Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шадринский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Шадриной Е.Ю., при секретаре Завьяловой Е.Э.,
ответчика Буторова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шадринске Курганской области
23 мая 2018 года
гражданское дело по исковому заявлению Публичного акционерного общества «Страховая компания ЮЖУРАЛ-АСКО» к Буторову А.В. о взыскании суммы неосновательного обогащения.
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество «Страховая компания Южурал-Аско» (далее - ПАО «СК Южурал-Аско») обратилось в суд с исковым заявлением к Буторову А.В. о взыскании суммы неосновательного обогащения.
В обоснование требований указали, что в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» между ПАО «СК Южурал-Аско» и "ГЕЮ" (собственник) был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (страховой полис серия ЕЕЕ №, срок действия с 10 марта 2017 года по 09 марта 2018 года), по которому застрахована гражданская ответственность владельца транспортного средства Тойота Камри, государственный регистрационный знак №, на случай причинения вреда третьим лицам.
07 января 2018 года в результате дорожно-транспортного происшествия с участием застрахованного автомобиля под управлением "МЕЮ" был причинен ущерб девяти транспортным средствам, в том числе транспортному средству марки ВАЗ-21124, государственный регистрационный знак №, принадлежащему Буторову А.В.
Виновником в данном ДТП был признан "МЕЮ", который нарушил Правила дорожного движения, управляя автомобилем, допустил наезд на стоящие автомобили.
По договору обязательного страхования ООО «Страховая компания Южурал-Аско» произвело выплату ответчику страхового возмещения в размере 77474 рубля 52 коп. по платежному поручению № от 29.01.2018 года. Согласно справке о ДТП, от 07.01.2018 года виновник управлял автомобилем Тойота Камри государственный регистрационный знак №, собственником которого являлся Медведев А.С., то есть новый владелец.
Следовательно, согласно документам ГИБДД, гражданская ответственность владельца транспортного средства Тойота Камри государственный регистрационный знак № Медведева А.С. не была застрахована на момент ДТП в соответствии с Законом об ОСАГО в ПАО «СК Южурал-Аско». В связи с чем, произведенная страховая выплата Буторову А.В. в сумме 77474 рубля 52 коп. не имеет правовых оснований и является неосновательным обогащением.
Указанную сумму истец просит взыскать с ответчика, а также в возмещение расходов по госпошлине 2524 рубля 23 коп.
В судебное заседание представитель истца ПАО «СК Южурал-Аско» не явился. Извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В направленном суду ходатайстве просили рассмотреть дело без их участия.
Ответчик Буторов А.В. исковые требования не признал и пояснил, что в связи с повреждением в результате ДТП его транспортного средства ВАЗ 21124 государственный регистрационный знак № он обратился в страховую компанию ПАО «СК Южурал-Аско» с заявлением о выплате страхового возмещения с приложением всех необходимых документов. Специалисты страховой компании проверили все представленные документы и произвели ему выплату страхового возмещения в размере 77474 рубля 52 коп. по платежному поручению от 29.01.2018 года. 28.02.2018 года ему пришло письмо от страховой компании с просьбой вернуть указанные денежные средства, как ошибочно перечисленные. Также ему было вручено требование ПАО «СК Южурал-Аско» о добровольном возмещении денежных средств, в котором было указано, что полис действия ОСАГО не был продлен своевременно, т.е. на период ДТП полис был недействительным. Однако, согласно представленной виновником ДТП карточки ОСАГО по полису ЕЕЕ № срок действия полиса датируется с 10.03.2017 года по 09.03.2018 года, т.е. на момент ДТП он был действительным. В исковом заявлении истец говорит уже о новом собственнике автомобиля Тойта Камри Медведев А.С., который не застраховал свое транспортное средство. Таким образом, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, т.к. его действия не подпадают под статью 1102 ГК РФ, поскольку ПАО «СК Южурал-Аско» проверил все представленные документы, после чего произвел страховую выплату, т.е. на момент перечисления страховой выплаты имелись все правовые основания. Считает, что страховая компания должна обратиться с заявлением о возмещении ущерба с виновника ДТП в порядке регресса, поскольку в связи с предоставлением заведомо ложных документов ему была произведена страховая выплата, как утверждает страховая компания, не имеющая правовых оснований.
Определением суда от 18 апреля 2018 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены собственники и лица, управлявшие транспортными средствами, являющиеся участниками данного ДТП.
В судебном заседании "ПАВ" пояснил, что является собственником автомобиля Лада 210740 государственный регистрационный знак №, его автогражданская ответственность застрахована в ООО СК «Согласие». Когда он после ДТП обратился с заявлением о выплате страхового возмещения, ему разъяснили, что ДТП не является страховым случаем, поскольку виновник ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения, в выплате отказали. После чего он обратился к виновнику ДТП "МЕЮ", который выплатил ему ущерб.
Третье лицо Шестериков С.А. пояснил, что ему принадлежит автомобиль Шевроле государственный регистрационный знак №, которым на момент ДТП управляла его дочь Шестерикова А.С. После ДТП он обратился в страховую компанию ПАО «СК Южурал-Аско», где застрахована его гражданская ответственность, ему была произведена страховая выплата. Недавно он получил письмо от страховой компании с просьбой вернуть деньги. Страховая компания изначально ввела их всех в заблуждение. В настоящее время его автомобиль отремонтирован, частично за счет средств, выплаченных в качестве страхового возмещения. Считает, что истец должен напрямую обращаться к виновнику ДТП для взыскания ущерба.
Третье лицо Язовских А.С. пояснил, что управлял автомобилем ответчика Буторова А.В., поэтому ни к кому претензий не имеет.
Третьи лица Бахарев НА., собственник автомобиля ВАЗ 21120 государственный регистрационный знак № и Шестерикова А.С, управлявшая в момент ДТП автомобилем Шевроле государственный регистрационный знак №, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Третьи лица Паньков И.Ю., Медведев А.С, Сармачев СВ., Бородин Д.М., Казанцев И.А., Новоселов А.С, Зинченко А.П., Зинченко П.Н., Московский А.О. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, исследовав представленные документы, в том числе заявление о признании иска, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ПАО «СК Южурал-Аско» по следующим основаниям.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства:
07 января 2018 года в 01 час 00 минут в г. Шадринске около РЦ «...» по ул. ..., ... произошло ДТП с участием десяти транспортных средств, в том числе с участием автомобиля ВАЗ 21124 государственный регистрационный знак № под управлением Язовских А.С, принадлежащего ответчику Буторову А.В. (копия справки о ДТП - л.д...., свидетельство о регистрации ТС -л.д....).
Согласно документам ГИБДД, указанное ДТП произошло по вине водителя автомобиля Тойота Камри государственный регистрационный знак № "МЕЮ", который, управляя автомобилем, допустил наезд на девять автомобилей, указанных в справке и карточке о ДТП. Определением инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по г. Шадринску от 07 января 2018 года в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении "МЕЮ" отказано в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения (л.д. ...).
Из сведений о дорожно-транспортном происшествии следует, что "МЕЮ" инспектору ДПС был предъявлен полис ОСАГО серии ЕЕЕ №, выданный ПАО «СК Южурал-Аско» и регистрационные документы на автомобиль, из которых следовало, что автомобиль Тойота Камри государственный регистрационный знак № принадлежит на праве собственности Медведеву А.С. (сведения о ДТП - л.д....).
19 января 2018 года Буторов А.В. обратился в ПАО «СК Южурал-Аско» с заявлением о страховом возмещении убытков по ОСАГО (л.д. ...), приложив к нему предусмотренные законом копии документов: сведения о ДТП, определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении "МЕЮ", извещение о ДТП, схему места ДТП.
Страховая компания признала дорожно-транспортное происшествие страховым случаем, о чем составлен акт о страховом случае №Ш от 02.02.2018 года (л.д. ...).
Из карточки ОСАГО по полису ЕЕЕ №, который был предъявлен "МЕЮ" в момент ДТП инспектору ДПС ОГИБДД, следует, что он был выдан "ГЕЮ" 09 марта 2017 года, срок действия полиса с 10.03.2017 года по 09.03.2018 года (л.д. ...).
ПАО «СК Южурал-Аско» на основании экспертного заключения ООО «Экипаж» № от 24 января 2018 года (л.д. ...) по платежному поручению № от 29.01.2018 года перечислило ответчику Буторову А.В. страховое возмещение в размере 77474 рубля 52 коп. (л.д. ...).
Указанную сумму истец просит взыскать с Буторова А.В., находя ее неосновательным обогащением, поскольку на момент ДТП собственником автомобиля Тойота Камри государственный регистрационный знак № являлся не "ГЕЮ", на имя которого был выдан страховой полис ЕЕЕ №, а другое лицо - Медведев А.С, гражданская ответственность которого, как собственника транспортного средства, не была застрахована по договору ОСАГО. В связи с чем, правовых оснований для выплаты Буторову А.В. страхового возмещения в размере 77474 рубля 52 коп. у ПАО «СК Южурал-Аско» не имелось.
Согласно ст.1 Закона об ОСАГО страховой случай - наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховое возмещение.
Таким образом, в силу закона обязанность страховщика в соответствии с договором обязательного страхования осуществить страховое возмещение возникает в случае причинения вреда имуществу потерпевшего владельцем транспортного средства, застраховавшим свою гражданскую ответственность.
В соответствии с п.2 ст.4 Закона об ОСАГО при возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.
Из материалов дела следует, что указанные требования закона новым владельцем автомобиля Тойота Камри государственный регистрационный знак № Медведевым А.С. не были исполнены, его гражданская ответственность по договору ОСАГО не была застрахована. И, таким образом, у страховщика ПАО СК «Южурал-Аско» не было обязанности осуществления страхового возмещения Буторову А.В.
Согласно ч.1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.2 правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу ст. 1103 ГК РФ положения о неосновательном обогащении подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Из названной нормы права следует, что неосновательным обогащением следует считать не то, что исполнено в силу обязательства, а лишь то, что получено стороной в связи с этим обязательством и явно выходит за рамки его содержания.
Согласно п.4 ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
По смыслу данной статьи, не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения денежная сумма, предоставленная во исполнение несуществующего обязательства.
В соответствии с п.3.9 Положения Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 года о Правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (в ред. Указания Банка России от 06.04.2017 N 4347-У) потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховое возмещение, обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая.
Потерпевшие или выгодоприобретатели предъявляют страховщику заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и документы, предусмотренные настоящими Правилами, в сроки и порядке, установленные пунктом 3.8 или пунктом 3.6 настоящих Правил соответственно.
Согласно п.3.8 заполненные водителями - участниками дорожно-транспортного происшествия извещения о дорожно-транспортном происшествии, оформленные в соответствии с пунктом 3.6 настоящих Правил, должны быть в кратчайший срок, но не позднее пяти рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия вручены или направлены любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность водителя, или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего либо в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие. Водитель, являющийся потерпевшим, представляет страховщику свой бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии или заполненный совместно с другими участниками дорожно-транспортного происшествия бланк извещения одновременно с подачей заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков.
Перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления о страховом возмещении убытков по ОСАГО, определен п.3.10 Правил.
Из материалов дела судом установлено, что ответчик Буторов А.В. в предусмотренные законом сроки обратился в страховую компанию ПАО «СК Южурал-Аско», в которой была застрахована как его гражданская ответственность по договору ОСАГО, так и гражданская ответственность владельца автомобиля Тойота Камри государственный регистрационный знак № "ГЕЮ" К заявлению им были приложены все предусмотренные п.3.10 Правил об ОСАГО документы. Страховщик организовал осмотр транспортного средства Буторова А.В. автомобиля ВАЗ 21124 государственный регистрационный знак № и на основании экспертного заключения о размере ущерба, вызванного повреждением транспортного средства 29 января 2018 года произвел страховую выплату в размере 77474 рубля 52 коп. Таким образом, с момента поступления заявления Буторова А.В. о страховом возмещении убытков по ОСАГО - 19 января 2018 года и до перечисления ему денежных средств у ПАО «СК Южурал-Аско» имелось 10 дней для проверки представленных документов и принятия решения по выплате страхового возмещения. При этом суд учитывает, что гражданская ответственность владельца автомобиля Тойота Камри государственный регистрационный знак № "ГЕЮ" также была застрахована в данной страховой компании. В связи с чем, суд находит, что страховщик не мог не знать о несуществующем обязательстве перед Буторовым А.В. по выплате страхового возмещения в связи со сменой владельца автомобиля Тойота Камри государственный регистрационный знак № "ГЕЮ" на нового собственника Медведева А.С. При этом суд учитывает, что сведения о новом собственнике автомобиля имелись во всех направленных истцу Буторовым А.В. вместе с заявлением документах.
Таким образом, суд находит, что в силу положений п.4 ст.1109 ГК РФ полученная Буторовым А.В. сумма страхового возмещения 77474 рубля 52 коп. не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Публичного акционерного общества «Страховая компания ЮЖУРАЛ-АСКО» к Буторову А.В. о взыскании неосновательного обогащения в размере 77474 рубля 52 копейки отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области в течение месяца с момента вынесения решения судом в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Шадрина