Дело № 2-1141/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Воркута Республики Коми 15 мая 2015 года
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Солодиловой Е.Ю.,
при секретаре Муравьёвой Е.М.,
с участием истца Колотовой Н.В.,
представителя истца Валеевой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению К.Н.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми о перерасчёте пенсии, взыскании недоплаты с учётом индексации, судебных расходов,
у с т а н о в и л:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям предусмотренным пп. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с 12 ноября 2014 года.
В обоснование требований истец указала, что 10.11.2014 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости на основании п.п.2 п.1 ст.28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года. Решением комиссии УПФ в г.Воркуте в назначении пенсии ей было отказано, в связи с отсутствием стажа, необходимого для назначения данного вида пенсии. С решением комиссии истец не согласна, считает, что ответчиком необоснованно исключёны из общего стажа период работы с в обезличено» с 28.02.1992 по 05.08.1992, и в обезличено» с 18.09.1992 по 20.02.1995. С учётом оспариваемых периодов её страховой стаж составит более 20 лет, в связи с чем, она приобретает право на пенсию по достижении 50 лет.
Ответчик с исковыми требованиями не согласен, в отзыве на исковое заявление указывает, что оспариваемые периоды не учтены в стаж в связи с тем, что записи внесены с нарушением инструкции о порядке ведения трудовых книжек: печать заверяющая период работы с 28.02.1992 по 05.08.1992 не «читаема», в записи о работе с 18.09.1992 по 20.02.1995 отсутствуют основания увольнения.
Истец и её представитель в судебном заседании требования искового заявления поддержали, по доводам, указанным в исковом заявлении.
Ответчик, извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил.
В соответствии со ст.167 ГПК суд определил рассмотреть дело в отсутствии ответчика.
Заслушав истца и её представителя, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец 10.11.2014 обратилась в ГУ УПФ РФ в г.Воркуте с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.2 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях» № 173 от 17 декабря 2001 года.
Решением ГУ УПФ в г.Воркуте от 24.11.2014 № 197/03 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» К.Н.В. отказано, в связи с недостаточностью общего стажа работы.
Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в г. Воркуте от 24.11.2014 № 1731, установлена следующая продолжительность стажа:
страховой стаж (календарно) – ...
страховой стаж (с учетом льготного исчисления 1 год за 1,5) – ...;
стаж работы в районах Крайнего Севера – ....
Как следует из протокола и таблицы трудовой деятельности, имеющейся в пенсионном деле истца, оспариваемые периоды работы в ЧП «ТОП» с 28.02.1992 по 05.08.1992, и в обезличено» с 18.09.1992 по 20.02.1995 исключены из стажа.
В соответствии со ст. 7 Федерального Закона « О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, действующего на момент возникновения спорных правоотношений, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
В трудовой книжке истца имеются записи о работе истца секретарём-машинисткой в Частном предприятии «ТОП» с 28.02.1992 по 05.08.1992, и Частном предприятии «Пивс» с 18.09.1992 по 20.02.1995 в должности товароведа. Записи внесены в хронологическом порядке, заверены подписями уполномоченных лиц и печатями работодателей.
Основанием для исключения оспариваемых периодов из страхового стажа, как указывает ответчик, явилось в первом случае - не читаемая печать заверяющая запись о работе, во втором случае - отсутствие основания увольнения.
Суд считает, что исключение указанных периодов из страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера по причине не «читаемости» печати и отсутствия основания (приказа) увольнения, неправомерными в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 9 статьи 30 применяется порядок исчисления и подтверждения стажа (в том числе специального), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до 01.01.2002 года.
Исчисление общего трудового стажа производится в календарном порядке с учетом Положения о порядке подтверждения трудового стажа, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 N 190.
В этой связи периоды работы до регистрации в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке (порядок был установлен нормами Положения от 04.10.1991), после регистрации - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с Положением о порядке подтверждения трудового стажа, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 N 190, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, характеристики, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении, трудовые, послужные и формулярные списки, членские книжки членов кооперативных промысловых артелей и кооперативных артелей инвалидов и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.
Аналогичные положения содержатся в пункте 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555.
Порядок ведения трудовых книжек на предприятиях в период работы истца регулировался Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда от 20.06.1974 года N 162.
Согласно положениям данной Инструкции:
п. 2.3 все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения). Записи производятся аккуратно, перьевой или шариковой ручкой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета.
В соответствии с п. 4.1 "Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях, организациях", утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162, при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
Из изложенного следует, что записи о работе, приказы о приёме, увольнении в трудовую книжку, вносятся администрацией предприятия или специально уполномоченным им лицом. Своевременное и правильное заполнение трудовой книжки относится к обязанностям работодателя и отсутствие приказа об увольнении, либо не «читаемая» печать заверяющая запись о работе не свидетельствует о недействительности самих записей, и не может являться основанием для исключения данных периодов работы из стажа для назначения пенсии, как не зависящее от воли истца обстоятельство, и тем самым, лишать истца права на полное пенсионное обеспечение.
При этом указание ответчиком в расписке-уведомлении на необходимость предоставления подтверждающих документов, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку само требование является неправомерным, что установлено судом.
Кроме того, по сведениям МБУ «Воркутинский муниципальный архив» документы обезличено» на хранение не поступали, в связи с чем истец лишена возможности предоставить требуемые ответчиком подтверждающие документы.
Также, согласно Правилам обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Постановления Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. № 17/19пб, при приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перевода с одной пенсии на другую и выплаты пенсии. А также, при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов;
проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;
принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения.
Следовательно, законодателем на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, возложена обязанность по истребованию от юридических и физических лиц документов необходимых для назначения пенсии, их проверке в необходимых случаях.
Из материалов пенсионного дела следует, что Управление Пенсионного фонда в г.Воркуте не предпринимало действий по истребованию подтверждающих документов.
Доказательств, свидетельствующих о том, что сведения, содержащиеся в трудовой книжке за оспариваемые периоды, не соответствуют действительности, ответчиком не представлено.
Проанализировав имеющиеся доказательства в совокупности, суд с приходит к выводу о том, что оспариваемые периоды работы истца секретарём-машинисткой в обезличено обезличено» с 28.02.1992 по 05.08.1992 и обезличено» с 18.09.1992 по 20.02.1995 в должности товароведа, подлежат включению в общий стаж, на основании записей в трудовой книжке, которые внесена в хронологическом порядке, на основании приказов, заверены подписью ответственного лица и печатью работодателя.
Также оспариваемые периоды подлежат включению и в стаж работы в районах Крайнего Севера поскольку, как следует из трудовой книжки, предприятия находились на территории г.Воркуты, отнесённой Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029, к районам Крайнего Севера.
С учётом включения в стаж оспариваемых периодов страховой стаж Колотовой Н.В., с учетом льготного исчисления стажа работы, протекавшей в районах Крайнего Севера, на дату обращением с заявлением о назначении пенсии составит более 20 лет:
С учётом положений ст.19 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", а также учитывая наличие у истца необходимой продолжительности страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера, требуемой для установления пенсии по пп. 2 п. 1 ст. 28, истец имеет право на досрочное назначение пенсии по достижении 50 лет, т.е. с 12 ноября 2014 года.
При таких обстоятельствах, суд считает подлежащими удовлетворению требований истца о назначении пенсии с 12 ноября 2014 года и возложении обязанности выплатить недоплату.
Поскольку несвоевременно выплаченные суммы пенсии утратили свою покупательскую способность, они подлежат индексации на индексы роста потребительских цен, установленных в Республики Коми.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте РК назначить К.Н.В. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп.2 п.1 ст.28 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 173-ФЗ от 17.12.2001 года с 12 ноября 2014 года, выплатить недополученную с 12.11.2014 сумму пенсии с индексацией на индексы роста потребительских цен в Республике Коми.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий Е.Ю. Солодилова