Дело N 2-7899\10(09)
В окончательном виде изготовлено 06 декабря 2010 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 декабря 2010 года
Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе
председательствующего судьи Проняевой Г.А.
при секретаре Кузнецовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по за-
явлению
Карманова К.В.
о признании недействительным и отмене решения Конкурсной комиссии по
проведению конкурса на замещение должности главы Администрации города
Екатеринбурга от 22 ноября 2010 года об отказе заявителю в допуске к
участию в конкурсе на замещение должности главы Администрации города
Екатеринбурга,
УСТАНОВИЛ:
Решением Екатеринбургской городской Думы от 2 ноября 2010 года
№51 <О конкурсе на замещение должности главы Администрации города Ека-
теринбурга> был объявлен конкурс на замещение должности главы Адми-
нистрации города Екатеринбурга. Указанным решением также была назначе-
ны дата проведения конкурса (26 ноября 2010 г.) и конкурсная комиссия,
определен период приема документов от кандидатов (с 08 ноября 2010 г.
по 19 ноября 2010 г.).
Кроме того указанным решением Думы было утверждено Положение <О
порядке проведения конкурса на замещение должности главы Администрации
города Екатеринбурга>.
Заявителем Кармановым К.В. 19 ноября 2010 г. было подано заявле-
ние и документы в конкурсную комиссию по проведению конкурса на заме-
щение должности главы Администрации города Екатеринбурга. 23 ноября
2010 года им получено уведомление об отказе в допуске к участию в кон-
курсе с приложением копии выписки из решения Комиссии от 22 ноября
2010 года № 5.
В качестве причины отказа в допуске указано на отсутствие доку-
ментов, подтверждающих наличие стажа муниципальной службы или госу-
дарственной службы (не менее шести лет) либо стажа работы по специаль-
ности (не менее семи лет), а также стажа работы на руководящих долж-
ностях в органах государственной власти или в органах местного самоуп-
равления либо в организациях в области промышленного производства, фи-
нансов, права, государственных и муниципальных учреждениях (не менее
пяти лет) со ссылкой на подпункты 2,3 Положения <О порядке проведения
конкурса на замещение должности главы Администрации города Екатерин-
бурга>.
Карманов К.В. обратился в суд с заявлением об обжаловании решения
конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности гла-
вы Администрации города Екатеринбург от 22 ноября 2010 года № 5, кото-
рым ему отказано в допуске к участию в конкурсе на замещение должности
главы Администрации города Екатеринбурга, полагая его незаконным и не-
обоснованным, поскольку им в полном объеме были представлены предус-
мотренные Положением документы, подтверждающие требуемый стаж,
Представители Конкурсной комиссия по проведению конкурса на заме-
щение должности главы Администрации города Екатеринбурга, привлеченной
к участию в деле в качестве третьего лица Екатеринбургской городской
думы в судебном заседании просили признать заявление необоснованным,
ссылаясь на то, что в нарушение требований пункта 16 Положения <О по-
рядке проведения конкурса на замещение должности главы Администрации
города Екатеринбурга> Кармановым К.В. к заявлению приложены копии двух
трудовых книжек на имя Карманова К.В.: № № от ДД.ММ.ГГГГ
года и № № от ДД.ММ.ГГГГ, при этом копия трудовой
книжки № №, выданная ДД.ММ.ГГГГ, оформлена и заверена
таким образом, что невозможно сделать однозначный вывод о том, являет-
ся ли последняя представленная страница трудовой книжки действительно
последней и не имелись ли на последующих, не представленных страницах,
другие записи.
Таким образом, по мнению вышеуказанных представителей, Карманову
К.В. правомерно было отказано в допуске к участию в конкурсе, в том
числе, со ссылкой на подпункт 3 пункта 21 Положения, в связи с наруше-
нием правил оформления документов. Соответственно, по причине предс-
тавления ненадлежащих документов, подтверждающих требуемый стаж, кон-
курсная комиссия обосновано сделала вывод о том, что Кармановым К.В.
не представлены документы, подтверждающие наличие у него стажа муници-
пальной службы и (или) государственной службы не менее шести лет либо
стажа работы по специальности не менее семи лет, а также стажа работы
на руководящих должностях в органах государственной власти или в орга-
нах местного самоуправления либо в организациях в области промышленно-
го производства, финансов, права, государственных и муниципальных уч-
реждениях не менее пяти лет. И на этом основании правомерно отказала
Карманову К.В. в допуске к участию в конкурсе в соответствии с под-
пунктом 2 пункта 21 Положения <О порядке проведения конкурса на заме-
щение должности главы администрации города Екатеринбурга> в связи с
несоответствием квалификационным и иным требованиям, установленным за-
конодательством о муниципальной службе и Уставом муниципального обра-
зования <город Екатеринбург> для замещения должности главы Администра-
ции города Екатеринбурга.
В судебном заседании заявитель Карманов К.В. и его представитель
доводы, указанные в заявлении, поддержали; в возражениях на пояснения
представителей Комиссии и Думы указали, что нарушение прав Карманова
К.В. усматривается в том, что требования Положения допускают их неод-
нозначное толкование, что дает Конкурсной комиссии возможность предъ-
являть к кандидатам неодинаковые требования в части представления до-
кументов, необходимых для регистрации. Законом не запрещено наличие у
гражданина нескольких трудовых книжек. Трудовая книжка №
№, выданная ДД.ММ.ГГГГ, в полной мере содержит сведения о
трудовом стаже, требующемся для участия в конкурсе, заявитель необхо-
димый стаж подтвердил в полной мере. Кроме того, каких-либо специаль-
ных требований по заверению копии трудовой книжки в Положении не со-
держится, по последней странице трудовой книжки, содержащей сведения о
работе, сделана соответствующая удостоверяющая запись сотрудника отде-
ла кадров по месту работы, указанная запись на момент подачи заявления
19.11.2010 г., являлась последней в трудовой книжке заявителя.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные
доказательства по делу, суд находит заявление подлежащим удовлетворе-
нию по следующим основаниям.
Определение условий организации и деятельности органов местного
самоуправления, равно как и иные вопросы, относящиеся к общим принци-
пам организации системы органов государственной власти и местного са-
моуправления, находятся, как следует из взаимосвязанных положений ста-
тей 72 (пункт "н" части 1) и 76 (части 2 и 5) Конституции Российской
Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Рос-
сийской Федерации.
Такого рода нормы, по мнению Конституционного Суда Российской Фе-
дерации, не могут допускать правовой неопределенности, так как иное
означало бы отступление от конституционного принципа равенства всех
перед законом и не соответствовало бы условиям функционирования зако-
нодательных (представительных) органов государственной власти в демок-
ратическом правовом государстве (определения от 11 мая 2004 года N
139-О, от 7 октября 2005 года N 341-О и др.).
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Рос-
сийской Федерации, выраженными им в ряде решений, нормы законов субъ-
ектов Российской Федерации, предусматривающие такую правовую неопреде-
ленность не гарантируют надлежащий порядок реализации гражданами своих
прав, если допускают вынесение произвольных решений об удовлетворении
заявлений одних и об отказе другим.
С учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19
и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую
определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной поли-
тики, необходимо, чтобы участники соответствующих правоотношений могли
в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть
уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законо-
дательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Принцип формальной определенности закона, предполагающий точность
и ясность законодательных предписаний, будучи, как указал Конституци-
онный Суд Российской Федерации, неотъемлемым элементом верховенства
права, выступает и в законотворческой деятельности, и в правопримени-
тельной практике необходимой гарантией обеспечения эффективной защиты
от произвольных толкований законов и подзаконных актов.
(Постановление от 27 мая 2008 года N 8-П).
Согласно п.3 Положения "О порядке проведения конкурса на замеще-
ние должности главы Администрации города Екатеринбурга" (Приложение 1
к Решению Екатеринбургской городской Думы от 2 ноября 2010 г. N 51), в
соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О му-
ниципальной службе в Российской Федерации", Законом Свердловской об-
ласти от 29 октября 2007 года N 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной
службы на территории Свердловской области", Уставом муниципального об-
разования "город Екатеринбург" кандидат на должность главы Администра-
ции города Екатеринбурга (далее - кандидат) должен владеть государс-
твенным языком Российской Федерации и соответствовать следующим квали-
фикационным требованиям:
1) наличие стажа муниципальной службы и (или) государственной
службы не менее шести лет либо стажа работы по специальности не менее
семи лет;
2) высшее профессиональное образование;
3) знание Конституции Российской Федерации, федеральных законов,
иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Сверд-
ловской области и законов Свердловской области, иных нормативных пра-
вовых актов Свердловской области, принимаемых Губернатором Свердловс-
кой области и Правительством Свердловской области, в соответствующей
сфере деятельности органов местного самоуправления и избирательных ко-
миссий муниципальных образований, а также Устава муниципального обра-
зования "город Екатеринбург".
В соответствии с Уставом муниципального образования "город Екате-
ринбург" кандидат должен соответствовать также следующим дополнитель-
ным требованиям:
1) достижение возраста не менее 35 лет;
2) срок проживания в муниципальном образовании "город Екатерин-
бург" не менее 10 лет в совокупности на момент подачи заявления для
участия в конкурсе;
3) наличие стажа работы на руководящих должностях в органах госу-
дарственной власти или в органах местного самоуправления либо в орга-
низациях в области промышленного производства, финансов, права, госу-
дарственных и муниципальных учреждениях не менее пяти лет;
4) отсутствие неснятой и (или) непогашенной судимости.
Согласно п.п.4 п.15 Положения в объявлении о проведении конкурса,
в частности, должны быть указаны условия конкурса, установленные нас-
тоящим Положением, в том числе требования, предъявляемые к кандидатам;
перечень документов, необходимых для участия в конкурсе, и требования
к их оформлению; порядок проведения конкурсных испытаний.
В соответствии с п.16 Положения гражданин, изъявивший желание
принять участие в конкурсе, лично представляет следующие документы:
1) личное заявление на участие в конкурсе по форме, установленной
Приложением 1.1 к настоящему Положению;
2) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, ус-
тановленной уполномоченным Правительством Российской Федерации феде-
ральным органом исполнительной власти, с приложением фотографии;
3) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий
документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);
4) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образо-
вание, стаж работы и квалификацию:
- копию документа о профессиональном образовании;
- копию трудовой книжки или иного документа, подтверждающего тру-
довую (служебную) деятельность гражданина;
5) копию страхового свидетельства обязательного пенсионного стра-
хования;
6) копию свидетельства о постановке физического лица на учет в
налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федера-
ции;
7) копию документа воинского учета - для военнообязанных;
8) заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания,
препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохожде-
нию;
9) сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на
муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного ха-
рактера;
10) документы, подтверждающие проживание в муниципальном образо-
вании "город Екатеринбург" не менее 10 лет в совокупности на момент
подачи заявления на участие в конкурсе.
Таким образом, пунктами 15, 16 Положения установлен перечень до-
кументов, необходимых для участия в конкурсе и требования к их оформ-
лению, в соответствии с которыми единственным конкретным требованием к
оформлению указано требование к анкете, которая должна соответствовать
форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федера-
ции федеральным органом исполнительной власти, с приложением фотогра-
фии и собственноручно заполненной и подписанной заявителем.
Других требований к порядку оформления, в том числе и каких-либо
требований к наличию заверения, форме и порядку заверения представлен-
ных копий документов Положением не предусмотрено.
Следует обратить внимание, что в силу п.16 Положения по желанию
гражданина им могут быть представлены документы о дополнительном про-
фессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого зва-
ния, о награждении наградами и присвоении почетных званий и иные доку-
менты, характеризующие его личность, профессиональную подготовку.
Как видно из материалов дела заявителем в Комиссию были представ-
лены следующие документы:
- копия трудовой книжки № №,
- копия трудовой книжки № №,
- копия протокола № 1 от 26.03.2007 г. об избрании директором
ООО <УКСГБ>
- копия выписки из ЕГРЮЛ от 13.11.2008 г.
- копия протокола № 1-2008/П от 30.07.2008 г. об избрании на
должность председателя правления ТСЖ <Татищева,92>
- копия выписки из ЕГРЮЛ № 56 от 12.01.2009 г.
- копия приказа от 08.09.2008 № 4-К.
Как пояснил в судебном заседании заявитель, представляя две тру-
довые книжки (одна из которых за период с февраля 1996 года по июнь
1998 года была оформлена в период его обучения в ВУЗе на период произ-
водственной практики), он полагал, что это является дополнительным
обстоятельством, положительно характеризующим его личность, учитывая,
что МИФИ был им окончен с отличием.
Суждение представителя Комиссии о том, какая трудовая книжка яв-
ляется "основной" (по мнению представителя сведения, содержащиеся в
"неосновной" трудовой книжке не могут считаться достоверными) и что
сведения только из "основной" книжки могут служить подтверждением тру-
дового стажа, не основаны на нормах трудового законодательства.
Более того, согласно п.п.4 п.16 Положения гражданин должен предс-
тавить копию трудовой книжки или иного документа, подтверждающего его
трудовую (служебную) деятельность, т.е. данный пункт допускает расши-
рительное толкование.
Таким образом, в данном случае безусловным является требование о
том, чтобы в представленной копии трудовой книжке содержались требуе-
мые сведения.
Доводы представителя Комиссии о необходимости представления всех
страниц трудовой книжке не подтверждено тектом Положения, соответс-
твенно, Положение интерпретируется Комиссией по своему усмотрению.
По этому же основанию не может быть принят во внимание довод
представителя Думы о том, что необходимость представления всех страниц
трудовой книжки продиктована необходимостью получения наиболее полных
сведений о кандидате (в трудовой книжке размещаются отметки о поощре-
ниях и награждениях), поскольку сообщение дополнительных сведений о
себе, в том числе, положительно характеризующих его личность, является
правом гражданина, сведения о наказаниях в трудовых книжках не содер-
жатся.
Более того, согласно п.16 Положения не предусмотрено характеризу-
ющих гражданина документов.
Формулировка заверения копии трудовой книжки "работает по настоя-
щее время", на которой настаивает представитель Думы, как безусловной,
ни трудовым законодательством, ни Положением о конкурсе не предусмот-
рена.
Как видно из копии трудовой книжки № № (л.д.80-90),
Кармановым К.В. в Комиссию были представлены все ее страницы, содержа-
щие сведения о работе заявителя, начиная с титульного листа и заканчи-
вая записью от 24.09.2010 г. о назначении на должность директора де-
партамента финансов Министерства по управлению государственным иму-
ществом Свердловкой области; данная запись является последней и удос-
товерена по месту работы в день подачи заявления в Комиссию, т.е.
19.11.2010 г.
Записи трудовой книжки № № с N 3 по N 33 подтвержда-
ют, что заявитель на момент подачи заявления имел достаточный для
участия в конкурсе как специальный стаж в области финансов, на руково-
дящих должностях, что Комиссией не оспаривается.
В силу п.21 Положения гражданин действительно не допускается к
участию в конкурсе, в частности, в случае:
- несоответствия требованиям, предусмотренным пунктом 3 настояще-
го Положения (п.п.2);
- несвоевременного представления документов для участия в конкур-
се, указанных в пункте 16 настоящего Положения, представления их не в
полном объеме или с нарушением правил оформления (п.п.3).
Конкурсная комиссия, отказывая Карманову К.В. в допуске к конкур-
су, сослалась именно на основания, предусмотренные п.п.2.3 п.21 Поло-
жения.
Однако суд полагает, что в силу вышеприведенных обстоятельств,
оснований для вынесения такого решения не имелось.
Других оснований в решении Конкурсной комиссии не содержится.
Таким образом, суд считает, что решение следует признать недейс-
твительным и отменить в части отказа заявителю в допуске к участию в
конкурсе на замещение должности главы Администрации города Екатерин-
бурга.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,
суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным и отменить решение Конкурсной комиссии
по проведению конкурса на замещение должности главы Администрации го-
рода Екатеринбурга от 22 ноября 2010 года в части отказа Карманову
К.В. в допуске к участию в конкурсе на замещение
должности главы Администрации города Екатеринбурга,
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Свердловский об-
ластной суд в течение 5 дней со дня принятия судом решения с подачей
кассационной жалобы через районный суд.
Судья