дело № 2-789/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Нытва 24 декабря 2012 года
Нытвенский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Корнева П.И.,
при секретаре Шеховцовой Н.Ю.,
с участием заместителя прокурора Нытвенского района Сайфутдинова Ю.Н.,
представителя ответчика ОАО «Нытва» Каракулова А.В., действующего на основании доверенности,
представителя третьего лица ГУ МЧС России по Пермскому краю Батуева П.В., действующего на основании доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нытвенского района к ответчику ОАО «Нытва» о возложении на открытое акционерное общество обязанности по установлению на опасном производственном объекте локальной системы оповещения,
установил:
Прокурор Нытвенского района Пермского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ОАО "Нытва" о возложении на организацию обязанности - установить локальную систему оповещения (далее ЛСО).
В судебном заседании свои требования прокурор поддержал и пояснил, что на опасном производственном объекте ОАО "Нытва" отсутствует локальная система оповещения, на территории имеется хранилище жидкого аммиака в количестве 115 тонн, отсутствие системы надлежащего вида может привести к негативным последствиям, просит иск удовлетворить.
Представитель ОАО «Нытва» считает иск необоснованным дополнил, что на предприятии имеется система оповещения, просит в удовлетворении требований прокурору отказать.
Представитель третьего лица МЧС России по Пермскому краю с иском согласился и пояснил, что в результате проведенной проверки установлено, что система ЛСО не отвечает требованиям действующего законодательства, так как отсутствует сопряжение с иными организациями, нет автоматического режима оповещения.
В качестве доказательств суду представлены: обращение работников МЧС, акт проверки, предписание, ответ прокурору, план проведения работ по созданию ЛСО на ОАО «Нытва», приказ о приемке и вводе в эксплуатацию ЛСО, акт приемки, решение приемочной комиссии, акт приемки участка волоконно-оптической линии, акт сдачи - приемки проектно-сметной документации, приказ об изменении штатного расписания ( л.д.13-33), инструкция техника, акт о проверке систем оповещения, приказ о вводе в действие инструкция по действиям дежурного, положение о комиссии по ЧС, приказ об организации и ведении ГО и ЧС, график планового ремонта оборудования, инструкция по взаимодействию работников ЛАЗ и диспетчера по ГО и ЧС, журнал проверки системы оповещения, план мероприятий по ГО и ЧС, учредительные документы юридического лица, рабочий проект ЛСО, судебная практика, сведения о внесении телефонного номера в список циркулярного оповещения системы центрального оповещения, о проведении проверки системы оповещения, акт инвентаризации, паспорт ЛСО ( л.д.34-94, 105-108).
Разрешая исковые требования суд, руководствуется положениями ст. 14 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", ст. 9 ФЗ "О гражданской обороне", ст. 14 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", ст. 10 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Постановления Правительства РФ от 01.03.1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" ( далее постановление).
Так указанным выше постановлением на органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга, министерства, ведомства и организации Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения), возложена обязанность с 1993 года в 6-месячный срок разработать и представить в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий мероприятия по созданию локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах, представлять ежегодно сведения о наличии и ходе строительства локальных систем оповещения в докладах о состоянии гражданской обороны в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возложен контроль за созданием и состоянием локальных систем оповещения.
В соответствии с Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868 (ред. от 06.05.2012) принято положение «О МИНИСТЕРСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ», в соответствии с которым Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции: руководство созданием и поддержанием в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и контроль за созданием и деятельностью этих систем; контроль за созданием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов; методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях, а также контроль в этой области.
МЧС России в пределах своей компетенции: издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
На основании выше названного указа разработаны методические рекомендации МЧС России от 24.12.2002 года.
Приказом МЧС РФ N 422, Мининформсвязи РФ N 90, Минкультуры РФ N 376 от 25.07.2006
принято и утверждено Положения о системах оповещения населения" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.09.2006 N 8232), которое определяет назначение и задачи, а также порядок реализации мероприятий по совершенствованию систем оповещения, поддержанию их в постоянной готовности к задействованию для оповещения населения.
Положением определено, что система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения.
Системы оповещения создаются в т.ч. на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта). Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.
В соответствии с положениями статей 7, 8 и 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах), по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.
Основным способ оповещения населения является передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.
В целях поддержания систем оповещения в состоянии постоянной готовности МЧС России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления совместно с организациями связи осуществляют проведение плановых и внеплановых проверок работоспособности систем оповещения.
Проверки систем оповещения проводятся с участием представителей организаций связи и операторов связи, а проверки с задействованием сетей телерадиовещания, кроме того, с участием представителей телерадиокомпаний, предприятий или их филиалов, привлекаемых к обеспечению оповещения. Перерыв вещательных программ при передаче правительственных сообщений в ходе проведения проверок систем оповещения запрещается.
Организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания непосредственно осуществляют работы по реконструкции и поддержанию технической готовности систем оповещения на договорной основе.
В целях обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения при их создании предусматривается: доведение информации оповещения с нескольких территориально разнесенных пунктов управления; размещение используемых в интересах оповещения центров (студий) радиовещания, средств связи и аппаратуры оповещения на запасных пунктах управления.
Из материалов дела следует, что ОАО "Нытва" осуществляет производственную деятельность на территории города Нытва, Пермского края, ул. Карла Маркса,71 и входит в перечень химически опасных объектов, на которых необходимо создание "Локальной сети оповещения". В ходе проведенной проверки соблюдения законодательства в сфере федеральной безопасности, прокуратурой Нытвенского района установлено, что в ОАО "Нытва" надлежащая локальная система оповещения отсутствует, 11 мая 2012 года работниками МЧС руководству завода выдано предписание, которое до настоящего времени не исполнено.
Согласно акта проверки от 27 апреля 2012 года в ОАО «Нытва» были допущены нарушения действующего законодательства регулирующего вопросы ГО И ЧС.
Данные документы не оспорены, не признаны не соответствующими закону в установленном порядке.
Стороны не оспаривают факт того, что ОАО «Нытва» относится к опасным объектам.
В связи с этим доводы представителя ответчика о необоснованности выводов прокурора об отсутствии локальной системы оповещения на предприятии, поскольку фактически такая система в организации предусмотрена, и того, что методические рекомендации МЧС России от 24.12.2002 года не являются обязательными и носят лишь рекомендательный характер не могут быть приняты судом во внимание.
Нарушения требований законодательства были установлены проверкой и отражены в акте, где отмечено, что на ОАО «Нытва» отсутствует система оповещения отвечающая требованиям действующего законодательства, в судебном заседании установлено, что не имеется сопряжения ОАО «Нытва» с иными органами и организациями, есть лишь отдельные элементы системы, нет автоматического режима оповещения. Из представленных доказательств следует, что завод фактически признавая требования МЧС обоснованными предпринимал меры для создания надлежащей системы оповещения, что подтверждается проектом ЛСО ( л.д.72-73), однако до настоящего времени система в том виде, который определен действующим законодательством на предприятии отсутствует, доказательств иного суду ответчиком не представлено.
Суд считает, что срок, указанный в иске, для устранения нарушений законодательства ответчиком, является разумным.
В связи с этим иск прокурора следует удовлетворить обязать ОАО «Нытва» в срок до 31 декабря 2013 года осуществить строительство и ввод в эксплуатацию локальной системы оповещения населения на опасном производственном объекте - хранилище (складе) жидкого аммиака в соответствии с требованиями законодательства.
С ответчика следует взыскать государственную пошлину в соответствии со ст. 103 ГПК РФ.
На основании ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Обязать ОАО «Нытва» в срок до 31 декабря 2013 года осуществить строительство и ввод в эксплуатацию локальной системы оповещения населения на опасном производственном объекте - хранилище ( складе) жидкого аммиака в соответствии с требованиями законодательства.
Взыскать с ОАО «Нытва» государственную пошлину в размере № рублей в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его оглашения.
Судья П.И. Корнев