04RS0018-01-2022-000533-64
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 марта 2022 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе судьи Прокосовой М.М., при секретаре судебного заседания Дамбаевой О.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску <адрес> Республики Бурятия в защиту интересов Российской Федерации, Республики Бурятия, МО "<адрес>", неопределенного круга лиц к ООО "Ларикс" о прекращении деятельности пункта приема и отгрузки древесины,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Республики Бурятия обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО "Ларикс", просит обязать ООО "Ларикс" прекратить деятельность по приему, хранению, отгрузке и переработке древесины, и использованию земельного участка по адресу: <адрес>, у<адрес> кадастровый №; обязать ООО "Ларикс" привести земельный участок в состояние, пригодное для использования в соответствии с требованиями земельного и природоохранного законодательства, путем демонтажа объектов, используемых для приема, отгрузки и переработки древесины, расположенного по адресу: <адрес>, участок №а, кадастровый №; обязать ООО "Ларикс" утилизировать отходы производства и потребления в соответствии с требованиями законодательства, образованных в результате осуществления деятельности по приему и отгрузки древесины по адресу: <адрес>, <адрес>, участок №а, кадастровый №.
Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО "Ларикс" требований законодательства при обороте лесоматериалов, в ходе которой установлены нарушения природоохранного законодательства. Проверкой установлено захламление деятельностью ООО "Ларикс" земельного участка отходами производства, в основном лесопиления ( горбыль и опилки), а также их накопление в отсутствие предусмотренных законом площадок, складов, накопителей и других хранилищ для раздельного, безопасного хранения отходов по всем видам и классам опасности. За территорией пункта приема и отгрузки древесины ООО "Ларикс" отходы производства и потребления размещены на несанкционированных местах навалом и в кучах, произведен сброс отходов на почву, в связи с чем произошло захламление земель. У ООО "Ларикс" не разработаны паспорта отходов I-IV классов, не разработана и не утверждена должностная инструкция ответственного лица по обращению с отходами I-IV класса опасности, отходами производства и потребления. ООО "Ларикс" не исполнены обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления. При дальнейшей деятельности ООО "Ларикс" не возможно обеспечить соблюдение режима особой охранной зоны земель Байкальской природной территории, установленных запретов и ограничений деятельности на этой территории, напротив созданы условия для уничтожения и повреждения плодородия земель, незаконного размещения отходов производства и потребления, бесконтрольного использования природных ресурсов.
В судебное заседание представитель истца не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ООО "Ларикс" в судебное заседание не явился, будучи извещенным о рассмотрении дела, заявлений о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, либо об отложении судебного заседания в суд не поступало. При таких обстоятельствах, судом определено о рассмотрении дела в порядке заочного производства на основании ст. 233 ГПК РФ. Ранее представитель ответчика Данзанов А.С. возражал против удовлетворения исковых требований.
Представители третьих лиц Министерства природных ресурсов РБ, Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Конституцией Российской Федерации закреплено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2 статьи 36).
Частью 1 статьи 9 Конституции РФ гарантировано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст. 2 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 1035-IV "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Бурятия" пункт приема и отгрузки древесины - место, где юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем независимо от целей использования древесины осуществляется деятельность по приему и последующей отгрузке древесины в переработанном или непереработанном виде; предоставлению хотя бы одной из следующих видов услуг: хранение, переработка и отгрузка древесины.
В силу ч. 1, ч. 2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с ч.7 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Частью 1 ст. 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов горбыль, опилки и стружка натуральной чистой древесины относится к отходам 5 класса опасности.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 1035-IV "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Бурятия" на территории пункта приема и отгрузки древесины, где юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем независимо от целей использования древесины осуществляется деятельность по переработке древесины, должно быть оборудовано место (площадка) накопления отходов переработки древесины, соответствующее требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Статьей. 5 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ №-IV «Об отходах производства и потребления в <адрес>» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, обязаны обеспечивать строительство и использование площадок, складов, накопителей и других хранилищ для раздельного, безопасного хранения отходов по видам и классам опасности, а также недопущение вредного влияния отходов на состояние здоровья населения, окружающей среды, природные ресурсы.
В силу ч. 4 ст. 3 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 1035-IV "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Бурятия" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по приему и отгрузке древесины, обеспечивают наличие на каждом пункте приема и отгрузки древесины в доступном для обозрения месте приказа (распоряжения) руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя о назначении работника, ответственного за исполнение требований настоящего Закона на пункте приема и отгрузки древесины.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> РБ проведена проверка деятельности ООО «Ларикс».
Согласно справки экологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ, пункт приема расположен по адресу: <адрес>, участок №а, кадастровый №. Разрешенное использование - территория пилорамы, для размещения промышленных объектов. Основанием для использования земельного участка является договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между Цыренжаповым Б.Б. и ООО «Ларикс».
Пункт приема и отгрузки древесины осуществляет свою деятельность на основании свидетельства о постановке на учет пункта приема и отгрузки древесины от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного Республиканским агентством лесного хозяйства.
По результатам обследования территории пункта приема и отгрузки древесины зафиксировано захламление территории отходами лесопиления, которые представлены горбылем, срезками, опилками. Территория пункта находится в крайне неудовлетворительном состоянии. На почвенном покрове размещены бывшие в употреблении запчасти для грузовой и иной техники, автомобильная резина, металлические бочки из под нефтепродуктов, изделия из полиэтилена, пластиковые канистры из под нефтепродуктов, аккумуляторные батареи, отходы минеральных моторных масел, отходы минеральных масел трансмиссионных. Зафиксировано, что на территории пункта не оборудована площадка временного накопления отходов лесопиления. Образованы насыпи из опилок и горбыля. Готовый к транспортировке пиломатериал размещен на открытом грунте. Также установлен факт размещения отходов лесопиления и круглого лесоматериала на прилегающей к пункту территории. ООО «Ларикс» производится захламление земельного участка, находящегося в приблизительной отдаленности равной 500 м. от пункта приема и отгрузки. На территории зафиксирована скважина для отбора подземных вод для дальнейшего использования в хозяйственно - бытовых и технических целей. Лицензия на право пользования не представлена.
На момент проверки ООО «Ларикс» не представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Отсутствует должностная инструкция ответственного лица за охрану окружающей среды и экологическую безопасность. Отсутствует план природоохранных мероприятий на ДД.ММ.ГГГГ г., который необходим при осуществлении деятельности юридического лица и осуществлении мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду. ООО «Ларикс» не предоставило программу производственного экологического контроля в Бурприроднадзор. У ООО «Ларикс» отсутствует оборудованное место ( площадка) накопления отходов переработки древесины, соответствующее требованиям законодательства в области санитарно – эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ларикс», не представлены.
Не разработаны паспорта отходов I-IV классов опасности. Не разработана и не утверждена должностная инструкция ответственного лица по обращению с отходами I-IV класса опасности, отходами производства и потребления. Отсутствовали сведения ( документация) о передаче отходов производства и потребления специализированным организациям.
Согласно справки о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ. установлены множественные нарушения ООО «Ларикс» требований законодательства при обороте лесоматериалов, установлены нарушения природоохранного законодательсва.
Проведенным ДД.ММ.ГГГГ профилактическим осмотром ОНД <адрес> УНДПР Главного управления МЧС России по РБ, установлены множественные нарушения ООО «Ларикс» требований пожарной безопасности.
Согласно объяснением генерального директора ООО «Ларикс» Мыртынова В.Е., данным помощнику прокурора <адрес> РБ, ДД.ММ.ГГГГ, с выявленными нарушениями Мартынов В.Е. согласен.
Согласно постановлению <адрес> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Ларикс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Также представлены копии постановлении о привлечении ООО «Ларикс» к административной ответственности по ст. 8.2 ч.9, ч. 2 ст. 20.4, ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.
Таким образом, судом установлено, что в нарушение вышеприведенных норм законодательства на пункте приема и отгрузки древесины ООО «Ларикс» накапливаются отходы производства в отсутствие площадки для временного накопления отходов, что приводит к захламлению территории пункта приема и отгрузки древесины отходами лесопиления.
Невыполнение ООО «Ларикс» требований природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления нарушает права и законные интересы Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, поскольку нарушение вышеприведенных требований природоохранного законодательства при осуществлении лесоперерабатывающей деятельности влечет нарушение принципов федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации, противоречат интересам охраны и защиты земель от истощения и загрязнения. Нарушение интересов и прав неопределенного круга лиц выражается в нарушении гарантированных Конституцией РФ прав на благоприятную окружающую среду, сохранение ее в первозданном виде.
Согласно пп. г, д. п. 13 Порядка постановки на учет, снятия с учета пунктов приема и отгрузки древесины, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих прием и отгрузку древесины на территории Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 327, отсутствие оборудованного места (площадки) накопления отходов переработки древесины и использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием является основанием для снятия с учета в уполномоченном органе пункта или лица.
В связи с не соблюдением ответчиком ООО «Ларикс » природоохранного законодательства, законодательства о пункте приема и отгрузки древесины суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что в настоящее время, нарушения выявленные проверкой устранены, не подтверждаются материалами дела, поскольку ни одного допустимого доказательства устранения нарушений стороной ответчика не представлено.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 6 000 руб., от уплаты которой истец был освобожден.
Выслушать доводы ответчика и дать оценку представленным им доказательствам не представилось возможным ввиду неявки в судебное заседание.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление <адрес> Республики Бурятия в защиту интересов Российской Федерации, Республики Бурятия, МО "<адрес>", неопределенного круга лиц к ООО "Ларикс" о прекращении деятельности пункта приема и отгрузки древесины удовлетворить.
Прекратить деятельность ООО "Ларикс" по приему, хранению, отгрузке и переработке древесины, и использованию земельного участка по адресу: <адрес>, у.Загустай, <адрес>, участок №а, кадастровый №.
Обязать ООО "Ларикс" привести земельный участок в состояние, пригодное для использования в соответствии с требованиями земельного и природоохранного законодательства, путем демонтажа объектов, используемых для приема, отгрузки и переработки древесины, расположенного по адресу: <адрес>, участок №а, кадастровый № в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать ООО "Ларикс" утилизировать отходы производства и потребления в соответствии с требованиями законодательства, образованных в результате осуществления деятельности по приему и отгрузки древесины по адресу: <адрес> <адрес>, участок №а, кадастровый №.
Взыскать с ООО "Ларикс" в доход муниципального бюджета государственную пошлину в сумме 6000 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья подпись М.М.Прокосова
Судья: копия верна М.М.Прокосова
Секретарь: О.Д. Дамбаева
Оригинал находится в Октябрьском районном суде <адрес>
в материалах гражданского дела №