Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-555/2020 ~ М-380/2020 от 13.04.2020

Дело №УИД 37RS0019-01-2020-000550-73

2-555/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июля 2020 года                                                          г. Иваново

Советский районный суд г.Иваново

в составе председательствующего судьи Маракасовой Д.В.,

при секретаре Копиной Ю.М.,

с участием:

истца Красносельских Л.В., представителя Веденина В.В.,

представителей ответчика Костиной Д.В., Прытковой В.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново гражданское дело по исковому заявлению Красносельских Любови Васильевны к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ивановской области» о понуждении к оплате расходов на погребение,

установил:

Красносельских Л.В. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ивановской области» (далее – ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области», Ответчик) о понуждении к оплате расходов на погребение. В обоснование иска указано, что Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ по личному составу, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон о ветеранах), Указом Президента РФ от 10.05.1995 №501 «Об утверждении порядка и условий присвоения звания «Ветеран военной службы», а так же в соответствии с требованиями Инструкции о присвоении в Министерстве обороны РФ звания «Ветеран военной службы», утвержденной приказом Министра обороны №185 от 14.05.1996 года (далее – Инструкция) супругу Истца - Красносельских Юрию Леонидовичу было присвоено звание «Ветеран военной службы». Во исполнение указанного Приказа Министра обороны РФ по личному составу супругу было выдано бессрочное удостоверение «Ветеран военной службы» серии T-V , дата выдачи удостоверения ДД.ММ.ГГГГ. 21.10.2019 года Истица направила письмо в адрес Ответчика с пакетом документов, в котором просила произвести возмещение расходов на погребение умершего ветерана военной службы – К.В.Ю, в соответствии со ст.24 Закона ветеранах. Письмом от 13.11.2019 года №30/30/2664 Ответчиком отказано в выплате, поскольку приказ Министра обороны РФ по личному составу от 05.06.2014 года №336 о присвоении К.Ю.Л. звания «Ветеран военной службы» отменен Приказом Министра обороны РФ №286 от 26.04.2019 года, как нереализованный. Выписка из приказа Министра обороны РФ №286 от 26.04.2019 года была получена 27.11.2019 года. Лишение специального, военного или почетного звания, классного чина и государственных наград в соответствии со ст.48 Уголовного кодекса РФ, с учетом личности виновного, допускается только судом при осуждении лица за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. К.Ю.Л. приговором суда не был лишен звания «Ветеран военной службы». Истец полагает, что действия Ответчика противоречат федеральному законодательству Российской Федерации (далее – РФ). Указывает, что Министерство обороны РФ и Военный комиссариат по Ивановской области не известили своевременно ни самого ветерана, ни его семью, о том, что К.Ю.Л. лишен данного звания. Указанные органы фактически отказали К.Ю.Л. в полагающихся по законодательству РФ компенсациях на оказание ритуальных услуг как ст. 24 Закона о ветеранах, так и Постановлением Правительства РФ №460 от 06.05.1994 года. На основании изложенного, Истец просит суд обязать Ответчика произвести возмещение расходов на погребение умершего К.Ю.Л., а позднее, после установки надгробного памятника супругу, произвести возмещение расходов на его изготовление и установку в соответствии с действующими нормативами, обязать ответчика возместить судебные расходы.

В ходе подготовки к рассмотрению дела к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны РФ.

В судебном заседании Истица и ее представитель Веденин В.В. иск поддержали. Ранее, представитель истца пояснил, что возможность оспаривания приказа Министра обороны РФ об отмене приказа о присвоении К.Ю.Л. звания «Ветеран военной службы» как нереализованного в настоящее время отсутствует, поскольку с таким требованием мог обратиться только сам ветеран, который на момент обнаружения указанных обстоятельств скончался.

В судебном заседании представители ответчиков Костина Д.В., Прыткова В.Ф., в удовлетворении иска просили отказать. Пояснили, что в настоящее время приказ о присвоении звания отменен, при принятии решения о выплате Ответчик руководствовался выпиской из приказа от 26.04.2019 года №286. Поскольку К.Ю.Л. ветераном военной службы не являлся, оснований для возмещения расходов на погребение не имеется. Дополнительно пояснили, что К.Ю.Л. не могло быть присвоено данное звание, поскольку он не являлся военнослужащим, а являлся гражданином, призванным на военные сборы.

Третьи лица по делу, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство обороны РФ? Военный прокурор Ивановской области в судебное заседание своих представителей не направили.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 5 Закона о ветеранах (в редакции, действовавшей на момент присвоения К.Ю.Л. звания) ветеранами военной службы являются военнослужащие Вооруженных Сил СССР, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия, при условии, что общая продолжительность военной службы указанных военнослужащих составляет 20 лет и более, а также военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы. Указанные требования распространяются на военнослужащих, уволенных с военной службы в запас (отставку).

Частью 3 указанной статьи определено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран военной службы» определяются Президентом Российской Федерации.

Согласно п.1 и п.2 Указа Президента РФ от 19.05.1995 N 501 «Об утверждении порядка и условий присвоения звания «Ветеран военной службы» (далее – Указ Президента №501) (в редакции, действовавшей на момент присвоения звания) звание «Ветеран военной службы» присваивается федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Лицо, претендующее на звание «Ветеран военной службы», подает заявление и документы, подтверждающие основания для присвоения звания «Ветеран военной службы», предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах», в соответствующее кадровое или пенсионное подразделение.

Пунктом 1 ст. 24 Закона о ветеранах погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Аналогичные положения установлены п.3 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1006 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Условия и порядок возмещения расходов на погребение установлен Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 N 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, государственной противопожарной службы и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (со службы в указанных органах, войсках и учреждениях, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции), а также на изготовление и установку надгробных памятников» (далее – Постановление №460).

Как следует из п.1 указанного Постановления за счет средств федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения осуществляется погребение, в том числе ветеранов военной службы.

Оплате подлежат следующие виды ритуальных услуг: оформление документов, необходимых для погребения умершего; перевозка умершего в морг, услуги морга; предоставление и доставка гроба, урны, венка; перевозка тела (останков) к месту погребения (кремации); погребение (кремация). Оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но в размере не более 20350 рублей

Пунктом 2 Постановления №460 установлены нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку за счет средств федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения для иных категорий граждан до 35171 рублей.

Оплата стоимости услуг по установке надгробных памятников, предоставляемых за счет средств федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), не должна превышать 20 процентов от норм расходов денежных средств, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта.

Судом установлено, что К.Ю.Л. – супруг Истца, по окончании прохождения военной службы по призыву 27.04.1977 года уволен в запас.

Находясь в запасе, в период с 16.10.1987 по 23.01.1988 года К.Ю.Л. был призван на военные сборы в войсковую часть , в ходе которых принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Награжден медалью «За заслуги перед Отечеством II степени» ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Министра обороны РФ №336 от 05.06.2014 года по личному составу К.Ю.Л. было присвоено звание «Ветеран военной службы».

Во исполнение выше указанного приказа Министра обороны РФ 17.07.2014 года К.Ю.Л. выдано бессрочное удостоверение «Ветерана военной службы» серии T-V (л.д. 13, оборот).

К.Ю.Л. является <данные изъяты> «заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС», бессрочно (л.д.13, оборот).

Приказом Министра обороны РФ от 26.04.2019 года №286 приказ Министра обороны РФ от 17.07.2014 года №336 отменен как нереализованный (л.д.19, оборот).

ДД.ММ.ГГГГ К.Ю.Л. умер (л.д.14).

17.10.2019 года Истица обратилась к Ответчику с заявлением о возмещении пособия на погребение, представив пакет документов (л.д.18,оборот).

Письмом от 13.11.2019 года №30/30/2664 Ответчик возвратил документы без исполнения, указав, что приказ Министра обороны РФ по личному составу от 05.06.2014 года №336 о присвоении К.Ю.Л. звания «Ветеран военной службы» отменен на основании приказа Министра обороны РФ №286 от 26.04.2019 года, как нереализованный (л.д.19).

Выписка из приказа Министра обороны РФ №286 от 26.04.2019 года получена Истицей 27.11.2019 года.

Полагая, что на момент смерти К.Ю.Л. являлся «Ветераном венной службы», в связи с чем Ответчик должен возместить расходы на погребение, Истица обратилась в суд с настоящим иском.

Суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований в силу следующего.

Отказывая в возмещении расходов на погребение, Ответчик руководствовался Приказом Министра обороны РФ от 29.04.2019 года №286, которым приказ о присвоении К.Ю.Л. звания «Ветеран военной службы» отменен как нереализованный.

В этой связи, действия Ответчика, являющегося исполнителем положений Постановления Правительства №460, в полной мере соответствуют положениям данного правового акта.

Доводы стороны истца о том, что копия приказа Министра обороны РФ от 29.04.2019 года №286 своевременно не была доведена до К.Ю.Л., о существовании приказа стало известно только после его смерти, в связи с чем в настоящее время отсутствует возможность его оспаривания, о наличии оснований для возмещения расходов на погребение не свидетельствуют.

Анализ положений ч.1 ст. 5 Закона о ветеранах позволяет сделать вывод, что для присвоения звания «Ветеран военной службы» необходимо установление наличия следующих условий: наличие у лица статуса военнослужащего; наличие факта награждения в совокупности с продолжительностью военной службы либо наличие инвалидности вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы.

Круг граждан, имеющих статус военнослужащих, определен в ст.2 ФЗ от 27.05.1998 №78-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Частью 1 и ч.2 указанной статьи установлено, что к военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту); сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).

На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, будучи призванным на военные сборы для ликвидации последствий Чернобыльской АЭС, К.Ю.Л. не являлся военнослужащим, имел статус военнообязанного, призванного на военные сборы.

Ни на момент присвоения К.Ю.Л. звания «Ветеран военной службы», ни на момент его смерти, ни на момент рассмотрения настоящего дела норм, относящих граждан, призванных на военные сборы, к лицам, которым присваивается звание «Ветеран военной службы» не имелось.

Отсутствуют такие положения и в Федеральном законе от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Наличие у К.Ю.Л. группы инвалидности по основаниям, указанным в справке, достаточным основанием для присвоения данного звания не являюсь.

Таким образом, оснований для присвоения К.Ю.Л. указанного звания не имелось, отмена приказа Министра обороны РФ от 05.06.2014 года №336 не влияет на предоставление гарантий по погребению, право на получение которых, не возникало.

Утверждение стороны истца об отсутствии у Министра обороны РФ полномочий на лишение специального звания не имеют правового значения, поскольку в данном случае имела место отмена принятого приказа должностным лицом, его издавшим, а не лишение присвоенного звания.

Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано, в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов также следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Красносельских Любови Васильевны к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ивановской области» о понуждении к оплате расходов на погребение отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                                                       Д.В. Маракасова

В полном объеме решение изготовлено 15 июля 2020 года.

2-555/2020 ~ М-380/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Красносельских Любовь Васильевна
Ответчики
Военный комиссариат Ивановской обл.
Другие
Веденин Владимир Васильевич
Военный прокурор Ивановской области
Прыткова Венера Фардоновна
Костина Дарья Вячеславовна
Министерство обороны РФ
Суд
Советский районный суд г. Иваново
Судья
Маракасова Дарья Викторовна
Дело на странице суда
sovetsky--iwn.sudrf.ru
13.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2020Передача материалов судье
15.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2020Производство по делу приостановлено
18.06.2020Производство по делу возобновлено
18.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.06.2020Судебное заседание
09.07.2020Судебное заседание
15.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2020Дело оформлено
25.01.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее