся по адресу: Нижегородская область, Варнавинский район, р.п. Варнавино, улица Продотрядников(от хлебозавода до дома № 60), протяженностью 0,2 км, в соответствии с требованиями закона Нижегородской области от 04.12.2008 г. №157-З «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области» и Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования от 05.02.1982 г. ВСН 1-83, утвержденной Министерством автомобильных дорог РСФСР;
направить сведения об указанной дороге в Федеральное дорожное агентство для формирования Единого государственного реестра автомобильных дорог;
присвоить данной дороге идентификационный номер.
Для исполнения решения суда установить ответчику срок 1 (один) год со дня вынесения решения суда, то есть до 14 мая 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Нижегородский областной суд через Варнавинский районный суд Нижегородской области.
Председательствующий судья подпись. А.Н. Страхов
Копия верна.
Председательствующий судья А.Н. Страхов