Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
31 мая 2016 года Центральный районный суд <адрес>
в составе: председательствующего Сидоренко ЕА
при секретаре Чобановой ЖШ
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Департаменту городского хозяйства администрации <адрес>, Муниципальному казенному учреждению <адрес> «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» о возмещении вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Матвеев ЕА предъявил иск к Департаменту городского хозяйства администрации <адрес> о возмещении вреда.
Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> он на автомобиле Хонда Аккорд, регистрационный знак №, двигался по <адрес> в районе <адрес>, автомобиль правым передним колесом попал в полностью скрытую водой яму. В результате удара автомобиль истца получил механические повреждения. На место ДТП истцом были вызваны сотрудники ГИБДД, которые составили соответствующие протоколы. На момент аварии ограждения, предупреждающие знаки отсутствовали, вопреки требованию ГОСТ 50597-93 (и. 4.4.1. Опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам, путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 02.05.02., СНиП 02.05.03.)
В виду того что указанный участок дороги находиться в ведении Департамента городского хозяйства, то ответственность за полученный ущерб должен нести департамент.
Просит суд взыскать с ответчика убытки 57 098,54руб., расходы на экспертизу 4 700,00руб., расходы на ГСМ 3 000,00руб., расходы на юридические услуги, 10 000,00руб., расходы на оформление нотариальной доверенности 200,00руб.
Судом в ходе судебного разбирательства по ходатайству стороны истца в качестве соответчика привлечено МКУ <адрес> «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства», в качестве третьего лица ООО СПК «Сфера».
В судебном заседании представитель истца Франчук АЛ, доверенность в деле, иск поддержал по выше изложенным основаниям.
Представитель ответчики Департамента городского хозяйства администрации <адрес> ЕП, доверенность в деле, иск не признала к данному ответчику, поддержала письменные возражения, которые имеются в материалах дела. Суду пояснила, что в целях осуществления деятельности по содержанию дорог в границах <адрес> создано МКУ <адрес> «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства», которое является заказчиком работ по содержанию улично-дорожной сети. Департамент же не является надлежащим ответчиком в настоящем споре. Просит в иске к Департаменту отказать.
Представитель ответчика МКУ <адрес> «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» (далее МКУ <адрес> «УДИБ»)Парамонова СВ, доверенность в деле, иск считает необоснованным, поддержала письменные возражения, которые приобщены к материалам дела. Суду пояснила, что обязанности по контролю и надзору за состоянием улично-дорожной сети возложены на Департамент городского хозяйства администрации <адрес>. Передача функций заказчика МКУ <адрес> «УДИБ» в области дорожной деятельности не является основанием для освобождения Департамента городского хозяйства администрации <адрес> от возмещения вреда, причиненного в результате ненадлежащего состояния городских дорог. Дорога по <адрес> рабочий в <адрес> была передана в оперативное управление МКУ <адрес> «УДИБ» только в декабре 2015, право оперативного управления зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Закрепив за МКУ <адрес> «УДИБ» дорогу, администрация <адрес>, как собственник дорожного хозяйства, не лишается права собственности на данный объект, соответственно в силу ст.210 ГК РФ несет бремя его содержания. Просит в иске к данному ответчику отказать.
Представитель третьего лица ООО СПК «Сфера» Петракович АВ, доверенность в деле, иск считает обоснованным к МКУ <адрес> «УДИБ». Суду пояснил, что третье лицо действует на основании план-задания заказчика в соответствии с муниципальным контрактом. Третьему лицу выдается МКУ <адрес> «УДИБ» план-задание, после чего ООО СПК «Сфера» приступает к его исполнению. На работы на данном участке дорог план-задания ООО СПК «Сфера» не выдавалось. МКУ <адрес> «УДИБ» является заказчиком, соответственно самостоятельно определяет объем работ. Поскольку не было выдано план-задание, то нести ответственность за ненадлежащее состояние дороги, считает, должно МКУ <адрес> «УДИБ».
Третье лицо Чмых ДЮ в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставил.
В силу ст.167 ГПК РФ у суда не имеется препятствий для разрешения дела отсутствие третьего лица.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, материалы административного производства № Межмуниципального Управления МВД России «Красноярское», суд считает, что иск следует удовлетворить в части в силу следующего.
Истец является собственником транспортного средства Хонда Аккорд, регистрационный знак №, что подтверждается паспортом транспортного средства <адрес>1, договором купли-продажи <адрес>, заключенного с Чмых ДЮ ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в 09час.35мин истец, управляя указанным автомобилем, и следуя по <адрес> рабочий в <адрес> со стороны <адрес> в сторону <адрес> комиссаров, в районе <адрес> наехал на яму на проезжей части, в связи с чем его автомобиль получил повреждения, на устранение которых согласно экспертного заключения ООО «Стандарт-Оценка» № от ДД.ММ.ГГГГ необходимо с учетом износа 57 098,00руб.
Согласно п. 3.1.1, 3.1.2 "ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Однако дефект дорожного покрытия на данном участке дороги превышает допустимые размеры (ширина 1,3м, длина 1,5м, глубина 0,2м), что подтверждается схемой дорожно-транспортного происшествия. При этом доводы истца о том, что яма была закрыта водой подтверждаются схемой дорожно-транспортного происшествия, из которой следует: дорожные условия – мокрый асфальт.
Таким образом, указанное состояние дорожного покрытия явилось причиной данного дорожно-транспортного происшествия.
Определением ОГИБДД Межмуниципального Управления МВД России «Красноярское» от ДД.ММ.ГГГГ в отношении истца административное производство по делу прекращено за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Положениями статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) определено, что безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктами 6, 7 и 12 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ) определено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 6 статьи 13 Федерального закона N 257-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, отнесено, в том числе, и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно статье 22 Федерального закона N 196-ФЗ деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Как предусмотрено статьей 21 Федерального закона N 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Целью разработки проекта организации дорожного движения является оптимизация методов организации дорожного движения на автомобильной дороге или отдельных ее участках для повышения пропускной способности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов.
При этом согласно статье 12 Федерального закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 6 раздела IV "Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (утв. Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 402) устранение дефектов дорожной одежды входит в состав работ по содержанию автомобильных дорог.
Таким образом, устранение дефектов улично-дорожной сети города относится к содержанию автомобильных дорог и относится к задачам местного самоуправления в области дорожной деятельности в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог в том числе органами местного самоуправления, а обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п.1 ст.17 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают в том числе следующими полномочиями:
принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа;
В соответствии с п.4 ст.51 приведенного закона органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Таким образом, полномочия органов местного самоуправления <адрес> в реализации правомочий собственника муниципального имущества заключаются в принятии правовых актов по вопросам местного значения и создания предприятий и учреждений в целях реализации полномочий по решению вопросов местного значения, формирование и размещение муниципального заказа.
В соответствии со своей компетенцией и установленных законом полномочий Решением Красноярского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N В-378 утверждены Правила благоустройства территории <адрес>.
Согласно п.5.2 Правил лица, ответственные за благоустройство автомобильных дорог общего пользования, мостов, тротуаров и иных транспортных инженерных сооружений, организуют их ремонт (в том числе капитальный ремонт), содержание, обеспечивают эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт светофоров, дорожных знаков, разметки и иных объектов благоустройства, обеспечивающих безопасность уличного движения на территории города.
В соответствии с п.п.2.5 Положения о департаменте городского хозяйства администрации <адрес>, утвержденного Распоряжение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 84-р, задачей департамента является организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>.
Согласно п.п.3.3,3.1.3, 3.3.4 Положения в целях организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также организации благоустройства и озеленения территории города, осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах <адрес> организует и координирует работу по капитальному ремонту и ремонту, содержанию улично-дорожной сети и объектов внешнего благоустройства. Осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах <адрес> в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, администрация <адрес> в пределах имеющихся полномочий определила орган местного самоуправления, который организует и координирует работу в том числе по содержанию улично-дорожной сети.
В данном случае ответственность органов местного самоуправления по возмещению вреда возможна только в случае причинения вреда в результате незаконных действий (бездействия) Департамента или его должностных лиц, издания актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, что также устанавливают ст.ст.16, 1069 ГК РФ.
Администрацией <адрес> создано МКУ <адрес> «УДИБ», Устав которого утвержден распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-гх с последующими изменениями.
Распоряжением заместителя Главы города - руководителем департамента городского хозяйства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-гх в целях обеспечения безопасности дорожного движения и организации бесперебойного движения транспортных средств при ремонте и содержании автомобильных дорог местного значения <адрес>, обеспечения соответствия состояния дорог при их ремонте и содержании техническим регламентам и нормативным актам МКУ <адрес> «УДИБ» определено ответственным за обеспечение ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения <адрес> в соответствии с требованиями технических регламентов и иных нормативных актов, относящихся в обеспечению безопасности дорожного движения
Согласно п.1.2 Устава МКУ <адрес> «УДИБ» ( в редакции распоряжения администрации города от ДД.ММ.ГГГГ №-гх) учреждение является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, для оказания муниципальных услуг организации исполнения функций по капитальному ремонту, ремонту, содержанию дорог местного значения в границах <адрес>, в том числе осуществлению деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети <адрес>.
В соответствии с п.1.10 Устава учреждение выполняет функции муниципального заказчика по капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог местного значения в границах <адрес>, осуществлению деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети <адрес>.
Учреждение создано для осуществления от имени муниципального образования <адрес> функций заказчика в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств, технического надзора и контроля за выполнением работ по капитальному ремонту, ремонту, содержанию дорог местного значения в границах <адрес>, осуществлению деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети <адрес>
Согласно п.2.2.2 Устава на стадии предпроектной проработки и подготовки к выполнению работ, указанных в п.п.2.1 настоящего Устава ( в том числе содержание городских дорог местного значения в границах <адрес>) учреждение осуществляет осмотр объектов на предмет установления их фактического технического состояния, в том числе факторов, влияющих на безопасность и здоровье людей.
В силу п.2.2.1 Устава учреждение в целях исполнения функций муниципального заказчика по направлениям деятельности, предусмотренным п.1.10 Устава учреждение организует определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключает муниципальные контракты (договоры) от имени муниципального образования <адрес> на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, целями и задачами учреждения.
Таким образом, органом местного самоуправления в соответствии со ст.17, 51 Федерального закона N 131-ФЗ создано учреждение для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в области содержания городских дорог местного значения в границах <адрес>.
В силу изложенного у суда не имеется оснований для выводов о наличии бездействия департамента городского хозяйства в решении задачи местного самоуправления по организации содержания автомобильных дорог.
В силу положения Департамент городского хозяйства администрации <адрес> осуществляет контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>. Департамент городского хозяйства администрации <адрес> осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах <адрес> в соответствии с действующим законодательством, т.е. в соответствии со ст.17.1 Федерального закона N 131-ФЗ, Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 620"О порядке организации и осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>".
В силу изложенного в иске к Департаменту городского хозяйства администрации <адрес> следует отказать.
Поскольку проезжая часть не отвечала требованиям безопасности дорожного движения, что привело к рассматриваемому дорожно-транспортному происшествию, то МКУ <адрес> «УДИБ» не надлежащим образом выполнило возложенные на него задачи, в связи с чем суд считает МКУ <адрес> «УДИБ» надлежащим ответчиком в настоящем споре и в силу ст.ст.15, 1064 ГК РФ на него следует возложить обязанность по возмещению вреда истцу.
МКУ <адрес> «УДИБ» был заключен муниципальный контракт ДД.ММ.ГГГГ №.162171 с подрядчиком ООО СПК «Сфера». Дорога по пр. имени газеты Красноярский рабочий в <адрес> включена в реестр улиц на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог правобережной части <адрес> под 106.
В данном контракте ответчик действует не от собственного имени, а от имени муниципального образования <адрес>, что еще раз свидетельствует о том, что ответчик реализует полномочие муниципального образования в области дорожной деятельности.
Согласно приведенного контракта место выполнения работ согласно план-заданию, выданного заказчиком. При этом согласно п.4.1 контракта МКУ <адрес> «УДИБ» - заказчик обязан выдавать подрядчику План-задание, в котором будут конкретизированы виды, объемы, сроки и места выполнения поручаемых подрядчику работ в рамках условий настоящего контракта.
Таким образом, подрядчик самостоятельно не определяет необходимость, объем и виды работ, подлежащих выполнению в соответствии с данным контрактом, действует по заданию заказчика.
Как указывает третье лицо ООО СПК «Сфера» МКУ <адрес> «УДИБ» данному лицу план-задание на производство работ на данной дороге не выдавалось. Таким образом, ответчик МКУ <адрес> «УДИБ» не предпринял мер по обеспечению безопасности дорожного движения, в связи с чем в силу ст.15 ГК РФ с ответчика МКУ <адрес> «УДИБ» в пользу истца следует взыскать убытки в размере стоимости восстановительного ремонта автомобиля в сумме 57 098,54руб.
Оснований для взыскания с ответчика в пользу истца расходов на ГСМ в сумме 3 000,00руб. не имеется, поскольку доказательств причинно-следственной связи данных расходов с дорожно-транспортным происшествием истцом не представлено.
В силу ст.ст.98, 100 ГПК РФ с ответчика в пользу истца следует взыскать расходы на оплату услуг оценки 4 700,00руб., в сумме 10 000,00руб., которые подтверждены соответствующими доказательствами. Всего судебные издержки следует взыскать в сумме 14 700,00руб.
Оснований для взыскания с ответчика расходов на нотариальное удостоверение доверенности представителя не имеется, поскольку доверенность выдана на представление интересов не по конкретному делу и не только в судах.
В силу ст.98 ГПК РФ и ст.333.19 НК РФ с ответчика МКУ <адрес> «УДИБ» в пользу истца следует взыскать расходы по государственной пошлине пропорционально удовлетворенным требованиям в сумме 1 912,96руб. ((57 098,54руб.-20 000руб.)*3% + 800руб.00коп.).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
Взыскать с Муниципального казенного учреждения <адрес> «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» в пользу ФИО5 в возмещение ущерба 57 098руб.54коп., судебные издержки в сумме 14 700руб.00коп., расходы по государственной пошлине 1 912руб.96коп., а всего взыскать 73 711руб.50коп.
В остальной части в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: